Гадский Пончик.

Apr 06, 2016 12:27

Оригинал взят у zina_korzina в Гадский Пончик.
  • Советский Агитпроп ненавидел жирных, а «мурло мещанина» - всенепременно толстое - считалось несомненном критерии безобразия. В СССР образ буржуя, кулака, спекулянта, etc всегда был связан с громадным животом и лоснящимися щеками. Нездоровая полнота, как принадлежность классово-чуждых групп. Квинтэссенцией этой идеи можно назвать культовую сказку «Три толстяка». Юрий Олеша в своей сказке неистово нападает на толстых - он их высмеивает, ненавидит, презирает и в конечном итоге - свергает. Это презрение к «толстым свиньям» прослеживается практически у всех советских авторов в той или иной степени. Тучность - это признак лени, чревоугодия и даже - филистерской пошлости, низости и …предательства. Очень часто по сюжету предателем становился именно толстоватый Плохиш с его «банкой варенья да корзиной печенья». Интересно, что современный писатель Михаил Елизаров, говоря, собственно, об одном из отрицательных гайдаровских персонажей выдал недвусмысленное: «Уже тридцать лет прошло, а я до сих пор не доверяю толстякам - лишний вес так и остался для меня физическим синонимом подлости». Сытый, точнее пресыщенный - значит гад. Жрёшь? Значит, сволочь. Толстый? Стало быть, ни черта не делаешь. Ужинаешь вместо того чтобы смотреть на звёзды? Заклеймим позором!



  • Рисунок Генриха Валька.

    В популярной детской трилогии о Незнайке есть такой знаковый персонаж - Пончик. В отличие от своего тунеядствующего друга, Пончик знает себе цену и, что называется, «умеет жить». Незнайка - воплощение весёлого хаоса. Он подобен Тому Сойеру и тем многочисленным двоечникам, которые постоянно что-нибудь выдумывают. У тех - всё взрывается, летит и горит синим пламенем. Любимый герой советских книг для детей - это развесёлый прогульщик, склонный к разнообразным авантюрам. Таков Незнайка. Не то - наш Пончик. Ему не нужны приключения, как не в жилу любая деятельность. Незнайка полон асоциальной динамики, но он - двигатель. Его можно перенаправить - подобно тому, как бывшие шалопаи становились героями войны, капитанами, изобретателями или - на худой конец - артистами. Пончик должен был пройти все стадии позора, чтобы в финале повиниться перед товарищами с рефреном «Братцы...Братцы...». В «Незнайке на Луне», как мы помним, плохиш-Пончик по-своему среагировал на построение коммунизма в отдельно взятом Цветочном городе...

    «Все были очень довольны. Единственным, кто пострадал на этом деле, оказался Пончик. Когда Пончик увидел, что теперь можно брать в магазине любую вещь, какая только могла понадобиться, он стал недоумевать, к чему ему вся та куча костюмов, которая накопилась у него дома». Принцип полноценного удовлетворения потребностей не подходит куркулям. Ибо им всегда мало. «Пончик завязал свои старые костюмы в огромный узел, вынес тайком из дома и утопил в Огурцовой реке, а вместо них натаскал себе из магазинов новых костюмов. Кончилось тем, что его комната превратилась в какой-то склад готового платья». Во взрослых книжках о коммунистическом воспитании чётко говорилось: человеку с нездоровым отношением к собственности нечего делать в Светлом Будущем. Не умеешь сдерживать потребительские порывы - не ходи в Рай. Сиди, медитируй, пока не пропрёт.

    Дальше - больше. Когда в городе начались приключения с невесомостью, только Пончик изобразил бессилие и страх. «Знайка сказал, что Пончик, очевидно, потерял ориентацию в пространстве и не сумел приспособиться к состоянию невесомости. На самом же деле Пончик прекрасно приспособился к невесомости, но так как он был чрезвычайно хитрый, то решил это скрыть. В то время, как все коротышки работали, он летал потихоньку по комнате и уплетал манную кашу, которая вывалилась из кастрюли и плавала вокруг комьями. За небольшой промежуток времени он единолично съел целую кастрюлю каши, так что от нее и следа не осталось». Рассуждал наш плохиш в духе всех умненьких и сметливых сапиенсов: «- Вот я и сыт, и ничего мне больше не надо! -- говорил с удовольствием Пончик. - А остальные пусть трудятся, если им это нравится». Лететь на Луну Пончику, разумеется, не хотелось - а зачем?! Раззадоренный Незнайкой, он, правда, соглашается на приключение, однако, быстро понимает: надо линять! Но не тут-то было. Впрочем, наличие превеликого количества еды успокоило нашего едока-профи...

    Интересно, что оставшись один и по сути бросив Незнайку в лунном гроте, Пончик опять принимается жрать и делает это, пока не заканчивается «хрючево». Только этот безотрадный факт заставляет его вылезти из «логова». Оказавшись, как и Незнайка, в лунном обществе, Пончик...буквально сразу...вписывается в рынок. Он быстренько смекает, что соль можно не давать, а - продавать. «Жил теперь Пончик в полное свое удовольствие, как и все остальные лунные богачи, и даже назывался он теперь не просто Пончик, а господин Понч. Из гостиницы он переехал в собственный дом, завел себе слуг, которые одевали его и раздевали, убирали у него в комнатах, смотрели за домом. От нечего делать он по целым дням просиживал в ресторанах, ел там самые вкусные кушанья, а в промежутках между едой околачивался на берегу залива и вертелся на чертовых водяных колесах или на морском параболоиде».

    Вся лепота заканчивается только тогда, когда господин Понч не выдерживает конкуренции со стороны олигарха. Тогда он нанимается крутильщиком на аттракционы и вот тут начинается его перевоспитание. Безусловно, советская дидактика подразумевала исправление почти любого девианта. Пройдя через непосильный труд и подпольную деятельность (Носов был потрясающе остроумен со своим Союзом Свободных Крутильщиков), так вот, пройдя через всё это, он начинает что-то соображать. Хотя, в реальной жизни мещане и куркули вообще никогда не исправляются - они приспосабливаются, имитируют, изображают идейность, делают осмысленное лицо. А потом, когда наступает час икс, рушат ненавистный им «космический», идеалистический строй, мешающий чавкать и тащить из магазина костюмы. В общем, сказка она и есть - сказка.
  • культурная война, книги

    Previous post Next post
    Up