Любящий оскал Судьбы - руководство по причинению пользы.
Обещанное про-странное. Пространное. Апрельское приключение.
Начну из далека: Ксеня верит в Судьбу. Ну, как верит - тут верит, а тут не верит. Судьба ей платит взаимностью - столь же дискретно... только она, Судьба то есть, руководствуется при этом ещё и законами подлости. Законопослушная - сучонка! Выбирает места попроще-поплоше - отчаянно незначительней. Кабздеца-то, конечно, всегда навалит от целостной душевной щедроты - широко - не успеешь ты об него краем мысли зацепиться - самой кисточкой хвоста - так сразу - на тебе, на тебе кабздеца - да побольше, погуще, почернозёмней - ишь, зацепилась она кисточкой! А вот если о чём хорошем и полезном думаешь, тоже как бы мельком и нехотя, ну, потому что всё полезное и хорошее обычно дорогое, а внутренняя Жаба прыщава, коварна и свирепа - ей всегда жалобливо жабно, поэтому нехотя мельком. Так вот тут Судьба обычно солидарна с твоею Жабой, но иногда... иногда выдаёт наноразмерную порцию полезно-хорошего не халяву. Впрочем, вру, халява - это совсем уж бесстыдный праздник и случается крайне редко. А вот отсыпать чего-то хорошего в обход Жабы у Судьбы иногда получается. Эквилибристически. Кому от этого хорошо - вопрос большой и открытый, как сердце героя... но сейчас не об этом. О странном.
Ксеня гуляет. Каждый день, много, потому что ксенин организм так устроен - если его не выгуливать, всё в нём начинает ломаться. Три, иногда четыре часа в день гуляет, соответственно большие дороги Академа исхожены вдоль и поперёк - в лесные дебри не лезу, ибо топографический кретин в таких случаях способен превратить четыре часа в четырнадцать по пересечённой местности - оно мне надо? Леса тут дремучия. На больших дорогах хорошо - и нет, вовсе не скучно ходить по одному и тому же маршруту - ключевое слово тут "ходить" - увлекательность маршрута опциональна... В принципе можно ходить кругами по стадиону, но если в твоём распоряжении все большие дороги Академгородка, ну, грех же не пользоваться таким распоряжением. Хожу, скольжу взглядом по окрестностям, любуюсь растительностью - этого добра у нас много. Вот ещё неделю назад было волшебство: вокруг всё серое, чёрное, коричневое - земля, асфальт-бетон, сухие иглы хвойных, стволы-ветки - голимая голая графика - вечно-серо-зелёные - в пыли, щетинка первой травки линялым бархатом на пригорках. И на всё это - солнце, солнце, солнце - дофига солнца, а цвета почти нет. Почти! Незнакомые мне деревья с чёрно-синими по-врубелевски резкими ветками выплеснули гранёные капли почек - крошечные-крошечные чистейшей, прозрачной изумрудности! И вот вечер, серо-дымное всё, злющий луч фосфорного весеннего солнца и эти огранённые камушки почек - будто бы изнутри сияют! Эффект сногсшибательный - минималистичное барокко - Сурбаран - сияющие слёзы весны - гранёные изумруды. Уже сюр какой-то попёр.
Да, вот хожу и дивлюсь на чудеса природы, временами поглядывая на материальные блага цивилизации. Например, кафешки и ресторанчики - полно их тут, но как-то они не особо завлекательны: то дизайн убогий, то слишком шумно вокруг, то прямо из самого ресторанчика музыка орёт, у них, конечно, в окне виднеется симпатичный белый телефон - старый, который с диском бжих-бжих и трубка на проводе кучеряшкой, но музыка орёт... и пред входом почти всегда толпа - нет, такие места ксень не привлекают. А вот есть на её маршруте ресторанчик "Кёльн" - в неприметном закутке, считай совсем в лесу, вокруг тихо-живописно, сам ресторанчик весь такой шоколадный, у тропинки табличка воткнута тоже шоколадная с готической надписью "Willkommen" ... и у них же ещё веранда вот-вот откроется - по летнему режиму - уютная тёмо-деревянная - вокруг здоровенные берёзы. Хорошо. Ксенина Жаба сканирует подозрительное место пристрастным жёлтым глазом: нет, там по-любому дорого, вон рекламка - "бизнес ланч от 380 рублей" - не-не-не, тебе там делать нечего - знаем мы эти от - перетопчешься. Ксеня вздыхает, перетаптывается - топает дальше. Так она мимо "Кёльна" вздыхательно топала пол зимы, когда там всё вокруг в сказочных сугробах и хрустальных сосульках было, и пол весны...
