Каталония весной. Часть 4 Барселона

Aug 15, 2015 00:19

Мне очень-очень-очень понравилась Барселона. И если бы меня попросили (кто? зачем?) описать этот город одинм словом. Я бы назвала слово РАЗНАЯ.
Она дейстивтельно очень разная. Узкие улочки готического квартала и широкие проспекты современного города. Шумные бары и спокойные кафешки. Пионеры и пенсионеры, любители музеев и почитатели дискотек, спортсмены и гурманы, ценители шопинга в аутлетах и .... Мне сложно представить хоть одного представителя рода человеческого, для которого Барселона не предложила бы что-то, что будет ему по душе!
Но для меня этот город, навсегда будет ассоциироваться с великим Антонио Гауди.




Вероятно, когда нибудь я соберусь силами и допишу здесь все, что мы смогли увидеть в Барселоне и услышать от Ильи http://catarus.ru/ у которого брали весьма насыщенную, позновательную и интересную индивидуальную экскурсию. Опубликую фотки с обзорных площадок Монжуика и Тибидао; удивительные фонари с каменными лавочками с Пасео де Грасия; огромные круизные лайнеры, пришедшие в порт и открытые веранды уличных кофеен... Но на сегодня пусть будет самое-самое поразившее и впечатлившее меня. Творения Антонои Гауди.
В случае с Гауди сошлись сразу несколько факторов.
Во-первых, Антонио был сыном котельщика, внуком кузнеца и бондаря - возможно поэтому ощущение пространства у него было заложено, что называется на генетическом уровне.
Во-вторых, с ранних лет ребенок страдал ревматоидным артритом, не мог бегать и играть с другими детьми, но мог часами сидеть около моря, наблюдая за волнами, песком, облаками, ракушками. Здесь следует сделать две ремарки. Многие творения Гауди напоминают замки из песка. И ни одно из его архитектурных произведений не имеет прямых линий. Антонио их ненавидел, считая, что самый лучший архитектор - Господь Бог, никогда не применял прямые линии, но всегда - плавные, закругленные.
В-третьих, Гауди был гением. Просто гением. Возможно немного безумным (чего стоит история его смерти под колесами единственного в тогдашней Барселоне трамвая), но таковы уж они - гении.

Дом Бальо (или дом костей) изначально был самым обычным прямоугольным домом, который его владелец - текстильный магнат Бальо-и-еще-длинная-куча-слов хотел снести нафиг. Что-то там ему не нравилось совсем. Были серьезные проблемы с освещенностью и вентиляцией. Но Гауди, изучив заказ, обещал исправить все проблемы перестройкой фасадов. С чем блестяще и справился. Какие-то супер-новаторские для того времени решения в области освещения и вентиляции. Ну а визуально - сказка. Дом под драконьей чешуёй. Дом-дракон, над которым одержал победу покровитель Каталонии Святой Георгий (тут мы дружно вспомнили герб Москвы). Меч Георгия - вот эта башенка с маковкой в виде креста - на переднем плане. Ну а фасад дома - сплошная чешуя дракона, тут и там сдобренная костями и черепами менее удачливых драконоборцев.



Фото Google

Дом завораживающий как утром, так и вечером



Фото Google

Внутрь дома мы не попали, испугавшись очереди. Зато полазили по крыше еще одного известнейшего дома Барселоны. Дома Мила
Это сам дом



Вечером еще красивше



А это мы лазим по крыше



Даже трубы здесь - произведение искусства



Фото Google

А вот парк Гуэля несколько разочаровал.



На картинках из интернета все выглядело очень ярко. И казалось, что это целый городок в стиле пряничных домиков Гензель и Гретель.



Фото Google

В реальности - было не так красочно



И собственно, вот эти два домика и есть в парке. Ну и масса народа, куда ж без народа :)



Впрочем, все равно красиво!



А уж мозаика. Я уже писала, как тащусь от этой фотографии. Игра света-тени от листьев дерева на лице и футболке дочери - совершенно дивно перекликается с мозаикой на спинке скамьи. А знали бы вы, как создавались сами скамьи!



Или вот очередное подтверждение величия таланта архитектора. Надо сказать, что парк Гуэля находится на вершине холма (тремя фотками выше очень хорошо видно и панораму основного города, и море, открывающееся из парка). Разумеется во времена Гауди весьма остро стояла проблема водоснабжения парка персной водой. Для получения технической воды на полив растений, мытье тел и прочие хоз. нужды Гауди продумал целую систему сбора пресной воды с помощью вот этой галереи.



Фото Google

Площадка над колоннами засыпана песком, а под ним - гравием, что создает эдакую фильтрационную подушку для дождевой воды. В колоннах же спрятана система труб собирающих эту воду и передающих ее в нужные места.
Вот этот интерактивный макет из музея Гауди в городе Реусе - наглядно демонстрирует процесс дождь-фильтрация-сбор воды в колонны



О небольшом парке Гуэля можно рассказать еще массу занимательных мелочей, но кинем последний взгляд на пряничный домик и...



