Япония - страна, в которой потребление возведено в ранг культа. Побывать на островах и не заразиться вирусом консьюмеризма могут разве что совсем идейные товарищи, далекие от материальных ценностей, как планета Земля от Юпитера.
Красивые витрины, симпатичные коробочки, аккуратные тесемочки и вежливые продавцы делают шоппинг в Японии захватывающим и приятным действом. Поход по магазинам здесь превращается в самый настоящий праздник. Заходя в крупный токийский универмаг, я каждый раз чувствую, как течет кровь по жилам капитализма. Все блестит и сияет, а ассортимент поражает воображение.
Не успело закончиться лето, как манекены облачаются в осенние вещи. Cтоит только снять хэллоуинский костюм и выкинуть чуть подзасохшую тыкву, как на полках, словно по волшебству, появляются рождественские игрушки, елки и гирлянды. Японские магазины это какой-то другой мир. Мы, во всяком случае, представители моего и более старшего поколения, не привыкли к такому обилию товаров. Поэтому, оказавшись в Японии, хочется кружиться в шопоголическом порыве без остановки. Через какое-то время, как несложно догадаться, наступает пресыщение. Когда дома скапливаются туфли и платья, которые надевались от силы пару раз, вещи, которые лишь захламляют пространство, понимаешь, что потребительское поведение пора менять. В какой-то момент приходит осознание того, что идя на поводу у маленького шопоголического монстра, который без конца требует обновок, ты что-то делаешь неправильно, что своей тягой к вещам ты приближаешь экологическую катастрофу. О
полиэтиленовых пакетах я уже писала. Сегодня - об одежде.
Когда я только приехала в Японию, я постоянно ходила штурмовать свои любимые магазины: "Стодевятку", "Лафорет", "Люмине", а по особым праздникам "Такасимая", "Сейбу" и "Исэтан". На фоне крупных московских моллов с их непонятным ценообразованием и скромным ассортименом, японские универмаги выглядели выигрышно, особенно в период распродаж, когда шоппинг превращался в настоящую отдушину и программу анти-стресс.
Поначалу мне казалось, что в Японии все очень дешево. Приведу банальнейший пример. Жители России с ужасом ждут прихода холодов - цены на зимнюю одежду и обувь у нас кусаются. Покупка пуховика грозит больно ударить по бюджету. Ничего более менее приличного дешевле тех же 10-15 тысяч рублей в Москве найти невозможно, и то если повезет. Учитывая, что курс уехал далеко и надолго, страшно представить, сколько за зимние вещи будут просить в этом году.
В свою первую японскую зиму проблема покупки пуховика встала передо мной остро. Холодный цукубский ветер пронизывал до косточек. Когда сил терпеть напор стихии не осталось, я поехала в "Стодевятку" и купила себе зимнюю куртку, проведя в магазине от силы полчаса. Отдано за нее было где-то баксов 150 - по старому курсу, цена вообще смешная.
Вернулась в Цукубу и начала всем хвалиться, что отцепила клевый пуховик за три копейки.
- Классная куртка. Сколько? - спросила меня одна подруга, трогая мягкий меховой воротник.
- Полтора мана* всего, прикинь, - не скрывая своей радости, выдала ей я.
Подруга опешила.
- Так дорого?
Сначала я подумала, что она шутит, но через пару секунд до меня дошло, что она это серьезно. Что не так с этими людьми, пронеслось в моей голове.
- Можно же в сэконде купить тыщи за две.
На этот пассаж я вообще не нашлась что ответить.
В России культура подержанных товаров до сих не прижилась. У нас нет не только приличных сэкондов, но и спроса на них. Желание порыться в груде ношеного кем-то барахла в России может возникнуть либо у отпетых хипстеров и модников, либо у откровенных нищебродов. Причем первые, как правило, пытают счастья на европейских барахолках. Признаться в том, что вещь куплена в сэконде, для обычного россиянина все равно что расписаться в своей несостоятельности. Донашивать за кем-то попросту неприлично, мы же не в Советском Союзе живем в самом деле, да и бедные 90-е давно закончились, скажет любой нормальный человек.
Точно также мыслила и я, два года обходя сэконды стороной. Бывало заходила за компанию, но тут же выбегала, потому что мысль о том, что все эти кофточки и юбочки кто-то носил, вызывала отторжение. Все изменилось где-то полгода назад. В очередной раз зашла за компанию, не собираясь ничего покупать, но подруга с грозным видом всучила мне пару вещей и отправила в примерочную, не обращая никакого внимания на мои "не хочу, не буду". Cели вещи просто идеально.
- Если ты их не возьмешь, я их куплю сама и заставлю тебя их носить.
Сопротивляться было бесполезно. В тот же самый день, к слову, моя суровая подруга прикупила себе норковую шубу. Цена вопроса - 2000 иен. Еще раз. Норковая шуба чуть ли не до пола (мне страшно представить, сколько маленьких симпатичных зверушек на нее ушло) за 2000 иен. 20 долларов. 1000 рублей.
Это был инсепшн. Когда спустя несколько месяцев я снова зашла в сэконд и откопала там платье от Цумори Чисато, которое очень долго хотела, но не могла себе позволить, потому что огромная жаба в моем мозгу квакала, что бедные студенты должны жить скромнее, у меня случился переворот в сознании.
Зачем спускать несколько манов на платье из новой коллекции, если буквально спустя год, а то и раньше, ту же самую вещь можно будет купить за пару сэнок**? Но и это было не главным доводом в пользу сэконда.
Мы покупаем вещи и выбрасываем их, ни о чем не думая. Сэконд дает вещам второй шанс - вместо того чтобы гнить на свалках и отравлять окружающую среду, платья, туфли и сумки, некоторые из которых даже не носили (вещей с ценниками на японских барахолках навалом), обретают новую жизнь. Покупатель счастлив, что урвал классную вещь по грошовой цене, а на свалке осталось чуть больше свободного места. Верх осознанности даже не в том, чтобы купить что-то в сэконде, а чтобы собрать старые ненужные вещи и их туда отнести. Это потребует больше усилий, чем просто дойти до помойки, но принесет значительно больше пользы обществу.
Если бы кто-то сказал мне пару лет назад, что я буду заглядывать в сэконды, я бы покрутила пальцем у виска. Действительно, никогда не говори никогда.
* 1 ман - 10000 иен
** сэнка - от японского "сэн", 1000 иен