В этом посте было начало истории про рождественскую Вену, какой её увидели мы.
Продолжим?
Говоря о Вене нельзя не сказать о крупнейшем музее Вены - дворцовом комплексе Хофбург (Hofburg).
Изначально Хофбург был средневековой крепостью. С того времени сохранилась только капелла замка. Постепенно власть Габсбургов усиливалась, расширялись подвластные им территории, и крепость перестроили в пышную резиденцию. Хофбург сегодня - это 18 корпусов, 19 дворов и более 2 тысяч помещений, где разместились - резиденция президента, зал конгрессов, Испанская школа верховой езды, Австрийская Национальная библиотека, императорские апартаменты и Бог весть что ещё.
Как-то так выглядит план Хофбурга на инфографике
Фото Google
Побродив в шелках и туманах по парку Хофбурга,
мы решили посмотреть музей императрицы Сисси (той самой, до дворца которой мы не добрались на Корфу). Тут следует сказать, что австрийцы то ли действительно любят Елизавету Австрийскую (более известную под уменьшит пыльно-ласкательным именем Сисси), то ли делают вид, что любят (надо же продавать чей-то образ туристам). Прослушав подробный рассказ о жизни Сисси, бродя по королевским покоям (в музее есть аудиогид на русском языке) я так и не уразумела причину этой горячей любви. Сиси была настоящей красавицей (если известные портреты изображают её просто хорошенькой, то посмертная маска явно демонстрирует - императрица была очень красивая женщина),
Фото Google
вышедшей замуж по любви и обожаемой мужем. Стоит ли говорить, что и материальных проблем Елизавета не испытывала. Тяготясь строгими правилами дворцовой жизни императрица исполнению церемониальных обязанностей предпочитает активные путешествия: много ездила по Европе, подолгу жила на Корфу.
Вот например, личный вагон Елизаветы для путешествий по железной дороге
Фото Google
В Вене Елизавета появлялась чуть ли не раз в год, дабы открыв Очередной бал, укатить в очередное путешествие. И всплескиваю руками при всем при этом она была женщиной явно депрессивного склада: тоска, постоянно явно выражаемое желание умереть, то да сё.... Может любовь подданных к Сисси объясняется тем, что путешествуя 360 дней в году, мадам своей кислой физиономией не портила им жизнь?! Хотя и в ходе экскурсии по Хофбургу, и в ходе изучения материалов об Елизавете (например
вот) я слышала мнение, что такого культа Сисси, который существует в Австрии сейчас, при её жизни и близко не было. Вот уж чему охотно верю. Даже "причесанная" официальная экскурсия по императорским покоям Хофбурга оставила у нас с мужем явно негативное впечатление о даме, умудрявшейся месяцами не видеть детей и проводящей редкие часы дома в многочасовой заботе о своих (безусловно прекрасных) волосах.
Впрочем есть две вещи за которые Елизавету можно уважать. Уж здесь то Сиси проявила себя весьма прогрессивной дамой. Во-первых, пока её супруг Франц-Иосиф по европейскому обыкновению того времени плескался в лоханках, императрица оборудовала себе в покоях настоящую современную ванную и уборную. Во-вторых, говоря современным языком Елизавету смело можно было бы назвать фитнесс-девушкой. Она не только активно занималась верховой ездой, но и в своих покоях устроила некое подобие гимнастического зала: кольца и шведская стенка явно диссонируют с пышным убранством дворцовых залов :)Один из императорских залов
Фото Google
В некотором изумлении, покинув Хофбург, мы двинули изучать гораздо более позитивную тётеньку Марию-Терезию. Впрочем,сначала-то мы об этой императрице ничего не знали, а просто пошли в расположенный неподалеку от Хофбурга фамильный склеп Габсбургов.
Церковь и усыпальница Капуцинов (Kapuzinerkirche).
Фото Google
Первый камень в основание церкви Капуцинов, впоследствии совмещенной с фамильной усыпальницей рода Габсбургов, заложила императрица Анна. Меня очень интересовало как соотносится "нищенствующий" орден с императорской фамилией. Вроде бы члены королевской семьи не принадлежали этому ордену. Единственное (правда притянутое за уши) объяснение которое я смогла нарыть это то, что венценосные персоны, старались то ли быть проще смирять свою гордыню, то ли показать, что перед лицом смерти все равны и устраивали очень своеобразные похороны.
