Сравнительная антропология и знаменитый домофон

Mar 27, 2018 23:37


Вчера пришли билеты, заказанные в Myanmar Bus Ticket. Сегодня с утра решил распечатать их на ресепшене. Парнишка в ответ на мою просьбу слегка замялся, а потом сказал: "If you can". "Ессесссенно, ай кэн!" - бодро заявил я этому ламеру и... обломался. На их крошечном нетбуке единственный USB-порт отвечал как раз за связь с принтером. Предлагать вынуть шнурок, скинуть файлы, а потом вернуть шнурок на место я уж не стал, чтобы не травмировать психику юного администратора. Мы вдвоём слегка приуныли, но тут парень величественным жестом, от плеча, простёр правую руку куда-то в сторону окна и сказал: "Шоп!" Я догадался, что он послал меня в... шоп, где, вероятно, мне сумеют помочь. И я, конечно, не возражал.

Но прежде чем я пошёл, куда послали, мне был предложен завтрак. На Букинге почему-то написано, что завтрак у них "азиатский", в то время как он вполне себе "континентальный": яичница, тосты, чай-кофе, арбузик-бананчик... Отличный завтрак, как по мне.

Печатный "шоп" я нашёл не сразу, но нашёл, и шустрая девчушка за 300 кьятов распечатала мне три моих билета и даже упаковала их в фирменный конверт коричневой бумаги с рекламой их лавочки.

Коль скоро мне всё равно уже пришлось выбраться на улицу, я решил прогуляться, не торопясь, до тех заведений, названия которых мне показались вчера любопытными. Ну и похромал, благословясь... Иду, по сторонам глазею. Примечаю нечто знакомое: не, не может быть! (А если хорошенько подумать, отчего не может-то? Как раз очень даже может...) Цыгане, штоль? И впрямь - цыгане. Совсем, как наши, только чуть темнее. И даже говорят по-нашему. То бишь, по-ихнему... Короче, ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Поглазел на них немного, поулыбался неожиданной встрече, да и двинул дальше. Но тут меня как шилом кольнуло: эй, чувак, а как ты их вычислил-то? Не, вот правда? За что глаз-то зацепился? Они ж на другой стороне дороги были, никаких там подробностей не разобрать... И так меня эта мысль одолела, что я ноги не пожалел, развернулся и поскакал за ними. Догнал двух девчонок, иду метрах в десяти позади, и пытаюсь решить эту загадку.

Люди как люди. Тёмные, как и все тут. Можно было, наверное, принять за индийцев, но на индийцев я тут уже насмотрелся и внимания не обратил бы. Ну, как обычно, на руках-шеях килограммы золота-серебра, то есть побольше металла, чем принято у местных, но это уже тонкости, издалека я бы в это не въехал. Да хоть бы и заметил, - может, просто любительницы украшений, такое с каждым может случиться, хе-хе... Ну, одежда немного поярче, чем у местных, но это, опять же, нюансы, это приглядываться надо. Тоже юбки, тоже блузки. Юбки, правда, не местные, не тхамэйн; может, цыганские, а может и просто - неопределённо-женские. Ну вот те же индуски примерно в таких же ходят. Блузки так вообще... интернациональные.

Топаю за ними уже квартала два. Ау, Вселенная! Где отгадка? В чём секрет?!

И тут меня накрывает. О, этот восхитительный момент озарения!

Пластика тела.

Походка.

Жесты рук.

Движения головы.

Всё-всё-всё, я вычислил, я нашёл! Смотрю на цыганок, перевожу взгляд на бирманок - да, да, вот он, момент истины!

Не знаю, кто как, но я цыганку в любой толпе вычисляю на раз. Конечно, я не смогу это сформулировать - что именно организм распознаёт в качестве маркеров, но распознаёт он уверенно. Я хоть и параноик, но не думаю, что организм находит в этой пластике угрозу. Скорее, он находит в ней красоту. Это стало большой неожиданностью для меня: вот ни в жизнь бы не подумал, что мне, возможно, нравятся цыганки. Как, наверное, у большинства моих соотечественников, отношение к цыганам у меня всю жизнь было настороженное. Ну, правда. И вот так, просто стоя на залитой солнцем бирманской улице, в гуще этого человеческого муравейника, взять и так глубоко копнуть, вытащить наружу нечто потаённое, никогда не видевшее света, и распять его на предметном стекле психоанализа...

