Частенько меня спрашивают, как я музыкально развиваю своих детей. Хочу ли я, чтобы они занимались музыкой и т.д.
Моей старшей дочери 4 года. С рождения она слушает самую разнообразную музыку. Мы никак её специально не обсуждаем, мы её слушаем, двигаемся под неё, поем, сочиняем на ходу, играем в неё. Благодаря моему образу жизни это встроено в наш быт по умолчанию. И как раз эти возможности я развиваю в моих виртуальных уроках для тех, кто не знает, как это воплотить в жизнь.
Никаких специальных прыганий зайчиком и надуманных пейзажей, никаких зазубриваний имён композиторов. Только тело и голос участвуют в процессе.
На сегодняшний день она довольно легко слышит тембры инструментов. Чувствует телом характер музыки. Сочиняет и вокализирует, не переставая. Буквально на днях мне стало интересно, что там у неё происходит со слухом, поскольку никакими специальными ухищрениями для работы над чистотой интонации я с ней не занималась. И с удивлением обнаружила, что она абсолютно верно воспроизводит звуки, которые слышит. Модулирует мелодию, если аккомпанемент рояля изменяет тональность.
Это неожиданно и радостно, поскольку именно этим мы специально не занимались.
Ей стали интересны и доступны игры с ритмом. И здесь "стаканчиковая ритмика" - это кладезь идей для ритмического взаиморазвития. Надеюсь, со временем порадовать Вас музыкальными играми вне уроков, их у меня уже накопилось довольно много:)
Из наблюдений за ней я делаю следующие выводы:
Не вмешиваться в процесс её собственного видения известных мелодий и неправильного интонирования было верным решением. У неё сформировалась свободная подача звука, что является наиважнейшей составляющей в дальнейшем вокальном развитии, на мой взгляд. Она пробовала свой голос на разных высотах с разной степенью противности и это помогает ей исполнять не самые простые вещи легко и с удовольствием. Это здорово отразилось на её диапазоне, он очень большой. Так что если ваши 2х, 3х, 4х летки поют что придётся вместо мелодии, не стоит расстраиваться. Стоит продолжать петь с ними и много много слушать. Координация навык, который может перещелкнуться внезапно. Но хорошо, если к этому моменту голос будет не зажат запретами и рамками. Ведь дети даже не задумываются, что можно петь неправильно. Они просто поют.
Кстати, годовасы часто интонируют намного лучше 2х-3х леток. Интуитивно мне кажется, что нужно ловить их эти длинные распевные звуки. Интонационно ловить и сливаться с ними в унисон. Я так делала со старшей и продолжаю делать с младшим. Судя по их ответам, отзывчивости к продолжению этой игры, я чувствую, что им это нравится. И это маленькие кирпичики к ощущению радости от звукового резонанса. На сегодняшний день вижу смысл в прослушивании хороших сложных технически вокальных композиций. Это может быть разного рода фольклор, джаз, классика. В приоритете хорошее исполнение, что-то мне подсказывает, что очень сложные вокально вещи смогут впитаться в этом возрасте очень легко. И никаких исправлений "неправильного" пения со своей стороны я пока не планирую.
Я рада, что не ждала от дочери результатов в играх с ритмом и не давала ей примитивных ритмов, чтобы увидеть хоть какой-то результат побыстрее. Ритм в моем ощущении есть некий процесс бытия. Он повсюду. Ребёнок сам его найдёт и почувствует сначала телом. Но для этого важно двигаться. Тело подскажет, что есть ритм. У меня нет зацикленности и самоцели научить детей попадать в долю. И это тоже снимает рамки в отношении дальнейшего развития в эту сторону. Сегодня она с удовольствием повторяет небольшие ритмические блоки. И я даже ушла постепенно от идеи шумовых инструментов. Поскольку тело уже во многом инструмент. И каждый встречающийся предмет - инструмент со своими новыми акустическими свойствами.
Моя цель - сделать музыку доступным языком, средством выражения и выразительности. Средство достижения - сделать доступной музыку, не упрощая её. Пожалуй, так.