Однажды при мне две совершенно трезвые, жутко возвышенные барышни, из тех, которые дышат исключительно духами и туманами, ожесточенно дрались, выясняя, кто круче - мистер Дарси или мистер Рочестер. Я подошла уже к концу, кха-кха, оживленной дискуссии, потому что обязательно бы вмешалась. И наставила бы синяков фанатке Рочестера. Потому что я как раз из тех людей, которые считают, что о вкусах не спорят. О них дерутся насмерть, в первую кровь и до первого песка. Возраст тут не при чем.
Любить Рочестера и Дарси одинаково невозможно, именно поэтому я не встречала ни одной девушки, которая любила бы Джейн Остин и Шарлотту (вместе с Эмили) Бронте одновременно. Это две совершенно разные философии, это два не соприкасающихся мировоззрения, это две абсолютно непохожие женщины. Можно любить и почитать талант обеих писательниц, так как они обе этого достойны, но понимать и принимать обеих сложно, все равно бронтенисткам книги Остин кажутся нравственным дуракавалянием по сценарию, а остинистки считают сестер Бронте напыщенными ханжами.
Стоит ли предполагать, что если бы эти две дамы жили в одно время, они тоже не были бы друг от друга в восторге.
VS
Обе эти самые почитаемые в Британии писательницы были приверженками реализма (с легким, едва уловимым романтическим уклоном) в литературе, обе являлись "творцами нравов", у них в принципе много общего, но Джейн Остин, тем не менее, одна из моих любимейших писательниц и по праву первая леди английской литературы, а Шарлотта Бронте, родоначальница феминизма и наипервейшая "сильная женщина", напоминает мне постную святошу.
Шарлотта Бронте высказывалась о Джейн Остин весьма уничижительно: "Точное воспроизведение обыденных лиц. Ни одного яркого образа. Возможно, она разумна, реалистична... но великой ее никак не назовешь". Скорее всего, она ей завидовала. К сожалению, сама Джейн ничего не могла ответить Шарлотте - она умерла когда последней исполнился год, но не сомневаюсь, будь она жива, этот ответ долго еще заставлял бы смеяться посвященных. Мисс Остин на юморе не экономила. А так же не экономила на шляпках, шелках и туфельках.
Основной козырь Остин - это ее ирония, иногда очень тонкая, едва ощутимая, иногда граничащая с сарказмом, но всегда - такая женская. Её приятно перечитывать, когда становишься старше. Она высмеивает и пародирует обыденные вещи - альбомы уездных барышень, старых тётушек и крикливых мамаш. Если основной посыл Чехова это борьба с пошлостью, то у О. это борьба с глупостью. И никаких тайн, никаких сильных женщин, плачущих у окна, никаких приключений. Только жизнь, в финале которой зло будет наказано и поставлено на колени, а у каждой достойной девушки будет свой мистер Дарси или мистер Найтли, мистер Феррарс или мистер Бертрам. Надежный, ироничный и очень ответственный. Потому что женщины у Джейн Остин те еще локальные катастрофы).
Бронте - это захватывающая литература. Если О. приятно читать в любом возрасте, то книги Бронте - юные и для юных, они увлекают максимализмом, нежеланием идти на компромиссы, суровой правдой и угнетающей реалистичностью, противодействием персонажей тяготам своей жизни. Ее произведения очень английские - всегда вечер, все безумно одиноки. Ее женщины сильные, мужчины нервные, непонятные и пугающие. Она несомненно опередила свое время, но Джейн Остин его просто преодолела.
Остин - это мастерские описания характеров, она художник нравов, Шарлотта Бронте - событий. О. больше всего на свете интересуют люди и как они взаимодействуют друг с другом, она писатель-коммуникатор. Она играет в математику - переставляет персонажей, отнимает, складывает. Б. отдает одного героя в гущу быстро сменяющихся событий, она автор-экспериментатор, она изучает героев и их реакции под микроскопом. Она, как биолог, травит их все более сильными антибиотиками, повышая градус и измеряя их устойчивость и сопротивляемость.
Решила проиллюстрировать вам свое видение произведений Бронте, от них у меня одно впечатление, мрачно-готическое:
Картинки частично предоставлены
jenny_sparrow. Её нужно френдить, она прекрасна и её тоже зовут Саша.
