Письмо из города N

Apr 13, 2011 01:13

Да, а ещё пришло вот такое письмо:

"Вика, здравствуйте! Мы живем в (...), очень хочется попробовать с дочерью позаниматься йогой. У меня в прошлом был опыт занятий, очень нравилось, но после рождения особого дитя все прервалось... Дочери 5 лет, сохранен интеллект, самостоятельно не ходит - за ручку, неуверенно, руки плохо слушаются, гиперкинетический синдром. Постоянно ЛФК, массажи, иппотерапия, логопед... Общалась сегодня с нашим самым опытным педагогом по йоге (...), он вроде бы, не против помочь, но в замешательстве, так как не знает, с какой стороны подойти к особому ребенку, нужны медицинские специальные знания. При этом сам уже лет около 20 практикует йогу Айенгара. Помогите, пожалуйста, советом, что-нибудь почитать ему, может быть, нужно? Какие аспекты йоги для особых деток нужно знать или изучить? Он человек увлеченный, но нужно какой-то толчок дать, на что-то внимание обратить, чтобы знания умело применить, что-ли... Если вам не трудно, Вика, дайте, пожалуйста, ссылки! Буду очень благодарна, с уважением, Екатерина."

Решила ответить здесь, т.к. подобные вопросы получаю регулярно.

Итак, первое, что нужно осознать - речь идёт о занятиях с 5-летним ребёнком. Ребёнок - это ребёнок, с любым диагнозом. Ребёнок будет заниматься чем угодно, если 1) будет интересно занятие и 2) интересен будет человек. Второму научить сложно и не знаю, возможно ли. Тут нужно работать над собой преподавателю, личная практика во всех её аспектах - наше всё. А вот что касается первого, то вариантов масса - можно придумывать новые названия поз, можно петь подходящие по смыслу песенки, можно играть в "море волнуется" и делать разные асаны, не забывая при этом о задачах занятия и не скатываясь в обычные "поигрушки". Собственно, этому и учатся на методических семинарах по детской практике йоги.

Теперь что касается особости. Конечно, нужно понять, в чём конкретно проявляется особость, и за этой информацией есть смысл обратиться, прежде всего к родителю - никакой врач и никакой медицинский учебник не знает этого конкретного ребёнка так, как мама или папа. А также за этой информацией мы обращаемся к самому ребёнку! Это значит, внимательно наблюдаем за всем происходящим с ребёнком, предлагаем варианты, пробуем - а если мы сделаем вот так, как ты себя чувствуешь? А если вот так? Если есть речь - ок, нет - наблюдаем в разы внимательнее, полностью сосредотачиваемся и растворяемся в ребёнке.

Определяем основные возможности и активно их используем, определяем сложности ребёнка и придумываем варианты работы с ними. Всякие-разные варианты на решение одной и той же задачи - это чтобы было интересно, чтобы ребёнок почувствовал разные ощущения в разных асанах, почувствовал себя в разных ипостасях. Помогаем мануально, если нужно, но всячески стремимся удержать внимание на процессе, комментируем если нужно "вытягиваем руки вверх-вверх-вверх - вдох! - наклоняемся вперёд - выдох!", инструкции очень простые (никаких внутренних пяток и задних коленей).

Литературы по особой йоге на русском пока нет, да, собственно, и готовых рецептов нет - есть только конкретные дети и личный опыт практики йоги конкретных преподавателей, который и есть наша задача передать ребятам в той форме и в том объёме, который они готовы принять. Поиски способов этой передачи и есть наша основная работа.

опыт преподавателя, йога, бкс айенгар, азы, дцп, асана

Previous post Next post
Up