Начать с того, что царственного покойника, буквально потрошили. Из него вынимали сердце (сердца хранятся и поныне в какой-то венской церкви, название которой я запамятовала) и внутренние органы (тут я помню: бронзовые сосуды с внутренностями нынче находятся в катакомбах собора Святого Стефана). Далее следовал черед лица, которое просто-напросто разбивали всмятку (дабы новопреставленный не оказался на том свете слишком важным и пригожим).
Ну и при внесении гроба в церковь существовали свои причуды. Вот что сообщает нам википедия
При внесении гроба в церковь герольд из процессии стучал в ворота; настоятель, монах-капуцин, спрашивал по-латыни: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»; ему отвечали (к примеру): «О входе в эту усыпальницу просит раб Божий Франц; в земной жизни он был австрийским императором». Капуцин отвечал: «Такого мы не знаем!». Второй раз повторялось то же. На третий раз ответ герольда был: «Раб божий Франц, бедный грешник!». И двери открывались.
Короче скромненько и со вкусом.
Да и скромных гробов в усыпальнице хватает
Фото Google
Есть, правда, и менее скромные
и совсем нескромные
Ну а уж ложе
Марии-Терезии, декорированное в стиле рококо, выделяется суперпомпезностью. Это единственный в усыпальнице двуспальный гроб. Помимо самой Марии-Терезии здесь покоится её супруг Франц Стефан.
Кстати, их сын, император Иосиф II, находится в простом медном гробу в ногах родителей (на фото, его не видно). И это не удивительно. Император Иосиф II был подвержен идеалам протестантской скромности. Считается, что он предложил идею экономичного многоразового гроба, который после каждого захоронения можно было вытаскивать из могилы наружу. Идея не прижилась.
Но вернемся к поистине потрясающей женщине Марии-Терезии. Мария - ты мой герой! Она была видной политической фигурой: твердой рукой ведущей Австрию, значительно упрочившей авторитет страны в мире, проведшей множество внутренних реформ в финансовой, образовательной, научно-культурной сферах. По отзывам современников: она делала честь своему полу и короне. Вот уж кто, в отличие от красотки Сисси, обладал неуемной жизненной энергией и неизменным оптимизмом. Симпатичной Мария-Терезия была, разве что в юности. Государственные заботы и многочисленные роды (у супругов было 16 детей) оставили свой отпечаток
Фото Google
При таком раскладе немудрено, что муж мадам, предпочитал внебрачные приключения. Ну а благочестивая императрица при жизни заставлявшая супруга всегда спать с ней в одной постели, не успокоилась и после смерти. Благо первым умер-то как-раз муж. Тут уж Мария Терезия подсуетилась и обеспечила таки совместное посмертное брачное ложе. Что самое интересное верх сооружения венчает скульптурная группа: супруги изображены вскочившими с кровати и яростно вперившими в друг друга взоры.
Ну и не могу не процитировать следующее художественное произведение, найденное мной в посте
вот этой барышни "Пол залы разверзся, образовался страшный провал. Заскрипели канаты подъемной машины, из глубин подземелья медленно поднималось кресло с сидящей в нем владычицей великой Римской империи. Мария-Терезия появилась в зале, распространяя дух своих предков, которые разлагались естественным путем, ничем не закрытые (всем в мире была известна любовь Габсбургов к родимым трупам, которые они вывозили с собой даже на дачу, словно мебель или посуду).
...Канун войны совпал со зловещим шествием оспы по Европе, и эта зараза не щадила ни хижин, ни дворцов королей. Совсем недавно умерла от оспы невестка Марии-Терезии, а сейчас "маменька" спешно устраивала счастье своих дочерей... Руки старшей дочери Иоганны просил Фердинанд IV, король Сицилии и Неаполя, но перед свадьбой мать заставила Иоганну молиться над прахом усопших предков. Надышавшись миазмами мертвечины, невеста скончалась от оспы, а Мария-Терезия, горестно рыдая, утешила жениха:
- Такова воля божия! Но уже подросла Юзефа... Однако ты не думай, - сказала она Юзефе, - что покинешь Вену ради Неаполя, прежде не покаявшись на гробах достославных предков.
Бедная девушка упала в ноги матери:
- Пощадите меня, я не в силах исполнить ваших желаний! Там лежат эти страшные мерзкие трупы... избавьте, умоляю вас!