Джейн Остин видится мне совсем в иных красках.
Шутка. Лев Николаевич ненароком вклинился. Просто у некоторых могло возникнуть впечатление, что раз Б. суррровая женщина-морализатор, то О. обязательно кисейная барышня в шляпке из газа и в мыслях о женииииихе.
Так вот.
Это вам, конечно, не Пемберли.
Ее произведения - это не милые пасторальные картинки, а-ля "вот кто-то повел овец на выгул, а рядом прошли барышни семейства Н., они тоже выглядели, как овцы". У нее в книгах обыкновенные жизненные обстоятельства, но такие, после которых хочется жить. А после "Джен Эйр", когда тайны с первой женой мистера Рочестера закончились, мне хотелось только помолиться, размашисто перекреститься и скоропостижно умереть.
Главная героиня у Бронте - бедная и некрасивая, но умная и высокоморальная девушка с тяжелым детством, которая проходит несколько испытаний, дабы в конце получить некоторую порцию счастья в виде изрядно облезлого пожилого вдовца мистера Рочестера, который к тому же еще и лишился одной руки. Одним словом, их счастье неполное. В его случае действительно частичное. Джен Эйр, как шекспировский "маяк, не меркнущий во мраке", как "луч света в темном царстве", но при этом такая Мэри Сью, что просто диву даешься, как же это так произошло. Она героиня вопреки. Она главная серая дама благородной эпохи реализма. Серый здесь ключевой цвет.
Среднестатистическая ГГ у Джейн Остин - небогатая, красивая и умная (скорее даже остроумная) девушка с хорошим чувством юмора, которая путается в чувствах к некоему молодому человеку. Попутается немного, да и придет к верному решению, в результате став хозяйкой огромного поместья, капитала и сердца какого-нибудь мистера. Этот мистер, как правило, молод, хорош собой, у него наличествуют обе руки, а главное - он такая нянянянянянянняняняняня извините, я не могу, все конец поста. Почти все девушки Остин тоже с зашкаливающим мэрисьюизмом восьмидесятого левела, но у них для этого хотя бы есть основания. Они милые, они такие женственные. Прямо как на картинке, их легко представить себе мультяшечными, до того они легкие и чудесные. Их цвета - белый, желтый и розовый.
Героини Остин живут полной жизнью, а героини Бронте - выживают. Они рано узнают ненависть к себе и несправедливость. У Остин этого просто не может быть априори. Шарлотте Бронте проблемы героев романов Джейн Остин, возможно, казались надуманными и вычурными, да и какие это уж, по большому счёту проблемы, когда одним есть нечего, а у других бусики порвались. Но для меня эти бусики стоят многого.
Обе писательницы дочери священнослужителей. В произведениях вера у Б. - это не повод для издевательств, тому подтверждение, например, Сен-Джон - молодой и красивый священник, у которого практически полностью отсутствуют чувства и который хочет миссионерствовать во благо страждущих и во что бы то ни стало. Про викариев О. можно говорит долго: церковь и ее сановники почему-то всегда были у нее поводом для шуток. Чего стоит только мистер Коллинз из "Гордости и предубеждения", семейка Норрисов из "Мэнсфилд-парка" и красавец мистер Элтон из "Эммы". Если произведения Бронте несут мощную религиозную пропаганду, то Остин слегка подтрунивает над церковью, делая это так мастерски, что даже не вызывает раздражения.
А уж если пойти по злодеям, то Генри Крофорд против того же Джона Рида - о Господи! о чем мы говорим, это как граф Дракула против карлика Румпельштильцхина, до чего хорош Крофорд (десятое место среди самых сексуальных персонажей английской литературы. Хотя я им не доверяю, у них там и лев Аслан первые позиции удерживает). Остин уделала всех, всех. Лучшее, что может мама сделать для дочки в плане литературы - это купить ей полное собрание сочинений Джейн Остин, - нужно верить в лучшее и мистера Дарси, а еще жить с юмором, а не вымаливать у жизни счастьячные крошечки, когда ты достойна большего. За нее и за её мистеров я буду сражаться до последней крови, так что если к концу жизни я не обнаружу у себя в наличии поместья и десяти тысяч годовых я очень сильно удивлюсь. ;)