Jun 01, 2014 03:08
Пусть кому-то покажется символичным делать первую запись в первый день лета, но не мне, хотя я известный искатель подтекстов. Пока не определилась с целью ведения этого блога, но, надеюсь, что он не станет очередной клоакой для язвительных замечаний.
Немного о прекрасном для затравки.
Не далее, как вчера, я со студенткой отделения закуски и алкогольных наук (шифрую мою компаньонку) и с одним шифровальщиком (с этом семестре он сдавал криптографию) метнулись в святая святых (Мариинский) дабы лицезреть, что там напортачил Янис Коккос с дилогией Берлиоза.
А теперь предупреждаю: далее возможно проявление дилетантства, так что пусть мой друг (Григорий, это тебе) простит меня.
Начну с музыкальной составляющей, пожалуй. Мне показалось, что исполнение ничего выдающегося из себя не представляло, запал в душу (прямо очень-очень) только финал, в котором Дидона и Эней по очереди поют песнь жестокой судьбе, воле Богов и др.
Перейду, собственно, к постановке. Не войдёт в список даже маломальски выдающихся достижений в искусстве первый акт "Троянцев" (это токмо о постановочной части). Во всех анонсах очень явно подчёркивалось, что вот она постановка, в которой так чудесно будут задействованы возможности новой сцены, что нас ожидает как минимум "вах". Меня все это натолкнуло на мысль, что где-то мы это слышали (лето 2013, опера "Левша"). После этих ассоциаций я, например, готовилась не к самому лучшему, так что первый акт меня чуть добил. Но я надежду не теряла, благо, в театре не первый раз. И, надо отметить, впечатление в конченом итоге весьма положительное.
Чтобы закончить с недостатками, добавлю только какую-то дичайшую статику происходящего. Недавно я что-то у кого-то читала, такое гневное и возмущённое на тему того, что вот, мол, Черняков не знает, как входить в мизансцену и как из нее выходить (это почти на уровне байки, но). Так вот здесь я вообще не понимаю, что происходило. Происходящее на 90% состояло из того, что вот мы все высыпали, стоим, а вот сейчас ария, и мы резко рассасываемся по углам. Скуку это все не могло не нагнать.
Ну, так же надо отметить черно-белый концепт, от которого у меня уже глаза слезятся. Я сейчас, чтобы быть точной, сразу скажу, что мои плевания ядом по поводу черно-белого не имеют никакого отношения к жолдаковскому "Евгению Онегину". Там это было оправдано, там это было обыграно, низкий поклон Жолдаку и MAREUNROL’S, НО Я ТУТ НЕ ОБ ЭТОМ! Приведу пример с последним "Трубадуром" Пицци. Там черно-красная гамма (без оттенков и переливов, буквально) правила балом, и это было настолько же бессмысленно. Короче говоря, костюмы в "Троянцах" вызвали землетрясение в моей душе примерно на 8 баллов по шкале Рихтера, так что впечатление от спектакля чуть не оказалось в руинах.
Сейчас наступает тот момент, когда у тех, кто всё-таки вытер кровавые слезы и дошел до этого места, создалось впечатление, что все просто ужасно. Но это отнюдь не так. Было еще пару моментов, которые мне были не совсем (СОВСЕМ НЕ) понятны, как то: появление солдат с АК-47 (условно, не знаю, что у них там на самом деле), а так же танк, точнее БТР (это на самом деле ни то ни другое, просто там вроде был дворец, накрытый покрывалом, который по форме напоминал танк только без "штучки, в которую смотрят" - дословная цитата от компаньонки, она имела в виду дуло, - так что какое-то время было неясно, что же это за объект диковинный). А вот теперь начну хвалить!
Мне очень (честно и серьезно) понравилась идея с огромным так называемым зеркалом. На сцене было много народу, но огромная отражающая плоскость увеличивала пространство и давала как бы дополнительную декорацию. С первого акта пол раздвигался и сдвигался, а под ним была лестница вниз (в подвал?), в третьем акте к этому зеркалу добавились еще движущиеся лестницы, так что эффект действительно был впечатляющим. Это, пожалуй, самая интересная находка режиссера, хотя сомневаюсь, что он первый, кто использовал что-то подобное.
Не упущу возможности проехаться по смыслам, по самой основе. Согласитесь, для того, чтобы выделить тему выбора между любовью и долгом (предназначением?) выбран не самый простой, с позволения сказать, фон. История отличается эпичностью, стремительностью, но это действительно проходит где-то на заднем плане. На авансцене все-таки выбор, любовь и смерть.
Не стоит обольщаться в отношении того, что Энейем движет только воля Богов. Все гораздо сложнее, и тут мы обращаемся к философскому пониманию древнего мифа. Не даром мифологическое мировоззрение древних особенно выделяется философами: основным источником знаний и мудрости является миф, потому и понятие долга объясняется через божественную волю. Я, безусловно, не открыла сейчас никому Америку, не проглаголила истину, но иногда важно прописать хотя бы для себя подобные мысли.
Применяя все выше написанное к постановке... Да не особо оно к ней имеет отношения. Я всегда требую от искусства большего. Я хочу видеть эти смыслы в сценографии. То, что там есть драма я и так понимаю из огромных арий главных героев, но тогда мне бы и в концертном исполнении всего хватило. Я жажду глубокомысленности и продуманности. Отчасти получаю, отчасти... Сами видите.
Да, не все вышло, как мне хотелось. Я то по доброте душевной планировала положительную рецензию, но злой язык скорректировал планы. Тут можно добавить какую-нибудь фразу из серии: "Алкоголизм (дебилизм) - это не ваша вина, это ваша беда!", но это слишком жёстко для вполне приличной постановки. Огрехи есть, но это уже прогресс (в нашем театре). Я верю в лучшее, верю в белые полосы после черных и в прочую ерунду.
Так что смело идите на "Троянцев" или не идите и готовьтесь к сессии (как я сейчас).
Хочу в конце написать что-нибудь научно-просветительски-пафосное или пошутить, но я лучше на первых порах воздержусь.
30.05.14 "Троянцы", Мариинский театр