А ещё ксенина Жаба считает, что если деятельность вместо денег приносит тебе убытки - в песду такую деятельность, даже если интересно и хочется. Тут Ксеня научилась свою Жабу обманывать изворотливо, но не всегда и не с любой деятельностью у неё получается. По жабьему разумению живопись - деятельность убыточная: энергии тратится вагон, краски-лаки-бумага дорогущие, а времени, времени сколько оно жрёт - уууу - и никому ксенина живопись не нужна, разве что за "копеечку" или даст кто-нибудь эмоциональный пряник, типа "красиво-аффтар-маладец-пеши-ишшо" - дура-Ксеня порадуется, а бюджет - чем за комнату платить, на что еду покупать! Это ладно, принесёт кто-нибудь Ксене эмоциональный пряник, а другой придёт и начнёт пальцем в носу ковырять: "что-то линия у вас зажата", "ну, да с претензией на динамику, но подучиться не мешало бы" и ещё какую-нибудь хуйню с видом академика нести продолжит, притом что Ксеня вапщето ни разу критики не просила, обтекаемой критики особенно, но его ж такие мелочи не ебут ни единым местом, он же принёс себя - чо это ты художницца не рада, а! А?! Вот в убыток тратил силы, а тебе вместо эмоционального пряника ещё и бутерброд с говёшкой суют - кушай, детка, не стесняйся - я же говорю - вкусно! Жаба такое не любит от слова совсем. Как ни странно тут я Жабу даже понимаю, странность в другом: рисует Ксеня страааашно мало, но всё равно рисует - изыскивает всякие способы, изобретает причины, чтобы порисовать хотя бы иногда. Любимые кактусы - вроде того - особенно изощрённый мазохизм.
Это к чему всё рассказываю - завожу к теме "превратностей судьбы"! А ещё Ксеня же живописный недоучка, очень многого не умеет, страдает из-за этого и каждый раз сильно сомневается в своих силах-наличных-умениях. Говорила об этот многажды... Она бы может кого на заказ и пописала бы - наконец-то осознала, что портреты ей ближе всего - а ну как не похоже выйдет - с похожестью всегда туго... или не понравится заказчику то, как художник его "увидел" - стилизация и тема. Вредный художнег пишет только тех, кто ему понравился и только так, как ему самому охота - полный швах, короче - покупайте кота в мешке, то есть в раме. Ну, кто такое захочет! Доучиваться? Чтобы овладеть "инструментарием" реалистической манеры, законы цветоведческие осознанно применять, похожести добиваться легко... и всяческих эффектов? Так это снова нужно либо много денег на учёбу потратить, либо много времени, вероятнее и того и другого сразу - нет у меня таких ресурсов, и желание специально учиться поистрепалось - только походя в процессе. Всё дурацкие замкнутые круги да спотыкашки в итоге адовая нерешительность делать что-либо на заказ... или просить плату за сделанное. (рукалицо) Порисовать - это роскошь для Ксени, да уж - сомнительное, дорогое и бесполезное удовольствие. Вялотекущее желание написать кого-нибудь на заказ вяло протекает мимо...
