Нижегородские матрёшки как символ России известны во всём мире. А знаете ли вы, что в области их целых три? Семёновская, городецкая и полх-майданская. А слышали про игрушки-тарарушки, которые охотно покупали по всей России, Европе и Америке? В Вознесенском даже была создана фабрика игрушек, на которой их выпускали 350 наименований.
Матрёшка в центре посёлка Вознесенское
В области действительно три разных вида росписи матрёшек. Самая яркая и декоративная из них полх-майданская, которую расписывали в селе Полховский Майдан, что на юге области, в Вознесенском районе. И расписывали здесь не только матрёшек. Начиналось всё с примитивных свистулек, фигурок животных, которые мастера вырезали вручную.
Их то и называли тарарушками, то есть несерьёзными вещицами, для баловства. Эти игрушки присутствовали на праздниках и народных гуляниях в России. Матрёшки, грибочки, яблоки-копилки, шкатулки, поставки, солонки, наверняка вы узнаете из этих игрушек что-то из своего детства.
Как всё начиналось
В этих местах токарили посуду, скалки, веретена, детские игрушки. В 1929 году в селе Полховский Майдан токари объединились в артель. Сначала рисунок выжигали иглами, затем выжигательным аппаратом, потом и вовсе стали рисовать анилиновыми красителями. Тогда и сложился характерный орнамент - листья дуба и берёзы, роза, василёк.
Колесо, которым крутили токарный станок
Токарный станок
Процесс производства матрёшек
Фабрика игрушек в Вознесенском
В 1961 году артель преобразована в фабрику игрушек «Красная заря» с цехом в посёлке Вознесенское. Расширяется ассортимент, сфера сбыта. Продукция идёт на экспорт.
В 1975 году фабрика стала называться «Полх-Майданская роспись», и находилась сразу в трёх пунктах - головное предприятие в п.Вознесенское, где работают профессиональные художники, в селе Полховский Майдан и деревне Крутец, где трудятся кустари-надомники. Все три центра имели общую основу и обладали своей уникальной стилистикой росписи, от наивно-примитивного до профессионально-сувенирного искусства.
В 80-х годах фабрика переживает свой расцвет. Увеличился ассортимент изделий, восстановлено производство шкатулок, балалаек, русских троек. Продукция популярна и в СССР и за рубежом.
В 90-х годах фабрика превратилась в акционерное общество, а в 2004 году закрылась. Остались только мастера-надомники.
Про цветок розы-дикуши на матрёшке
В давние времена в армии Степана Разина была предводительница Алёна, крестьянка из-под Арзамаса. В её отряде воевали предки полх-майданских кустарей. Под Темниковым Алёну Арзамасскую взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на месте казни вырос цветок - роза-дикуша. Его-то и изображали в своей росписи мастера на макушке у матрёшки.
Традиционная роспись
После выжигания узоров стали применять роспись масляными красками, в 1930-1933 годы. Рисунки были, в основном, импровизированные. Цветы, листья, домики, сельские пейзажи. С 1933 года стали применять грунтовку клеевой основой, и анилиновые красители. После высыхания, в отличие от масляных красок, анилиновые не темнели. Такая техника росписи водными красителями понравилась мастерам, и они стали работать именно с ними. Выжигать линии тоже перестали, проще было провести контуры чёрной краской. Традиционные приёмы - «наводка», «лессировка», «пестрение».
***
Цвета орнаментов очень глубокие и контрастные благодаря технике «лессировок» - наложению чистых цветов друг на друга. Красный и зеленый, синий и желтый - основные, остальные получаются наложением. Есть и оранжевый, и фиолетовый. Технология проста: шлифовка, грунтовка крахмальным клейстером изделия, затем накладывался один основной цвет (чаще - желтый), затем лессировки. Так, наложением цветов прямо на изделии получались нужные цвета. Потом «наводка» - обведение контура чёрным цветом, «пестрение» - точечные рисунки. В конце - лакировка изделия. (Из моей
статьи по технологии росписи)
Современные игрушки
Как уже сказано выше, фабрика закрылась. Но промысел жив. Мастера-надомники вырезают матрёшек и расписывают на новый лад, как требует рынок. В Вознесенском музее есть несколько выставок расписанных изделий. Ряды матрёшек поражают своим количеством. Есть даже единственная в России матрёшка из 90 мест! О, дивный новый мир…
От мала до велика. Самая маленькая меньше рисового зёрнышка. Рядом лежит лупа, чтобы разглядывать подкованную блоху это чудо. Самая большая в человеческий рост.
В музее есть отдельный зал современных игрушек - героев сказок и мультфильмов, расписанных в полх-майданской стилистике. И не только...
А есть и матрёшки с авторской росписью. Фольклорная, профессии, матрёшки-эмоции. Вообще, как журналист, я должна закончить стандартной фразой, что «уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства», и оставить оценку на усмотрение читателя.
Матрёшка Фольклорная
Матрёшки-профессии
Матрёшки-эмоции
Матрёшка Снежная королева
Закадровое
Но здесь во мне просыпается писатель, отодвигает журналиста вместе с куском глины номер 4, и вопрошает, неужели так выглядит теперь символ России? Я не против новшеств, не призываю пользоваться деревянной ложкой, традиции могут видоизменяться, но основная линия должна присутствовать.
Будучи ребёнком, я часто ездила от
турбазы на Вознесенскую фабрику, игрушек было много, и все мне они нравились. Сейчас просто не смогла выбрать, какой сувенирчик привезти. Если только вон той бабе-яге прилепить цветок на башку, то прям полное перевоплощение всемирно известной красавицы-матрёшки в старуху у разбитого корыта!
Заключение
Здесь опять перо возвращается в руки журналиста, который успокаивает писателя и читателя, что не всё так плохо, что это же ради прикола, кому-то нравится, люди платят за это, вот мастера и расписывают так. Это ж промысел. В условиях рынка будут делать всё, что покупается. А для души возьмите вот, роспись близко к традиционной. Матрёшка с кудряшками и розой на макушке! Давайте, эта мне как-то ближе и родней.
Такая вот сегодня экскурсия. А ещё в Вознесенском есть плотина на реке Варнаве, но это уже
другая история.