... и вернемся в Барселону. К самому главному, самому впечетляющему творению великого архитектора. Храму Святого Семейства (la Sagrada Familia)
Есть некторые вещи, красоту которых, не в состоянии передать никакие фотографии. В основном это творения Господа, или природы - это уж как вам угодно. Скажем горы! Вы видели хоть одно фото гор, способное передать всю прелесть оригинала? Я - нет. Так вот Саграда - одно из тех рукотворных творений, с непередаваемой аурой. Храм огромный, но воздушный. Величественный, но теплый. Из-за его масштабов, обилия людей и общей моей косорукости ни одной приличной фотографии Саграды целиком - у меня не получилось. Но я прекрасно помню свое "Ух ты!", когда только увидела храм из окна машины.
Было не столь ярко, как на фотографии - но это фото вызывает у меня отголоски тех самых первых ощущений. Пусть будет тут



Фото Google

Сам Гауди считал это строительство главным делом своей жизни. "Я хочу создать библию, воплощенную в камне" - говорил он. И, таки с вот этим фасадом (фасад Рождества - целиком создан Гауди) - у него получилось. Более сорока (!) лет жизни Гауди отдал строительству храма. Тем, кто упрекал его в медлительности архитектор заявлял: "А мой заказчик никуда не торопися" :)
И послушав, КАК архитектор строил храм, я удивляюсь, как он провернул всю эту работу всего-то за сорок лет.
Маленький пример: многочисленные скульптуры, украшающие фасад



Снизу все скульптуры выглядят, что называется "как живые". Гауди для их создания искал натурщиков среди своих знакомых или просто "людей с улицы", если те напоминали ему те или иные библейские персонажи. В мастерской архитектора была сложная система зеркал - позволявшая делать наброски позировавших людей в трех проекциях. Затем отливалась статуя из глины и поднималась на нужную высоту на фасаде. Но ведь восприятие пропорций при взгляде на предмет снизу-вверх - искажается. Это искажение пропорций - фиксировалось. Скульптура спускалась вниз, изменялась и заново поднималась наверх. Этот цикл продолжался до тех пор, пока поднятая наверх фигура не становилась абсолютно пропорционально выглядящей для человека внизу. После чего скульптуры отливали не из глины, а из более прочного материала и те занимали уже постоянное место на фасаде.
Вообще строительство Саграды продолжается по сию пору. Закончены два фасада (уже упоминавшийся - Рождества Христова и Стратсей Христовых). По замыслу - фасада должно быть три (третий - Славы Христовой). Каждый из фасадов обрамлен четырьмя башнями-колокольнями - символизирующими апостолов.
Кстати ажурные решения башен (на фото как раз таки башни со стороны второго фасада)



должны будут не только придавать легкость храму, но и спроектированны таким образом, чтобы ветер продувающий их насквозь - задевал колокола. Таким образом, по замыслу Гауди - сам Господь будет играть тут свою музыку.
Вот сам второй фасад - вообще не впечатлил. Нечто резано кубическое. Сплошные прямые линии. Старик Гауди поди извертелся в гробу. А разочарованная я даже не попыталась запечатлеть фасад Страстей целиком. Впрочем эта фотография дочери с аудиогидом у входа дает примерное представление о масштабе трагедии.



Кстати! Обязательно, всенепременно и настоятельно рекомендую взять в собор детский аудиогид. Благо стоимость входа в храм без него и с ним - отличается не сильно. Собственно приборчик то один. Просто пользуясь взрослым аудиогидом вы вводите один набор цифр, пользуясь детским - другой. Я честно пыталась слушать взрослый. Ну.... если б я была искусствоведом, или архитектором, или хотя бы сочувствующим возможно смогла бы слушать всю эту чухню-нуднятину про нефы, аспиды, клуатры, и прочие трескучие и малоинформативные для меня названия. Но к счастью рядом были дети. Даже мне, взрослой тетке, было интересно отгадывать многочисленные загадки, зашифрованные при строительстве храма (вот к примеру как-то-там-называющийся квадрат в котором сумма цифр по вертикали, горизонтали или даже в угловых квадратах равна 33);



искать спрятанные тут и там секреты; хохотать над сравнением некоторых колонн с растянутой жвачкой (а ведь колонны обрамляющие фасад Стратей Христовых действительно на нее и похожи) и замирать от восторга глядя на каменный лес колонн внутри храма (благодаря аудиогиду мы обратили внимание на то, что колонны сделаны из разных материалов и даже тактильные ощущения от этого каменного леса - разные)



Фото Google

Ну и немного о свете внутри









позитифчик, Испания, путешествия, 2015

Previous post Next post
Up