Этим летом, в Польше я познакомилась с очень интересной девушкой - студенткой, журналисткой и молодым режиссером Натальей Богатской из Саратова. Выкладываю здесь интервью с ней.
Ольга Веснянка: Наталья, расскажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь и над каким фильмом работаете?
Наталья Богатская: Меня зовут Наталья Богатская. Фильм, который я планирую подготовить, связан с темой «Немцы Поволжья». Сама я из Саратова. Это город на реке-Волге, город Поволжья. И на территории Саратовской области раньше была республика немцев Поволжья. Республика эта была испокон веков, еще до Второй мировой войны. Там существовали немецкие города, немецкие постройки, жило очень много немцев. У них были свои обычаи, своя культура. Они очень много привнесли в развитие региона в целом. Очень многие города, очень многие села носили немецкие названия. Например, город, который сейчас называется Красноармейск - откуда героиня одного из сюжетов, который будет в фильме, жила всю жизнь в городе, который назывался Байцер до того, как стал Красноармейском после того, как его переименовали. Как известно, во время Второй мировой войны и перед этими трагическими событиями Сталин принял решение депортировать немцев. Многие из них были отправлены в Сибирь, в Казахстан. Они лишались своих домов. Причем это было трагедией для них и трагедией для многих русских, чьи жизни были связаны с немцами. Многие из них рассказывают об этом, дают очень неоднозначную оценку действиям Сталина в то время. Ведь в чем-то они были обоснованы. Дело в том, что, например, в Саратовской области во время Второй мировой войны были важные сстратегические объекты. Были причем в тех городах, где жили немцы Поволжья, в тех селах. Были зенитные установки, были госпитали. Известно, что некоторые из них докладывали фашистам эту информацию. И, возможно, выбора не было, возможно - был. Что интересно, некоторые русские, те, кто жили в городах немцев Поволжья, говорили на немецком языке лучше, чем на русском. И в школах очень во многих преподавали на немецком языке. Немецкий язык был там если не первым, то уж точно вторым.
Ольга Веснянка: Возвращаются ли эти немцы? Как много еще осталось тех, кто помнят еще своих предков?
Наталья Богатская: Очень многие немцы вернулись. Практически все, у кого была такая возможность, возвращались. Герои сюжетов рассказывали мне о том, как возвращались немцы в свои города сразу после того, как это стало возможным, после войны. Как они приходили и находили свои дома: некоторые - заняты, некоторые - разграблены, некоторые находили сво дома в том виде практически, в котором оставляли. Кто-то возвращался, потому что там была их родина. После того, как Германия, немецкое правительство, стало проводить активную политику по возвращению немцев на родину, очень многие воспользовались этим случаем. Объединенная Германия, несомненно. Очень много немецкое правительство и сейчас прикладывает к этому усилия. Есть сайты, на которых указана точная статистка о разных годах: сколько немцев возвращалось, возвращалось из Сибири, возвращалось из Поволжья, возвращалось из Казахстана. До сих пор сохранились на территории, к сожалению, многие недействующие лютеранские церкви. Очень много зданий сохранилось. Есть целые города, вроде города Бальцера, в прошлом - Бальцера, где практически все застройки немецкие. И что интересно, до сих пор среди русского населения очень ценятся эти постройки. Очень много усилий прилагается, чтобы их сохранить. Купить дом, который построен немцами, выгоднее, чем дом, который был построен русскими. Потому что немецкие дома были очень качественно спроектированными. Они простояли полвека, некоторые - больше, еще со времен самой первой Республики немцев Поволжья. И эти дома зимой сохраняют тепло, летом сохраняют холод так, как не сохраняют русские дома.
Ольга Веснянка: Скажите, пожалуйста, какое теперь Вы наблюдаете внимание к немецкой культуре в Саратове?
Наталья Богатская: Мне кажется, что десятилетием раньше, пожалуй, больше было внимания, очень тесно сотрудничал регион с различными немецкими организациями, с венгерскими организациями. Этими ассоциациями были созданы кладбища военнопленных. У нас было очень много бизнеса, связанного с немцами. Например, у нас есть Поволжский немецкий банк и другие представительства. Было немецкое консульство в Саратове, которое потом, к сожалению, закрыли и перенесли. И сейчас, к сожалению, эта тенденция исчерпала себя. В данный момент не столько усилий прилагается, чтобы это сохранить.
Но знаете, что очень приятно - это что-то, что сильно в памяти людей. И это что-то, что передается из поколения в поколение. И многие рассказывают, ныне живые участники, конечно, с болью вспоминают события войны, но при этом не ассоциируют немцев и фашистов. Для людей того поколения, которые прошли через это, у них не возникло в силу того, что это были их друзья, их родственники, у них не возникло очень плохих стереотипов. Это очень серьезно повлияло на отношение к культуре в регионе в целом. И очень интересно встречать, например, потомков немцев Поволжья. Очень интересно, что многие из них считают себя немцами. Они гордятся своей немецкой культурой, даже если они остались, даже если не воспользовались шансом переехать в Германию. Интересно возвращались потомки немцев, которые были депортированы в Казахстан, например. Возвращались из Казахстана, и не в Германию - возвращались в Поволжье, в те республики. Очень любопытные союзы семейные, разные религии, все это сходится в одних семьях.
