Артаксеркс Леонардо Винчи.

Jan 19, 2019 21:27

14.01.2019 Весь прошлый год я вздыхал и обещал написать что-нибудь не-про-кукол. Дальше вздохов дело шло редко. И вот сейчас, сейчас ведь те же ну-наааадо-бы аж с самого Нового Года. Свербит. На прогулках, лыжах и беговой дорожке в голове прокручивается, а до ЖыЖков никак...
В этот раз я-таки праздновал, потому что организм поломался сразу в двух местах как бы намекая: ты так не раскорячишься, чтобы с вот этим вот да ещё и работать, посему воткни целлюлитную попачку в мяконькое креслице, достань своё мартини-асти-по-акции, кулачных размеров мороженную клубнику - грызи, запивай и празднуй. Сука, празднуй я сказал! Народ для разврата построился, ну и как-нибудь так. Да. С песней по жизни. (рукалицо)
Грызть, запивать и смотреть в окошко чахлый китайский фейерверк над соседней общагой - да ну нафиг. Лучше посмотреть что-нибудь действительно фейерическое. И тут я вспомнил про специальный особенный, экстремальный вид спорта, бгггг, помесь лёгкой и тяжёлой атлетик... с марафоном и высокой модой. Ага, сорок два километра с барьерами, на лыжах от Александра Маккуина, со штангой килограммов этак в стописят плюс пол кило стразов-сваровски на каждый блинчик - пробежать надо за четыре часа, на забывать улыбаться воющим от восторга болельщикам, и при этом петь - легко и непринуждённо, можно слегка жонглировать лицом. Собственно, самое главное там петь, да. Если вы, полтора моих читателя, ещё не догадались об чём бишь я, то я про барочную оперу! Вспомнил!

Для начала просто чтобы оценить спортивные масштабы, поднять настроение, и закатиться под стол на пол часа истерических ржаний, рыданий и восторга. Франко Фаджиоли поёт арию "Odo il suono di tromba guerriera" из оперы Геннаро Манна "Lucio Papiro dittatore":

image Click to view



Смотреть это без слёз невозможно, так же как и слушать без восхищения; Фаджиоли - божественное чудовище, бгггггг.

А праздник мне сделали Фазолис и компания: Леонардо Винчи, Пьетро Матастазио, Артаксеркс, Филипп Жарусски, Франко Фаджиоли, Макс Эмануэль Ценчич, Валер Барна-Сабадус, Юрий Миненко и даже единственный тенор в роли глав-гада Хуан Санчо, ну и конечно Гельмут Штюрмер и все те чуваки, которых покусал Александр Маккуин... и вообще все-все кто к этому оперному чудо-марафону приложился.

Барочная супер опера композитора Леонардо Винчи, случилась с нами давно - аж в 2012 году. С тех пор была послушена множество раз, но так ни разу и не смотрена - четыре часа всё-таки, да плюс моя битая молью нервная система... грим в стиле драг-куин и манера пения у некоторых артистов, ха-ха - не для ранимых кукусиков. Я тогда ещё страдал от стилистических барочно-оперных вывертов и не понимал главного: декоративность доведённая до абсурда делает оперу-сериа только прекраснее, и ещё прэкраснее. Решился. Посмотрел. Праздник удался!
(Лучше салютов и салатов, салатов из салютов и даже сладкое шампанское в кои то веки оказалось вкусным.)

Занятно, что придраться можно к миллиону вещей, но всё равно восторг-восторг-и-визг. Вообще сперва посмотрел интервьюшки с певцами... хотя я как-то перед новым годом много всякого документального вокруг-барочного посмотрел. И вот где-то в этом круго-барочном Макс Ценчич высказал волшебную идею, сделавшую мне глобальный инсайт: барочная опера-сериа - это практически западный аналог японского театра кабуки... И я такой: даааа, чуваааак, в самую точку!!! О боги, как ты прав! И упал со стула просветлённый, валяться в панбархатных пылях и шёлковых паутинках подстолья, выползти и смотреть-смотреть, не впадая в панику. Даже грим в стиле "драг-куин" лёг на свою верную полочку - всё стало как-надо. И почему я сам раньше не допёр - тормоз! В барочной опере ведь всё-всё супер условно, загнанно в сотни заковыристых рамочек и витиеватых регламентов регланом... поют только мужчины, характеры определены и действуют всегда каждый по своей схеме, движения персонажей тоже строго прописаны - локотком эдак, пальчиком вот сюда, глазки сурово выпучить... впрочем это не всегда соблюдается в современных постановках. А тут... тут они сотворили волшебную смесь времён и создали новое барокко! Эммм... пора разбавить трёп картиночками. (картинки кликабельны)