А тут вдруг в начале апреля приключается приключение! Всё плохо: лекарств нету ни в одной аптеке, когда будут не известно, то что злая медсестра дала уже заканчивается, дальше делить эту несчастную дозу, чтобы каждый день хоть по чуть-чуть уже не возможно - почувствуй себя старым торчком - жизнь удалась, чо! А, ну да - почесала тощую подмышку, погремела по торчащим рёбрам и... вот только этого ещё не хватало для полной незамутнённой радости - между рёбер шишка с фасолину - под кожей, плотная, катается... да, чтобы вас всех, сколько можно-то! Муся звонит: "Представляешь, Каримуловна умерла! На днях её видела - красивая такая - а сегодня уже похоронили. Рецедив." Блядь, вот оно мне как-будто нужней всего было именно сейчас узнать, что одним хорошим, молодым ещё, человеком на свете меньше стало! Новость недели, ога. Пиздец! Граждане, это пиздец! Пиздец, это граждане. И вот в таких ситуациях очень часто начинаешь приключаться: стресс - внутренний дебил активирован - источает сладостный аромат маразма, на который точно мухи на говно спешат всякие приключатели и бесплатные глюк-мейкеры (счастьеделы - в переводе). Всякие сектанты, страховые агенты и прочие хероманты чуют стесснутых дебилов за версту - их словно метафизическая Рука Проведения (тм) ведёт на радостную встречу... Сижу дома никого не трогаю - про "детей Рейха" читать пытаюсь - стук в дверь. Первая мысль - опять затопила кого-нибудь! Бросаюсь к раковине, обнюхиваю линолеум - вокруг сухо. Снова стук. Открываю. В дверях мальчик - по виду страховой агент. Почти угадала - пенсионный агент - из коммерческого пенсионного фонда. Приветливый такой. А я же дебил сейчас - у меня стресс! Мальчик пытается дебилу втолковать какой крутой у них пенсионный фонд и процент у них больше, чем в государственном и давайте переходите к нам. Я ему, мол, да не будет у меня никакой пенсии, и не факт, что она мне вообще понадобится! Слово за слово. Выясняется, что я "свободный художник", работать буду до смерти - умру с работой в руках - и по барабану мне все эти фонды - то есть совсем всё равно. Мальчик - находчивый, молодец - говорит, что, если Вам всё равно, так помогите мне заработать - мне деньги платят за то, что я людей агитирую - честный. Ладно, говорю, давай. В общем перешла я в их фонд "Рога и копыта". Молчите, френды, кирпечей фундамент насрать Ксеня после своих внезапных решений уже успела - хватит с неё! Пока заключали договор, агент расспрашивал меня про мои "художества" - от кукол он далёк, оно вообще мало кому понятно, а живописью заинтересовался. Показываю ему Кирин портрет, где она в роли Жанны Д'Арк нарисована. Он бурно восхищается и говорит: "Ох, а у нас девушка на работе есть, у неё день рождения скоро, вот было бы круто ей портрет подарить! Первый раз живьём вижу, что кто-то рисует так классно!" Ксеня отнекивается, да, мол, я только тех рисую, кто мне понравился, сильно по-своему, и не всегда похоже выходит, и не знаю сколько такое стоит - в общем сосредоточенно причмокивая жую сопли. Мальчик отвечает - ничего, рисуйте, как хотите! Давайте я Вам пришлю фотографии девушки, позвоню вечером и пришлю, если она Вам понравится, тогда возьмётесь? Короче, мальчик профи - уболтал. Договорились, что позвонит вечером. И ушёл...
Потом Ксеню нахлобучила паранойя - стресснутый дебил сделал своё чёрное дело! Звонит она Мусе, истерично хихикая рассказывает, что вступила не в говно, так в партию, то есть коммерческий пенсионный фонд, а это по-любому какое-нибудь разводилово, потому что приличное само в дом никогда не ходит. А Муся же тоже параноик со стажем. И вот эти две истерички встретились... За пять минут разговора, скорость кирпичного производства возросла до сверхзвуковой. В итоге Муся послала Ксеню на хуй, порекомендовав на прощание позвонить Олегу - Олег умный, он тебе дуре чего-нибудь посоветует - звони. Звоню. В трубке весёлый шум - а, чего, не понял, приходи к нам, мы в "Кёльне" сидим, ты знаешь где это? Бери свои бумажки и приходи... Балин! Я знаю где это... Хватаю договор и лечу в "Кёльн" на каждый шаг выдыхая матерную руладу в адрес себя любимой, ну, едри ж твою заноза в заднице, ну надо же уродиться такой дурой-то, потому что так ебануться нельзя, так можно только родиться!
