оригинал записи от
vokinaБлагодарю
bau_bai Обряд размывания рук между роженицей и повитухой был распространен повсеместно и делался в обязательном порядке, не зависимо от того, как прошли роды.
Тем более, что повитуху приглашали именно на роды не всегда, обычно к первородящим, или если что-то пошло не так, а вот ладить-править-парить и роженицу и малыша повитуху звали обязательно. Потом еще несколько дней повитуха наблюдала роженицу и новорожденного, ухаживала за ними, оберегала, помогала по хозяйству и на 3-5-7 день проводился обряд размывания рук. Считалось, что повитуха не может отказать, если ее позвали к роженице, но были некоторые исключения. Если руки с предыдущей женщиной еще не размыли, то считалось, что руки повитухи в крови этой женщины, повитуха нечистая и к другой женщине идти не может.
Так как обряд древний и был распространен везде, то в каждой местности сложились свои особенности, но ключевые моменты везде были одинаковы, и значит для удачного завершения необходимые. Тем легче их было вычислить.
В итоге
канва обряда размывания рук такова:
Готовится вода, так же как для убирания испугов-сглазов-переполохов (описаны и угольки, и серебро, и соль, и зерна, и столовые приборы и молитвы).
Вода в кувшине, женщины становятся на пороге.
Сначала Повитуха льет воду на руки роженице, при этом роженица ладонью собирает воду, льющуюся с ее локтя и пьет, так три глотка.
Затем роженица так же поливает воду повитухе и та пьет с локтя трижды (я для льющейся воды можно подствить таз, потом вылить ее туда, где никто не ходит, в кусты, в цветник со словами "Куда вода, туда болезни и беда", но в этнографии таза нет, все на порог льется).
Потом они берут полотенце (в оригинале рушник), который приготовила роженица и ОДНОВРЕМЕННО вытирают им руки (в других случаях вытирать руки одновременно одним полотенцем считается плохой приметой).
Затем женщины смотрели друг другу в глаза, до состояния, когда за личинами увидится божественная, искренняя душа и просили друг у друга прощения: "Прости меня за все вольное и невольное, что я сделала и подумала" и ответ "Бог простит и я за ним".
Потом они обнимаются и стоят обнявшись по достаточности.
Затем роженица отдаривается от повитухи подарком.
В разных местах подарки были разными, в зависимости от того, что считалось ценным в этом месте и в это время, но это уже было дополнением. В обязательный же комплект входили: мыло, полотенце, которым вытирали руки и отрез ткани, как символ полотна-общества, которое состоит из из отдельных нитей-судеб, и которое повитуха помогает ткать.
В общем все просто, дел на 5 минут, но за это время происходит что-то важное, словно пространство закрывается и рвется ниточка, которая в ином случае заставляла бы роженицу (и судя по беседам с акушерками) и повитуху мысленно возвращаться тому взаимодействию, вспоминая, точнее, переживая (воспоминание и переживание хоть и похожи, но переживание содержит боль, тянет силы, выдергивает из "здесь и сейчас") что было сделано, сказано, а как могло бы быть, а что можно было бы сделать. А силы льются не туда, а в переживание того, что уже было. И даже если роды были расчудесными, они все равно будут переживанием (там все равно есть боль), если их с помощью обряда не перевести в простое управляемое воспоминание. Состояние меняется после обряда быстро и результат ощущается сразу.