С сайта Методолог.ру. Юрий Даниловский (СПб) беседует с Александром Владимировичем Кудрявцевым (Москва) о том, как обучают ТРИЗ на задачах, которые возникают в жизни учащихся (Московский открытый институт изобретательского творчества).
Ю.Д. - Саша, ну просто здорово. А вот этот студенческий курс практики для Бауманки и института тонких технологий? Вот вы месяц, значит, занимались с этими людьми. Что вы им рассказывали в течение этого месяца. Я услышал про все методологические штуки. Они все очень интересные, а наполнение какое было?
А.К. - Ну, наполнение было в основном : практика. Они же к нам на практику приходили.
Мы начинали с того, что мы вынимали из них то, что выражаясь на молодежном сленге, их «достало». «Ребята, а что вас «достало» по жизни?»
И делили это на две вещи: что вас «достало» по жизни: хамство окружающих, и что вас «достало» из техники, что вам менее интересно делать из технологий, с чем менее всего интересно работать или трудно работать. Имеется в виду в отношении предметов быта.
И мы вытаскивали из них задачи. Задачи получались очень разными.
Например, приходит девочка, студентка 5 курса Института тонких технологий и говорит: «У меня проблема, мои родители вчера очень сильно наказали сестру младшую, потому что она нарисовала классики на паркете».
И мы начинаем: «Давай решать эту задачу». Ну, можно, конечно, сказать: «надо сестру заставить не рисовать классики на паркете». А можно решить эту задачу. Хочется же в классики поиграть зимой. А где? И очень быстро придумывается такая штука, как классики на куске линолеума, разрисованные, которые лежат в кладовке, а зимой ты их разматываешь и по ним можно прыгать. Вот это шаг №1. Мы тут же посылаем человека в магазин за линолеумом. Покупаем кусок, начинаем его разрисовывать. Они же и начинают его разрисовывать. И мы тут же вместе с ними начинаем придумывать разные типы классиков. Один что ли тип выпускать, давай разные придумывать. И вот пошел продукт. Или девочка говорит: «у меня проблема, яйца для салата нарезать, терпеть не мог, все рассыпается...» Ну, давай решать. Придумывают они яйцерезку не с одним набором струн, а с тремя наборами и т.д.
Пытаемся вытащить из них задачи. Пытаемся заставить их решать эти задачи.
Там же иногда до смеха доходило, почти всегда доходило до смеха. Девочка говорит: «У меня проблема, я живу в общежитии, у меня около двери на коврике с обратной стороны собираются кошки каждый вечер. Сидят, орут там, запах такой, они там метят». «Ну, так давай решать». «А как? Я их гоняю, гоняю».
Но она начинает решать. И начав решать, она тут же понимает, что надо собирать информацию. Она лезет в Интернет, пытается распросить на форумах, чего кошки не любят. Ей там рассказывается куча информации: чего не любят кошки. Она из этого выбирает, чего они не любят такое мирное для себя. Они не любят запах йода.
Она приходит через неделю и говорит: «Кошек нет» Она взяла свой коврик, и с внутренней стороны вылила на него два пузырька йода. И они ушли. И ты понимаешь, что когда приходит эта девочка и она говорит: «Я пять лет жила с этой проблемой. Я с ней жила, я пыталась решать: выскакивала и кричала: «Кыш, там, окаянные»».
А проблема решилась за неделю. Проблемы решаются тогда, когда ты их решаешь.
Вот это самое главное, что мы хотели им донести и внести в них эту мысль, понимаешь. Основа нашего курса была именно такая: мы вытаскивали из них проблемы, заставляли их решать, обсуждать, кричать друг на друга и т.д.
И маленькими кусочками вставляли разные элементы теории по мере необходимости.
Ю.Д. - Саша, т.е. эти люди пришли на занятия, не имея никакого представления ни об одном из инструментов.
А.К. - Абсолютно, конечно. Ну, так же как, большинство граждан Земли решают проблемы, не имея никакого представления об инструментах. Конечно. И самое главное - воля.
Самое главное - это двинуться по пути решения. И плюс к этому какая-то инструментальная поддержка в тех объемах, в которых это необходимо.
- Поправлю Александра Владимировича: плюс инструментальная поддержка в необходимых и достаточных объемах!
"Какая-то" поддержка - не точность!