Костюмы поработали на идею отлично. (Но куча зрителей-пуристов всё равно не довольна, им реконструкцию подавай - дурачьё, бу-бу-бу.)




В чём тут, по-моему, особенная прелесть. Народ создавший это музыкально-театральное монументальное чудо органично соединил современное представление о барочной опере (помимо прочего явный привет фильму "Фаринелли кастрат" Жерара Корбьо) с буйной реальностью самого Леонардо Винчи (1690-1730) и с фантастическим пространством времени поэтических "персов" Пьетро Метастазио (либреттист)... а ещё к этому всё так же органично добавились аллюзии и на кабуки и на совсем уж современное кабаре. Кажется невозможная смесь. А вот и нет - не просто возможная - новая художественная реальность - живая, убедительная.






















Фотографии из Сети, в основном из вот этого восторженного поста (с которым я в целом согласен). Там, кстати, гораздо больше отличных фоток, я просто не стал тащить сюда всё. Сходите, посмотрите.

О либретто Метастазио. Сюжет, смертельно заковырист - как у всякой барочной оперы, но что не обычно, в центре политическая интрига, а не любовная. Попробую рассказать вкратце, срезав густые барочные кудри. Глав-гад Артабан (Хуан Санчо), советник при дворе царя Ксеркса, хочет захватить власть, посадить на трон своего сына Арбака (Франко Фаджиоли). Арбак друг Артаксеркса (Филипп Жарусски), сына царя, влюблён в Мандану (Макс Ценчич), сестру Артаксеркса. Хотел бы на ней жениться, но царь взьярился из-за этого и прогнал наглеца - не пара принцессе, ишь чо захотел! И тут как раз Артабан угрохал царя, отдал окровавленный меч сынуле, чтоб тот его спрятал - без объяснений, а сам тем временем оклеветал Дария, старшего брата Артаксеркса. По приказу Артаксекркса Дария казнят, как отцеубийцу. И тут поймали Арбака с с уликами - всё против него, он говорит, что не виновен, но не может объяснить откуда у него орудие убийства. Никто ему не верит. А он, дурень, решает молчанием защищать своего папку-интригана. Артаксеркс в ужосе и самобичевании: убил невиновного брата, предан другом. Мандана в ярости, требует смерти своему бывшему жениху. Артабан ей поддакивает, а сам тоже в ужосе думает, как вывернуться и спасти сынулю, избавиться от Артаксеркса и таки захватить власть. Помощником у него Мегабиз (Юрий Миненко), военначальник. Мегабиз влюблён в Семиру (Валер Барна-Сабадус), сестру Арбака и возлюбленную Артаксеркса, так что у него свои резоны помогать Артабану. Аыыыы... у меня крыша поехала от этого краткого пересказа, даже кромсанного садовыми ножницами. Короче, сворачиваю парикмахерскую. Всё там кончилось хорошо - все живы (кроме царя и старшего брата, кончено), счастливы, виновные слегка наказаны - как обычно в барочной опере.

Вообще либретто крутое: весь этот аццкий барочный орнамент интриг сплетён изящным и тонким обоснуем, все персонажи действуют логично в рамках своих характеров - никаких богов из машины и внезапных безумных вот-это-поворотов. Метастазио закрутил всё очень стройно и чётко, хочется сказать - прям по-шекспировски. Жалко уже нету Бориса Пастернака, который это бы перевёл на красивый, графичный русский с певучего итальянского. В сети нашёлся ужасающий, чудовищный, кривоперевод на анти-русский. Он воистину ужасен, и если вы хоть чуть-чуть знаете итальянский не ленитесь, читайте оригинал, а не псевдо-русского монстра. ...Хотел дать ссылку на уродца, нет не буду - перевод тошнотворно плох... видно, что человек вложил туда кучу усилий, но переломал тексту все кости беспощадно - погрешил против синтаксиса, чуть ли не в каждой строке... аыыыыы. Я очень плохо знаю итальянский, поэтому съел кактус, но блевать до сих пор тянет.