- Нет, до свадьбы ты должна покаяться.
- Безгрешна я, в чем же каяться?
- Тащите ее, - распорядилась императрица.
Невесту силой завлекли в подземелье церкви Святых капуцинов, где мать заставила ее лобызать оскаленные черепа пращуров; тут же лежала и недавно умершая от оспы невеста, которую болезнь изуродовала до такой степени, что ее тело не поддалось даже самому интенсивному бальзамированию.
Едва выбравшись из склепа, Юзефа вскоре ощутила боль в крестце, врачи определили - оспа! Вместо беззаботной жизни под солнцем Неаполя девушка погрузилась в мерзкую усыпальницу своих достославных предков...
Бравый король Сицилии выразил недовольство:
- Видит Бог, как я терпелив, но снова объявлен траур в славном доме Габсбургов. Вы звали меня в Вену ради веселья, а я уже второй раз тащусь за погребальными колесницами.
- Потерпи, король. У меня есть еще Каролина...
- Каролина счастлива быть твоей женой, - сказала королю Мария-Терезия. - Но прежде я заставлю ее покаяться на гробах своих предков, как положено в древнем доме благочестивых Габсбургов.
Тут воспротивилась сама Каролина.
- Нет, - заявила она. - Лучше я выброшусь в окно, но не полезу в эту вонючую яму, чтобы потом сгнить в ней заживо.
Ее страстно поддержала юная сестра Мария-Антуанетта (будущая королева Франции, которой суждено погибнуть под ножом гильотины). Императрица обругала дочерей безбожными еретичками, сказав при этом, что в старые добрые времена таких "лечили" на кострах.
- Ладно! Я сама замолю ваши грехи...
Она забралась в склеп и сидела там на родимых трупах, плача о заблудших душах юного поколения. "Маменьку" сам черт не брал - она выбралась оттуда жива и невредима".
В. Пикуль "Фаворит"
Ну и последняя картинка это надгробие Франца-Иосифа, его жены Елизаветы Австрийской (той самой несимпатичной мне Сисси) и их сына Рудольфа.
Фото Google
Потомков королевской фамилии хоронят в усыпальнице до сих пор. Если я ничего не путаю, последнее захоронение датировано 2011 годом.
Следующий на очереди Дом музыки (Haus der Musik).
Это существующий с 2000 года интерактивный музей звука. Пусть вас не пугает пресное название музея. При том, что я далека от музыки, примерно в той же степени, что декабристы были далеки от народа (на самом деле еще дальше) я однозначно могу рекомендовать Дом Музыки к посещению. Вот уж где мир звуков откроется во всем разнообразии. При желании поэтажное описание экспозиций музея можно легко найти в интернете. В самом музее вам дадут эдакий мини-путеводитель (есть на русском языке). Очень-очень много интерактива и это здорово.
Хотите слушайте записи Венского филармонического оркестра
Хотите - зайдите в специально оборудованный зал с большим экраном и посмотрите записи этого оркестра так, будто вы присутствуете на концерте.
Можете сами сочинить мелодию, бросая игровые кубики
А потом послушать, что там у вас получилось (если запомнить номер записи, на выходе за сколько-то там евро можно получить CD с вашей мелодией)
Отдельный агонь - этаж Соносфера. Начинается она с зала, попав в который вы не только слышите те же звуки, что и ребенок в утробе матери, но даже чувствуете вибрации, распространяющиеся по комнате. Прямо-таки гипнотически, скажу я вам.
Далее интерактивные экраны с помощью которых вы можете услышать самые разные звуковые феномены. Особенно мне понравился фиг-его-знает-как-правильно-называющийся эффект, когда произносимые вами в микрофон фразы возвращаются к вам с запозданием. Эти экраны позволяют выбрать два языка объяснения явлений: немецкий или английский. Т.ч. если вы идете с детьми сначала разберитесь что к чему сами.
Огромные музыкальные инструменты, воспроизведение разных звуков разными способами и еще масса всего занимательного
Ну и звуки со всего мира: шелест бумаги, храп, смех, токийское метро, турецкая деревушка, дождь в гонконге.... целая стена
слушаю
и тут слушаю. Но уже не звуки мира, а аудиогид по австрийским композиторам: Моцарт, Штраус, Гайдн, Бетховен.....