...Короче, таким окольным путём Судьба убила для Ксени двух зайцев, скорее измором взяла: загнала её пинками в "Кёльн" и силком заставила взяться за портрет заказной. Но всё по-порядку... постараюсь покороче, да-да-да, ещё раз постараюсь. Ресторанчик-таки дорогой - Жаба была права - бурбон по 400 рублей на доооонышке стакана - было выпито два на-донышке - списано в счёт аццко-сатанинского стрессу. Еда всякая вкусно пахла, но ещё дороже - поэтому уже нет... Поесть там можно тыщи на полторы две в одного - с учётом, что тыща Ксене выделяется на неделю - немыслимая дороговизна. Зато там внутри приглушённо-уютно, много тёмного дерева, пошёрканные стены, тяжёлые высокие стулья... подробностей-деталей я в истерике не разобрала, но атмосфера карамельно-обволакивающая быстро меня обволокла и укарамелила. Народа много, но шум какой-то по-свойски дружелюбный, телик на стене гигантский, в телике хоккеисты дерутся тоже как-то по-свойски, по-домашнему; простые прозрачные бокалы отражают золотистый свет, пахнет чем-то мясным-печёным-страшно-вкусным-которое-мне-нельзя, работники в симпатичных одёжках, напоминающих что-то народное немецкое... даже официанта мне выдали по-госту - белобрысого и сероглазого... От нервов Ксеня не затыкаясь трещала, трясла договорами, костерила собственную дурь, прихлёбывая бурбон, забыв положить в него лёд, и вообще производила много шума и не нужной жестикуляции. С горем пополам разобрались, что вроде как ничего там такого сильно страшного в этом коммерческом пенсионном фонде... А потом решили купить в магазине бутылку бурбона, потому что пить его в ресторане - непростительное буржуйство, и продолжить вечер уже дома. ...Помню, что пришла в свою общагу утром... А ресторанчик классный, надо как-нибудь выпилить из бюджета кусок, на осознанный поход туда.
Мальчик-агент таки позвонил вечером и действительно прислал фотографии! Утром, запивая похмелье чёрным-чёрным кофе, Ксеня засела рассматривать фотографии девушки. И мало того, что девушка ей тут же понравилась, так ещё и образ для портрета возник буквально сразу - хлоп и золотится пред внутренним взором! Договорились - за две недели сделаю, стоить будет 5500 рублей вместе с оформлением в икеевскую рамку. Заказчик на всё согласился, идею мою одобрил - работай художнег. В итоге Ксеня вместо двух недель весь апрель ковырялась с портретом (рукалицо) - кто бы сомневался! Оправдание для Жабы придумала восхитительное: я всё равно весь апрель буду по больницам бегать, так могу же в конце-то концов устроить себе что-то вроде отпуска, и деньги ещё не все кончились и жопу рвать рановато... хотя Жаба, конечно же, так не думает... но согласилась. Начался праздник живописного мазохизма. Ксеня весь месяц бегала по больничкам, в промежутках бегая от мольберта к окну и обратно. При том, что рисовать она действительно любит, процесс рисования всегда мучительный - семь потов сойдёт и дрожащие руки. ...Там вообще толстая психологическая закорюка из детства, я даже примерно знаю откуда и как она растёт, но почему-то ни с психотерапевтом не смогла её выкорчевать, ни у самой вот никак не получается. Поэтому мышка и ныне жрёт свой кактус - не пейот, но жрёт похрустывая, почавкивая. От "отпуска" я устал как загнанный лось... а в мае надо демона закончить ыыыы - доверь дураку стеклянный хуй, он и лоб разобьёт... На этой зловеще звенящей оптимистической ноте...
Весь процесс портретства Ксеня старательно, но не очень качественно, отфотала, и сейчас бесконечный текст перейдёт в бесконечное количество картинок с некоторыми пояснениями.
"Девушка с кошкой" Смешанная техника, формат бумаги А2.