А вот тут хороший пост про постановку, с которым я не согласен, но там всё равно много интересного.

Со своей кочки зрения немножко пискну против упомянутого выше хорошего поста. Да, постановка очень статична и бедна действием. Согласен. Но она настолько визуально насыщена, что действие - театральная игра - там просто лишнее. В этих архитектурных нарядах достаточно петь стоя на месте и даже вообще не двигаясь. Да и в самой музыке, и в текстах арий уже и так куча эмоционального действия! И артисты с этими эмоциями вполне справляются, по-моему. Там же вокальная акробатика просто в каждой арии!

Глав-гад - двигатель сюжета, а Санчо спел его "бесцветно", "просто хорошо". Спел он его хорошо, да, но в этой постановке Артабан явно не главный, и лично я этому рад - в кои то веки гад вышел обычным, смятенным, запутавшимся, жалким человечишкой, а не супер-пупер-сверхчеловеком озлобленным судьбой и обстоятельствами. Надоели уже сверх-гады обаяшки! Вечная телега: отрицательный персонаж глубже и многограннее положительных! В операх это прям повсеместно: положительные скучны и правильны до зубовного скрежета - одинаковы, а отрицательные все разные и яркие. И тут подарок: не яркий мерзавец. Зато "жертва" - глав-герой - политического балаганчика с кровищей и соплями - неожиданно и внезапно - супер-стар. Арбак-Фаджиоли в этой постановке главный по всем статьям - самый яркий, самый вдохновляющий, самый убедительный и сложный, не смотря на то что жертва и положительный персонаж. Прям разрыв шаблона. Каждую минуту ему сочувствуешь, и хочешь завопить другим "положительным" персонажам: как вы, придурки, можете ему не верить - он честный, он благородный, он не врёт!!! Арии сложнейшие - легко, с чувством и виртуозностью - каждая. Франко Фаджиоли тут действительно звезда.

image Click to view



Мандана (Макс Ценчич) по сюжету - злобная стерва. Хорошенькая возлюбленная! Её любимый попал в смертельно опасную ситуацию; да, всё против него, но она, сучка, даже ни разу и мысли не допустила, что это злое стечение обстоятельств, что его могли подставить. С места в карьер: убить его убить, отомстить, отомстить. Рррр! Я, как бы в курсе, что лютая ненависть - часто любовь навыворот, но всё равно меня взбесил такой вот лёгонький переход - без единого сомнения. Мол, мне так проще сохранить свою честь принцессы - ох-ах! Пизда с ушами, рррррр! Хотя Ценчичу удалось смягчить эту роль. Максины дамы вообще всегда очень милые и убедительные. Вот казалось бы, ну как на этом забавном не складном лице нарисовать женщину, да ещё и принцессу, как ни крути, а получится страшилище. И получается, бгггг. Но Макс очень талантливый актёр, поэтому ты быстро перестаёшь видеть его и начинаешь видеть героиню, которой не возможно не сочувствовать. В этой постановке гордячка Мандана всё-таки любит Арбака. Интересно, что у Макса тембр голоса более жёсткий, чем у Франко, но это в итоге оборачивается в плюс. Холодная, оскорблённая принцесса потихоньку оттаивает. (Т_Т) Дуэт. Афигительный дуэт Манданы и Арбака:

image Click to view



На роль принца Артаксеркса очень удачно выбрали Филиппа Жарусски. По-моему, Артаксеркс из всех персонажей самый неприкаянный, нерешительный, эмоциональный, внезапный и ранимый. Если все попав в сюжетное маркаме политической катастрофы быстренько сориентировались и выбрали для себя определённый модус операнди, чтоб крышей не двинуться - от горя, обиды, разбитых надежд, страха, разочарования и тд., то есть, каждый в критической ситуации нашёл себе "палочку, которую можно грызть" и как-то успокоиться, то принца затопил и закружил водоворот чувств и событий. Он полностью растерян и в настоящем отчаянии, да ещё и чувство вины размером с небольшую вселенную. Прозрачный, хрустальный голос Жарусски тут прям очень в тему.

