а давайте я вам сегодня расскажу про "Тихую смерть"? не пугайтесь. это я когда к поездке готовилась, вычитала на каком-то сайте-путеводителе, что "тихой смертью" называют в амстердаме трамваи. просто они у них не такие, как наши (что за тридевять земель слышишь), а тихие тихие и откуда иногда берутся для туриста мало понятно. читала я тогда и не верила. ну как так - не заметить трамвай, который на тебя едет. можно! было пару раз. в последний момент отскакивали. они реально, сука, бесшумные!
схемка у них укуренная и для нас была сначала непонятна, но сразу бросается в глаза, что все трамваи стартуют от централ-стэйшн (лень мне по-английски писать!), что на деле очень удобно - картинка из вики
дальше прячусь под кат
перерыла все фотографии - оказывается с внешней стороны мы ни разу не свотографировали трамвай. ну да ладно.
что сказать? трамваи в амстере - очень удобный и быстрый вид транспорта, исключая случаев, когда, как и у нас, "кончается электричество" и они тупо не ходят - да, на такой фэйл мы попадали 2 раза. первый - сами были в центре и надо было как-то доехать до первого отеля, в итоге просто дошли до централ-стейшн и залезли в трамвай, который долго стоял и не ехал, а потом забился под завязку и помчал. а второй раз - перед самым отъездом на родину, но про это будет один отдельный пост.
система билетиков и оплаты довольно удобная. мы по нашей амстердам-кард купили на 72 часа (карта на музеи и карта на проезд). 72 часа - катайся сколько хочешь. теперь у нас, кстати, с 1 февраля такие билетики вводят. на самом деле это очень удобно, особенно если катаешься часто и делаешь много пересадок или просто часто подъезжаешь по 1-2 остановке. потому что когда наши 72 часа кончились и оставались сутки с небольшим на праздное шатание по городу, мы поняли как жестко каждый раз покупать билет на 1 час (читай на 1 поездку). вроде пару раз мы взяли такой билет и быстренько сообразили, что надо на 24 часа взять - дешевле!
кстати, специально погуглила и нашла расценки:
- 1 разовая поездка - 105,00 RUB (2,60 EUR)
- Проездной на 1 день - 283,00 RUB (7,00 EUR)
- Проездной на 2 дня - 465,00 RUB (11,50 EUR)
- 3 дня - 627,00 RUB (15,50 EUR)
билетики можно купить у "водителя" или, не знаю как правильно называется - "контролера второй части трамвая".
для понятности переходим к внутреннему убранству и нашим довольным мордам.
заходим в трамвай - ступенек нет (на новых трамваях - про старые чуть позже и без картинок), и прикладываем билетик (как в метро) к считывающему устройству (на фото белое с розовым значком). сразу оговорюсь. трамвай состоит из 2х частей. вход в 1ю дверь первой части (рядом с водителем) и в 1ю дверь второй части (там и дверь шире и сидит как раз второй "смотритель").
на данной фотографии с довольным укурышем вы можете наблюдать (за спиной укурыша) внутреннее убранство первой части:
на табло написано куда трамвай идет (в каком направлении), так же на табло после отправления от остановки появляется надпись следующей. тут внимание! мы напоролись на этом в самую первую поездку. видите кнопки? они на каждом поручне, достать их можно и сидя и стоя и проблем никаких нет с ними. но! для того, чтобы на следующей остановке вам выйти (особенно, если никто на ней не стоит и заходить не собирается), сразу как от предыдущей остановки вы отъедите - жмите кномпку! тогда рядом с названием следующей остановки на табло (справа), появится красная надпись "стоп", если надписи нет, то 90%, что трамвай проедет мимо. сокрость у него приличная, и тормозить резко по первому требованию он не умеет. еще про выход. для того чтобы выйти надо не только кнопочку нажать, но и опять прислонить билетик. все просто - зашел в транспорт - прислонил, выходишь - прислони. там везде об этом напоминания висят. кстати, прислонить можно и до выхода. главное не забыть.