А дальше длинно-нудно, о том как портрет писался - "раскадровка" из 38 этапных фоток. "Не спать, не спать - косить, косить" )))
И ещё, давайте я не буду объяснять, почему портрет такой - потому что такой и всё. Кто что в нём для себя "прочитает", вот этого "прочитанного" и достаточно. Ксеня сделала ровно то, что хотела - не сделала бы, не стала бы показывать! Естественно, результатом она не довольна, но недовольство это фрагментарное, а в целом терпимо. Про некоторые косяки, возможно даже расскажу по ходу показа картинок.
Мне всегда очень хотелось посмотреть, кто как рисует - подробно посмотреть - раскадровкой-постадийкой. Но профи этого показывать не любят: одни наивно думают, что и так всё ясно-очевидно, можно три четыре кадра-стадии показать, а промежуточные сорок-четыре и так понятны. По секрету, чуваки - понятны только вам. А другие мастер-классами бабло зарабатывают и потому для них естественно не показывать раскадровок на халяву. Я не профи и не зарабатываю этим, а раскадрованный процесс мне и самой пригодится - для осмысления, и чтобы в следующей работе было меньше граблей... хотя у Ксени есть любимые грабли, на которые она наступает с отменным упорством.
С натуры Ксеня не пишет уже больше пятнадцати лет - боится, да, и не любила она с натуры никогда. Фотографии. Смотришь их вагон, если не знаешь человека лично, по большому количеству фоток можно многое понять. Рисунок всегда делает сначала на ватмане. Ватман крепкий, можно стирать сто раз пока дыру в нём не протрёшь, как вариант - пока не найдёшь нужную линию. Ксеня диггер рисунка, обычно к финалу поисков-раскопок она вся черна от графита, ватман её похож на промокашку, а "найденный" рисунок местами уже "живописен" ...хотя не обязательно похож на оригинал. Потом Ксеня берёт красивенный какой-нибудь густо фактурный лист и через световой стол переводит на свеженькое жухлые плоды самозабвенного копания.
Здесь всё было иначе - почему-то - видимо судьба. Портрет очень-очень легко нарисовался, стирательная резинка практически не понадобилась, так что ватман выжил и остался основой для будущего лакокрасочного слоя.
У девушки есть прекрасный белый котег... не устояла... к тому же котег, ну, очень в тему.
Изначально Ксеня планировала подражать по стилю Анри Руссо... из этого, ожидаемо, ничего не вышло, осталось только некое подобие экзотических растений и леопардовый принт платья, к которому Руссо вообще-то не причастен.
Извечный ксенин косяк ака любимые-грабли - тональная каша. От тональной каши страдает всё - и материальность, и объём, и цветовая гармония. Поэтому тут она решила начать с гризайли... только вот терпение её быстро кончилось, каша воцарилась, и дальше в голове билась лишь одна мысль: "Хрен с тобой, золотая рыбка, единственное, что я от тебя прошу - пусть котейко будет белым! А если котейко белое, значит всё остальное должно быть темнее, подчёркиваю темнее котейки! Помни - у гуашевой растяжки есть предел - белый цвет не трогать под страхом смерти - тянуть до последнего!"
Планировала делать плоскую стилизацию, чтобы не увязнуть в объёмах. Ха! Естественно забыла, и естественно увязла! По тону разбирала так: от самого светлого - котэ, кожа, платье, фон, самое тёмное - волосы. А в объемах же ещё тень-полутень и как тут не запутаться и не попадать одним в другое - Ксеня вот этой всей тени-полутени ни хрена не чувствует, а логика у неё через какое-то время греется и уходит в перезагрузку. Поэтому объёмы я не люблю... но всё равно в них лезу - ломаю об них мозг и задумку.
Очень удобный трёхногий мольберт, зря Ксеня в нём сомневалась! Складной, лёгкий, устойчивый. Кошко-референсов целая гора, потому что подходящей фотки с котиком на страничке у девушки не нашлось. Так что на котика посмотрела, а позу писала с других котиков.