image Click to view



Впрочем, не смотря на все метания и муки совести-чести принц решатся-таки тайно отпустить друга из тюрьмы, спасти его от неминуемой смерти. С Фаджиоли они тоже отлично вместе звучат. Артаксерс убеждает Арбака бежать из тюрьмы:

image Click to view



А вот Валер в роли Семиры мне не понравился. Поёт он отлично, всё вроде бы ок, но я слышу Валера, а не Семиру. В женской роли он категорически не убедителен. Семира по сюжету - юная фиалка, она-то как раз в отличие от злыдни Манданы доверяет своему сердцу, очень переживает за брата и любимого принца, мучается сомнениями, злится на "бессердечную" Мандану, а потом мучается совестью, боится отца Артабана и сомневается в нём. Артабан хочет отдать её в жёны Мегабизу. Бедняжка Семира в трепетной панике. И что же мы видим-слышим... Ну, да, загримировать симпатяжку Валера под женщину можно - из дали даже ничего, не кикимора (как Макс, прости-хоспади), но блииин - абсолютно мужественный голос и пластика деревянной куклы с дефектными шарнирами! Вот ей богу, когда в документалке он рассказывает про свою роль, в гримёрке показывает платья, он больше на девчонку похож, чем в гриме на сцене. Ну совсем не нравится! (Т_Т) Хотя поёт всё-таки хорошо. Вот вам двух девиц для сравнения))) - ругань, взаимные упрёки, страсте, страдания:

image Click to view



(Мандана в оранжевом платье, Семира в зелёном) ...Фиалка не получилась.

Мегабиз (Юрий Миненко) беспринципный, туповатый военачальник, ему в общем-то по-барабану чего там за интриги плетёт Артабан, кого убьют, кого помилуют, да пофиг, ему охота получить свой приз - Семиру, которую он воспринимает как красивую вещь. Голос Миненко металличный, нахально звонкий, очень подходит для этой роли. Спел как надо, хотя сыграл, на мой вкус, не очень - его явно развлекает вся эта кутерьма, артисту, что называется, по-приколу играть грубияна-военачальника, и, по-моему, заметно, что ему весело. Как-то слишком гротескный получился персонаж. Всё это откровенно смешно, а вовсе не трагично:

image Click to view



Ну и Артабана ж надо в конце концов показать))) Кстати, у злодеев грим как-то более органично смотрится...

image Click to view



И всё-таки в целом мне очень понравилась эта постановка. Да, можно поставить иначе, но такая возможность вовсе не говорит о том, что вариант 2012 года плох, она говорит лишь о том, что Винчи и Метастазио были очень талантливые чуваки и оставили сценографам, режиссёрам и прочим исполнителям огромное пространство для экспериментов и интерпретаций. Хорошая опера может быть разной! Я за эксперименты с костюмами и декорациями. Певцы молодцы! Фазолис и Бароккисти молодцы - всем ура!!!

На ютьюбе есть постановка целиком, с интервьюшками на французском:

image Click to view



И документалка про постановку интересная (артисты рассказывают по-английски):

image Click to view



Так из мыслей в сторону. Современным контртенорам таки не даёт покоя слава Фаринелли и других знаменитых певцов-кастратов эпохи барокко, ха-ха, они при всяком удобном случае обязательно заметят, что фальцет, конечно, фальцетом, но и "свой собственный", то есть грудной, голос они таки используют и вообще всё взаправду (рукалицо). Для тех кто не в теме: во времена барокко тоже были контртенора, ребята певшие фальцетом, но тогда не было толковой школы для них, ибо нахрена мучиться и выкаблучиваться, когда есть певцы-кастраты с ахренительным диапазоном и красочными возможностями, дыханием, которых учить гораздо проще-легче. По-настоящему круто контртенора запели только в конце двадцатого в двадцать первом веке, когда никто не не согласен "модифицировать" людей ради оперного совершенства.

В общем, Новый Год у меня нынче удался, не смотря на болячки)))
Настроение:


мистерии мухомора, countertenors, барокко, бес_фанатизма, музыка

Previous post Next post
Up