Без пороков не выйдет барокко

Dec 10, 2014 02:38

Я сейчас уже понемногу начинаю отходить от случившегося, пообщалась с видными авторитетами и немного себя успокоила. Сегодняшний Cosi fan tutte для меня событие во многих отношениях: первый раз на оперных гастролях, первый раз Курентзис дирижирует полноценным спектаклем, первый раз Cosi. Потому собрать себя в кучу и рассказать что-то внятное - та еще задача, особенно если учесть, сколь мало я в музыке как таковой понимаю.

В данной постановке из "мировых трендов" присутствует только вульгарность. Ну правда. Меня это не в значительной степени коробит, разве что немного смущает. В остальном все достаточно традиционно, но не для сегодняшнего дня. Собственно, я от постановки ничего необычного не ждала. Я шла за музыкой.

Вопросов сегодня, конечно, больше, чем ответов: начиная с почти школярского, но не менее животрепещущего "а как все-таки нужно исполнять Моцарта?" до "насколько меня лично устраивает такая камерность?". Все это я уже пишу после беседы со светлыми умами, потому что базы не хватает, чтоб своими силами, как говорится..

Пойду и дальше по пути от общего к частному. Спектакль меня оставил несколько неудовлетворенной. Из этого совершенно не следует, что у меня были определенные ожидания - они появились в процессе. Чем дальше шло дело, тем сильнее я понимала, что сегодняшний Così не самый удачный и что от этого он не перестает мне нравиться.

Первый акт был достаточно напряженный и выразительный музыкально и театрально: интриги, звонкие пощечины, потрясающие ансамбли, особенно нежно "режущее" (мое сердце, конечно) Soave sia il vento. На сцене обошлось без "черкизона", но не вышло яркого фарса. Разве что Деспина-Касьян юлила по сцене, напоминая этакую бойкую матрешку. Все-таки спектакль не про буффонаду.

Действо в итоге не дотянуло (до идеала/совершенства/фиг знает чего). Я же наконец распробовала настоящего живого курентзисовского Моцарта, который тяготеет отнюдь не к пению как таковому, а явно в сторону речитативности. Отсюда, как мне было разъяснено людьми знающими, и такой выбор голосов, в том и причина разлада во втором акте. Кириллова не достаточно хорошо справилась с двумя большими ариями Фьордилиджи, в обеих резко срывалась с самого верха. То ли силы не хватило, то ли просто день неудачный. Дорабелла потерялась - совсем не подошел голос Форсстрем, мало оттенков. Немного расстроили мужчины - Феррандо и Гульельмо, Леонтьев и Бондаренко соответственно: были ровными, без достаточной выразительности, даже не всегда хороши в ансамблях. Второй акт напряжения не сохранил. Сама по себе музыка лиричнее, больше арий, это бы вытянули яркие, даже блестящие голоса, с большим запасом чувственности. Только они бы оживили статику арий, переживания бы заиграли иначе.

Видите, вроде все не сложилось. Но теперь я точно могу сказать, что я люблю Моцарта, хочу любить, хочу больше понимать, чтобы эта жестокая, поучительная, но веселая, человечная и бессмертная драма как бриллиант на солнце сверкала всеми гранями. Пусть сегодня небо было в тучах, это не важно. Все равно лучи пробились, слышен был хаммерклавир Емельянычева, можно было упиваться великолепием оркестра, отдельными ансамблями, комичной игрой Касьян, когда она не раздражала. И от всего этого события веяло счастьем-счастьем-счастьем, что все собрались и постарались себя отдать.

А неудовлетворенность прошла. Я теперь знаю, куда идти дальше.

9.12.14 Так поступают все женщины. Михайловский театр

Previous post Next post
Up