Ольга Веснянка: Что это будет за фильм? С какой целью Вы решили его сделать? Над чем сейчас работаете? И, может быть, коротко, где Вы обучались и почему с технической точки зрения решили это делать?
Наталья Богатская: Фильм будет посвящен, соответственно, тематике немцев Поволжья. Посвящен, потому что это что-то, что забывать нельзя, это что-то, что нужно зафиксировать пока еще есть такая возможность, пока есть люди, которые помнят это, могут поделиться своим личным опытом. Это очень важно.
Исторический период, вероятнее всего, после Второй мировой войны. К сожалению, тех, кто могли бы рассказать о республике до, уже нет в живых. Но те, кто прошли войну, они помнят, как выглядела Республика, как выглядели города. Все это сохраняется, несомненно, в исторических хрониках. И немецкое правительство прилагает усилия для того , чтобы сохранять эту информацию, для того, чтобы она была общедоступной.
Планируется, что это будет документальный фильм. Дело в том, что ничто, на мой взгляд, не может заменить искренние чувства людей. Ни один актер не может сыграть так, как рассказывают об этом люди, которые через это прошли. Как те, чьих родственников, чьих друзей, чьих семей это коснулось. Они вкладывают в это больше, нежели просто рассказ. Для них это вся их жизнь, и они очень дорожат этим. Может быть, с болью вспоминают, но мне кажется, в этом случае жанр документального кино - наилучший для рассказа об этих событиях от людей, которые с этим связаны.
Я окончила бакалавриат Саратовского государственного университета по специальности «журналистика». И в университете у нас преподавался спецкурс «документальное кино», который вел Дмитрий Алексеевич Нуньков, известный российский документалист, снявший такие известные фильмы, как фильм про Толстого «Ясная поляна», и многие другие. И как раз Дмитрий Алексеевич очень большое значение придает принципу «человек напротив меня в кадре». Принципу, который важен для нашего фильма, и который все меньше и меньше воспринимается современной аудиторией. Ведь современный зритель очень настроен на клиповое мышление, быстро меняющиеся картинки в небольшой промежуток времени. И многие зрители теряют способность воспринимать, сопереживать рассказу простого человека в кадре. Между тем, как эффект, который производит этот рассказ, намного выше, нежели любые другие находки.
Ольга Веснянка: Я с вами согласна. Скажите, пожалуйста, сейчас Вы работаете над сценарием и Вам будет помогать этот режиссер? Как Вы найдете материальные возможности сделать этот фильм?
Наталья Богатская: Сейчас часть исходников фильма отсняты. Но они отсняты на любительскую камеру. Отсняты весьма эпизодически. Работа, я надеюсь, будет продолжаться, и мы сможем переснять некоторые моменты на камеру профессиональную. Это непросто. Документальное кино очень сильно отличается от постановочного. Приходится прибегать к съемке скрытой камерой. Потому что простые люди, которые хотят поделиться чем-то, часто не могут рассказывать на камеру. Многие из них испытываю стеснение, они теряются. Поэтому приходится снимать скрытой камерой, потом общаться с ними, показывать, спрашивать. Это довольно затратно - в первую, очередь по времени. Сценарий сейчас находится в работе. Но сценарий документального кино отличается от сценария игрового и будет меняться, вероятнее всего, еще много раз. Есть герои, к которым мы уже обращались и планируем обратиться, они из Саратовской области. Это этнические немцы, есть потомки этнических немцев. Некоторые из них как раз переехали из различных регионов вроде Казахстана, Сибири. Некоторые из них - те русские, кто были связаны с немцами Поволжья.
Ольга Веснянка: Есть ли у Вас немецкие корни? Что воодушевило на создание такой ленты? Почему?
Одна из причин, по которой меня занимает эта тема, и вообще то, как я с ней встретилась - это мои предки. Это мои дедушка и бабушка, которые как раз проживали в Саратовской области, в городе Бальцере. Они не были этническими немцами, но при этом все их окружение было немцами Поволжья, и очень много теплых воспоминаний осталось у них. Бабушка моя рассказывала, как она ходила в школу и первые несколько классов она говорила только на немецком, почти не говорила на русском. Что все ее подружки были из Республики немцев Поволжья. Они были немками. И очень многое в жизни города было связано именно с немецкой культурой. То, с каким теплом она с самого раннего детства рассказывала мне эти истории, не могло не отразиться и не заинтересовать в данной теме.
Ольга Веснянка: Не могли бы Вы сказать, сколько Вам лет? И это будет первая Ваша такая работа, да?
Богатская: Мне 22 года. Это вообще моя первая такая работа пробная в рамках документального кино и кино в принципе, так как обучалась я по специальности печатного журналиста и работала какое-то время редактором молодежной газеты. С телевидением напрямую никогда связана не была. Да и интерес, наверное, возник из-за темы, а не тема из-за профессии.
Ольга Веснянка, лето 2009 года.