за мной вы можете наблюдать вторую часть трамвая и в будочке того самого смотрителя. во второй части двери, прямо напротив смотрителя, смотритель и дверь на выход в самом конце - очень маленькая и узкая. смотритель открывает двери для выхода и входа, продает билетики и трепется через микрофончик с водителем. мы один раз попали на такого веселого смотрителя, который ехал и явно комментировал все, что видит. рот у него не закрывался никогда.
на фото выше видно насколько удобно сидеть в этом трамвае. да, там такие типа "столики", на них все ставят сумки и пакеты (лучше придерживать) и на них очень удобно облокачиваться. вообще мне понравилось именно как внутри все сделано - удобно.
теперь про скорость. падали мы (особенно я) в этих трамваях часто. как правило на сидящих амстердамцев, который на мое "сорри" отвечали "it's tram" и понимающе поднимали меня с себя. во-1 трамвай едет очень быстро (не знаю какая скорость - быстрее наших), во-2 он не тормозит на поворотах, в-3 (тут внимание) есть мосты и улочки где параллельные 2 путя (я знаю что не так это должно писаться, так будет понятней), так вот эти 2 путя на 2 трамвая сливаются в один. по факту "слитие" это (в натуральную величину) выглядит как поворот рельс почти на 45 градусов на буквально 50 см. так вот на таких "слитиях" трамвай тоже не тормозит, а гонит на полной скорости. еще про такие места - хорошо, когда такое место тянется хотябы 3-5 метров, а когда меньше - то выглядит так: резко влево - все упали, сразу вправо - все в другу сторону полетели. случаи падения с сидячих мест тоже наблюдались, у туристов, я тоже пару раз чуть не съехала, а уж чемоданы, если такие имеются, летают просто на ура :)) поэтому ездить на трамваях весело - надо обязательно держаться за поручни, лучше двумя руками, а лучше вообще сидеть :)))
про старые трамваи обещала выше написать. катались на них всего раза 3. они со ступеньками, очень узкие, не такие быстрые, но с дверьми на обе стороны. выглядят внутре не так просторно: у дверей лестница на 3 крутых ступеньки вверх, проход на максимум 1го худого человека и лестница на 3 крутых ступеньки вниз. сидячие места в ряд по одному ровно на размер ступенек. и они только из одной части. с чемоданом в такой трамвай лучше не пытаться залезть ;) кстати, в длинный трамвай с чемоданом в первую дверь тоже лучше не ломиться, тк у водителя проход узкий и большой чемодан туда плохо пролезает.
а вот так выглядят почти все остановки:
очень удобно. вразу видишь какой трамвай в каком направлении и во сколько будет. как правило часы не врут.
еще про удобство, если освоиться, то трамваями можно пользоваться, как метро. тк идут-то они все до централ-стейшн и стартуют от туда же, но как правило, они еще и все пересекаются где-нибудь в недрах города. просто надо очень аккуратно изучить схемку и понять куда и откуда вам надо. пара пересадок - и вы экономите минут 30 ;) так же некоторые ветки ходят в очень очень отдаленные от центра места (как к мельнице слотен) - удобно, но не помню, как там с оплатой проезда...
еще в амстере есть вот такой общественный транспорт:
это чтобы от центрального вокзала на другой берег попасть, а может и дальше. мы им не пользовались, но наверное это весело.
про амстеровское метро мы слышали, не читали, видели один раз указатель куда спуститься (опять же у центрального вокзала). мы не спускались. наш знакомый из москвы, с которым мы в самолете познакомились и протусим половину следующего дня (по хронологии постов) спускался в него. сказал, цитирую "так много негров я нигде не видел. как-то там страшно и некомфортно, напоминает старые фильмы про нью-йоркское метро в бруклине. в общем я спустился на станцию, чекинулся и вышел" (с). ну как-то из этого мы поняли, что в метро нам точно не надо и смотреть там не на что.
на этом закончу свой сбивчивый рассказ про трамваи (надеюсь инфа кому-нибудь пригодится), и пообещаю рассказать вам в следующем посте про мадам тюссо (с фотками ужасного качества) и темную историю амстердама (это такой аттракцион при мадам тюссо, очень классный и веселый с забавными персонажами и пытками в реальности :))))))