Aug 29, 2016 12:45
Часто приходится выступать в защиту церковнославянского языка. Вот сегодня как раз хороший повод. На службе праздника перенесения Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь читается Евангелие о том, как в одном самарянском селении не приняли Христа, потому что "лице Его бе грядущее во Иерусалим". (Самаряне чурались евреев так же, как евреи язычников). Если перевести службу на русский, смысл выбора этого евангельского зачала станет непонятным, т.к. современный язык не допускает сохранения таких архаичных оборотов, они выглядят в нем нелепо. Синодальный перевод гласит "Он имел вид путешествующего в Иерусалим", и новый перевод Российского библейского общества ему вторит. Сам этот оборот, сохраненный греческим и славянским текстами (наверняка и другими древними переводами, я не проверял еще), имеет, по-видимому, арамейское происхождение. Иметь "лице грядущее" куда-либо значит и намереваться, и направляться туда, и выглядеть как направляющийся туда. Но в службе праздника этот смысл перенесен на икону, Нерукотворный Образ: он и есть "лице, грядущее в Иерусалим", т.е. в христианскую столицу, в Константинополь. Подобные толкования хорошо знакомы специалистам по древней экзегетике, они могут быть названы "ожившими метафорами". По нейтральной научной классификации это "игра слов". Для чего же отцы Церкви пользовались "игрой слов"? Думать, что для них это было просто игрой, по-моему, нечестиво. Кроме того, думая так, мы сами себе закрываем путь к дальнейшим размышлениям. А между тем, обнаружение всякой такой аллюзии есть только начало разгадки. В данном случае, по-видимому, выбор именно этого евангельского чтения связан с общим антииконоборческим настроем службы. А также с тем, что уход Образа из Эдессы был отчасти вынужденным, его спасали от растущей арабской угрозы. Как иконоборцы, так и мусульмане - те, кто не принимает запечатленного лица Христова, не верит в самую возможность этого запечатления. Но Христос не уничтожает их: когда ученики предложили свести огонь с неба на непокорных самарян, Он ответил: "Не знаете, какого вы духа. Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать". Итак, Его лицо есть лицо кротости. Поэтому оно и не принимается миром. А Он проходит мимо тех, которые не приняли Его, и направляется "в Иерусалим" - к Своим верным, в простоте сердца верящим истории получения больным царем Авгарем убруса с отпечатком лица Спасителя и его чудесного исцеления.