Самое коварство объёмов - это цвет тени. У меня всегда получается невнятная хуйня (рукалицо) - никакие теоретические знания о сочетаемости цветов мне не помогают. Единственное, что иногда помогает, это вот такой странный костыль: написать сначала "грязными" цветами, чуть темнее чем надо, а потом штрихнуть по верху чистым цветом или двумя. Иногда этот фокус проходит на ура. А вот с цветом кожи всегда засада, надо быть хорошим колористом, чтобы сделать красивый и точный цвет кожи... Ксеня хуёвый колорист и за эту задачу обычно не берётся, зная изначально задачину неподъемность. Вляпавшись в задачу случайно, мучительно выкарабкивается, пытаясь сыграть на эффектах, в итоге получается нечто странное... но оптическое смешение цветов Ксеню всегда более-менее спасало. Штриховочка - наше фсё.
Не смотря на оптические костыли в этом портрете в некоторых местах так и не удалось вытянуть тени - всё равно жухлые. На анатомию в погоне за цветами тоже забила (рукалицо) ...но тут всё равно большая степень стилизации, так что уже как получилось.
Сложнее всего написать объёмное белое, чтобы при этом оно воспринималось белым - чисто белый цвет может быть только в бликах.
Котомех вышел совсем декоративно - Ксеня смирилась, потому что, ну, блин, блинский блин, да изначально ведь и не было задачи сделать реалистично! Ксеня сама себя вечно одёргивает - это вот идиотское обывательское, если не реалистично, значит плохо... притом всегда ведь писала декоративно!
Нога в кадре, нога! Бггг. Ксеня пишет смесью акрила и гуаши, добавляя по ходу дела строительный матовый акриловый лак - и крепче, и цвета меняются более предсказуемо.
Чтобы передать в картине пространство и воздух, надо очень круто разобраться с тонами, поскольку с тонами у меня облом, для организации пространства использую самые простые декоративные средства: обводки.
Конечно хотелось бы научиться передавать в работе воздух, но это надо тренироваться на простейших натюрмортах с яблоком, например, а я ленивая жопа - мне скучно на яблоках, поэтому всегда "как-нибудь так".
Воот, а после лакировки начинается сражение с косяками от меня мало-зависящими. Лак делает некоторые слои краски более прозрачными и вылезают пятна, вот на фото выше хорошо видно эти повылезшие лишние пятна. Поскольку лак матовый, пятна вполне можно заштриховать поверху.
Финальный этап - расправилась с лишними пятнами. ...А, по-хорошему, надо покупать бумагу большого формата и натягивать её мокрую на специальный планшет, но это ещё уметь надо, и для натяжных целей нужна стена с кафелем (у меня нет) и уверенность, что не придётся потом переводить на новый лист (тоже нет). Не натянутый ватман от воды коробится. По-мне так - это ничего, даже своеобразная фишка. При желании можно положить на месяц другой под пресс потом.
Немножко фрагментов уже готового портрета. Фотки получились фиговые - цвет перевран, потому что я всегда перевираю цвет в фотографиях, и крутое освещение у меня только с 6 до 9 утра, в это время некогда фотать обычно.
Любимая ксенина декоративщина, хо-хо-хо... Живописцы плюются в сторонке.
Оформление. В Леруа не было подходящей по размеру рамы, поэтому с паспарту. Впрочем, графику всегда лучше офрмлять на паспарту... склонен я думать, что это всё-таки графика... Паспарту хорошая штука, если подобрать выигрышный цвет и толщину.
Приклеила на микрокапли к картону, отклеить, если понадобится, легко, а так всё поровнее.
Паспарту приклеивать не стала, вдруг поменять потом захотят - чтобы меньше возни.
И, конечно, под стекло её - акрил, гуашь всё-таки.
Такое вот на месяц приключение (рукалицо) Заказчик ещё работу не забрал, у Ксени мандраж - вдруг не понравится - но ей прям до зарезу надо завершить гештальт, то есть показать картинку в сети, чтобы уже засесть наконец за куклоделье, а то ужос-ужос уже пятое мая, а у нас тут ещё никого не валялось, и "отпуск" уже пять дней как закончился.