Ну и собираюсь дирижировать Венским оркестром
Собор святого Стефана (Stephansdom)
является главным католическим храмом Австрии и символом Вены. Путеводители утверждают, что это и самая красивая готическая церковь в Австрии. Свой современный облик собор приобрел в 1511 году.
Это, всего лишь 1905...
Фото Google
Высота самой высокой, южной, башни собора 137 метров. А вот северная башня Стефана - так и остается недостроенной. И опять-таки моё любимоё! байка в тему.
ЛЕГЕНДА О НЕЗАКОНЧЕННОЙ БАШНЕ СОБОРА СВЯТОГО СТЕФАНА (северной)
Нанс Пухсбаум был молодым подмастерье, мечтавшим о молниеносной и успешной карьере. Единственное чего юноше отчаянно не хватало - славы. Oн хотел это срочно изменить. Особенно после того как он влюбился в Марию - дочку признанного в городе мастера, руководившего строительством собора святого Штефана..
Когда после воскресной мессы красавица проходила мимо, он подумал о том , что она, наверное, даже не знает его имени.Тогда он решил, что о нем должны услышать все и сначала ее отец!
В то время для возведения собора святого Штефана были необходимы помощники и юный Пухсбаум сделал все возможное, чтобы получить место строителя.. Он был настолько старательным, что не только выполнял распоряжения своего начальника- отца возлюбленной, но и делал больше, чем требовалось.
Постепенно в городе распространилась молва, о том что юноша умнее и трудолюбивее, чем старый мастер, хотя тот незадолго до этого успешно руководил работами по завершению строительства южной башни.
Юная дочка мастера также обратила внимание на успехи юноши, в то время как ее отец чувствовал себя оскорбленным.
Когда же он услышал желание юноши взять в жены его дочь, то понял, что нужно спасать не только свою репутацию как лучшего мастера Вены, но и свою дочь.
Тем не менее он согласился исполнить его желание, если тот выполнит одно условие. Юноша должен был достроить северную башню в установленный мастером срок.
Но это невозможно!- воскликнул зодчий. - Башню можно достроить только через три года. В заданный Вами срок не сможет уложиться никто на земле!
- Если ты любишь Марию, то сможешь сделать и более трудную работу,- сказал довольный собственной хитростью мастер и покинул несчастного возлюбленного.
Дни и ночи думал Ханс, чертил чертежи и строил планы, но было понятно, что закончить башню в установленный срок было невозможно.
Однажды ему явился искуситель и предложил помощь:
- Хочешь ли ты достроить башню в срок и жениться на Марие?
- Да , но это невозможно, - ответил изумленный юноша.
- Я помогу тебе, - пообещал он .
-Что же ты потребуешь взамен?
- Немного. Если ты не назовешь имени Бога или кого-либо из святых, то наша сделка состоится. Если ты сделаешь это, то расплатишься своею душою.
-Не называть имени Бога, - это ведь не грех, подумал Пуксбаум.
И хотя сомнения мучили его неискушенную душу, образ прекрасной Марии предстал перед его взором и он согласился.
Дни и ночи работал зодчий над возведением башни. Строительство продвигалось быстро, а работа спорилась в его руках. Но из жизнерадостного, приветливого юноши он превратился в замкнутого неразговорчивого молчуна, который боялся проронить лишнее слово.
И вот однажды работая он увидел желанную красавицу, когда она проходила мимо.
Мария! -воскликнул юноша и протянул к ней руки, нарушив тем самым договор с искусителем. Его возлюбленная носила имя пресвятой девы Марии.
Душа бедного юноши стала принадлежать тому, с кем он заключил сделку, а строительство северной башни остановилось, ни одного камня больше не было положено с того дня. Она остается незаконченной и поныне.
Кто бы сомневался, что все зло от баб. На этой лирической ноте, вернемся к фактам.
Крыша собора украшена нарядной черепицей, из которой сложены гербы Австрии и Вены.
А на Южную, впрочем как и на Северную башни вполне можно подняться. Ну и фото с высокой южной башни.
На следующий день мы поднялись и на Северную башню, но над городом был туман, поэтому фотки оттуда получились те ещё. Впрочем парадоксальным образом, в живую виды с Северной башни, понравились нам больше, чем с Южной.
И вот несколько фото из самого собора (внутри можно взять аудиогид: интересно и информативно). Да, и приходить туда лучше утром. В идеале солнечным утром.
Если вы посещаете сокровищницу, то имейте ввиду: сокровищница эта прямо скажем, далеко не торт, но в качестве бонуса из одной из комнат этой самой сокровищницы открывается очень приятный вид на зал собора.
Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если я ничего не путаю, то в случае, когда в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором. Про эту очень красивую кафедру в святом Стефане подробно и интересно рассказывает аудиогид.
Ну а поскольку мы были в Вене в предрождественскую неделю собор активно украшался живыми елочками.
Крестильная купель 1481 года используется по прямому назначению до сих пор
А это статуя Мадонны - заступницы прислуги
Ну и ещё одна легенда, которая существует в разных интерпритациях. Пусть здесь будет такая:
.. Много лет назад жила в Вене богатая графиня, слывшая очень набожной, у нее в доме была даже своя маленькая капелла. Однако, если она не молилась, это был сущий дъявол, перед которым трепетали все слуги. Среди этих слуг была сирота, которой доставалось больше всех. Однажды из графининой шкатулки пропало ценное жемчужное колье. Ни на секунду не задумываясь, графиня обвинила бедную служанку в краже. Вызвали стражников... В отчаянии девушка бросилась к капелле, пала на колени перед мадонной и воскликнула: "Матерь божья, помоги мне!"
Графиня, следившая за служанкой, лишь усмехнулась: "Это - моя Богоматерь, ей не нужны молитвы слуг!" Но девушка не унималась и продолжала просить о помощи. Вахмистр, наблюдавший за этой сценой, засомневался и приказал обыскать дом. Вскоре драгоценность нашлась среди пожиток конюха. На допросе он признался в краже, и девушка была отпущена. Графиня, не желавшая более иметь у себя Богоматерь, помогающую слугам, подарила ее церкви. Слава о чудодейственном спасении девушки распространилась по всему городу, и за мадонной укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день
По здравому размышлению, решила не писать о гастрономической составляющей нашего путешествия отдельный пост. Ограничусь несколькими замечаниями здесь.
Во-первых, Вена, чуть ли не единственный город на земле, давший свое имя кухне. Ну все мы знаем, что существуют: русская, французская, итальянская, немецкая и т.д. кухни. И есть кухня венская.
Во-вторых, венская кухня меня впечатлила только одним блюдом, о котором чуть позже.
В-третьих, широко разрекламированные венские сладости мне совсем не понравились.
Скажем венский штрудель значительно менее вкусен, чем пражский. Даром, что покупался в известнейшей венской кондитерской Демель. Впрочем кофе там был на высоте. А еще здесь очень интересно есть пирожные и смотреть как работают кондитеры
Да и витрины Демеля очень хороши. Марципановая девушка
Ровно такое же разочарование вызвал фирменный торт Захер в одноименном кафе. Ну то есть не то чтобы это было откровенно не вкусно, но на вид, лучше, чем на вкус
Фото Google
Из того, что запомнилось - пожалуй венский шницель. Хотя мы его ели не там где
было бы надоНо у Фигльмюллера, надо было бронировать столик заранее. А мы предпочли заранее забронировать
Плачуту и насладиться жемчужиной венской кухни блюдом тафельшпиц (tafelspitz). Казалось бы вареная говядина. Но я встречала так много восторженных отзывов об этом блюде, а также упоминаний о том, что венский тафельшпиц не стоит пробовать нигде, кроме Плачутты, что решилась. И мы не пожалели. Я не сильна в описании еды, но это очень-очень-очень вкусно. Очень-очень-очень сытно. Смело просите одно блюдо на двоих.
И, конечно же, это целый ритуал.
Сначала вам принесут раскаленную металлическую пластину на ножках. Затем пару пыщущих жаром медных кастрюлек: в одной наваристый бульон с кусками мяса и мозговой косточкой. В другой - тончайшая соломка из жаренной картошки. А еще соусники с яблочным хреном и каким-то обалденным белым соусом. А еще поджаренные гренки черного хлеба. И даже пояснения как это все великолепие есть.
В общем если вы хотите познакомится с тем, что такое венская кухня - от души рекомендую именно это восхитительное блюдо.
Ну а план по венским винотекам, который у меня был набросан, мы не выполнили. Предпочитая глинтвейн на рождественских базарах.