Наверное, я был ошеломлён. Помню, что прошел мимо какого-то лотка с фруктами туда-обратно несколько раз, так что дядька-продавец стал смотреть на меня озадаченно. Пока я обдумывал революционную идею, тело двигалось по произвольной траектории. Хорошо, хоть на проезжую часть не вышло...

Темны и бездонны глубины твои, человече...

Ладно, загадка была разгадана, и я вернулся к первоначальному плану. Но, поскольку парой минут ранее было предпринято сравнение пластики цыганских и бирманских женщин, мозг по инерции к этому вернулся. В описаниях бирманок мне часто встречались такие определения их осанки, как "гордая", "горделивая". Я считал, что знаю, как такая осанка в деревнях "вырабатывается":


[Плохо видно, но на голове у женщины не шляпка, а женская сумочка.] Таким же макаром они переносят тазы с бельём, баллоны с водой, корзины с рыбой... Я как-то на рынке такую рыбную корзинку приподнял: она весила килограммов тридцать. И вот берёт бирманская женщина такую корзину, поднимает к себе на голову, и - пошла... Легко и непринуждённо.

Пётр dragon_naga Козьма в своей чудесной книге "Наш человек в Мьянме" пишет:

«Изменение формы одежды влияет и на самые неожиданные поведенческие нюансы. Например, мьянманцы рассказывали мне, что после окончательного перехода на штаны у них часто изменяется походка.
Пасо, в которой вся ткань сведена вперед и образует там обращенную внутрь складку, не вполне удобна для прямохождения. Если мьянманец выносит колени строго вперед, он неизбежно должен толкать ногой эту складку из ткани. Поэтому одетый в пасо мьянманец вынужден ставить ногу немного в сторону, разворачивая ее туда, где она встречает наименьшее сопротивление юбки, поскольку по сторонам складки на юбке как раз обращены наружу. Можно легко заметить, что у многих мьянманцев, особенно у деревенских жителей, ничего кроме юбки не носивших, ступни при ходьбе часто разворачиваются в стороны и ставятся под прямым углом друг к другу.
Многие мьянманцы, сменив юбку на штаны, продолжают ходить прежним образом. Но молодежь переучивается быстро. И уже потом носить юбку для многих молодых людей становится неудобно: даже дома они переходят на шорты.»

То есть, вот ещё один пример, как чисто поведенческие привычки формируют пластику тела. Но, - подумал я. А как же город? Неужели и городские девчонки, все, как одна, с младых ногтей таскают на головах всякие штуки? Мне кажется, что вряд ли. А пластика-то - вот она, никуда не делась. Всё-таки гены? Возможно, но и тут есть засада.

Бирманская женщина - это, вообще, кто? Согласно утверждённому правительством перечню, на территории страны проживает 135 официально признанных национальностей. Хотя, конечно, все они живут на этой земле достаточно давно, и не такая уж она большая, эта земля; возможно, какие-то особенные гены стали присущи уже большинству населения...

В Нгапали женщины тонкокостные, узкие, и девять из десяти - настоящие красавицы. Хотя под слоем танакхи это иногда непросто разглядеть, хе-хе... Араканки? Возможно, хотя и там немало более малочисленных народностей. В огромном Янгоне конституциональное разнообразие, конечно, куда большее, и всё же большинство бирманок я нахожу чрезвычайно изящными. Поэтому мне кажется, что причина этой чудесной телесной пластики - всё же кровь, а не культура.

Размышляя о прекрасных бирманках, я внезапно осознал, что повсюду вокруг меня - бородатые мужики. И это не какая-то там трёхдневная щетина, а конкретные такие аксессуары. До груди, как минимум. Я даже как-то слегка поднапрягся, но тут же сообразил, что просто на автопилоте забрёл в мусульманский квартал. Так что теперь я знаю (ну, и вы тоже), как легко и просто отличить в Мьянме мусульманина от буддиста: по бороде.



Видите веревочки с прищепками? Потяните за верёвочку, и где-нибудь на пятом этаже звякнет колокольчик.
А что это за мешок там болтается? Да почта же пришла!

Выгребая с мусульманского переулка, получил возможность сфотографировать знаменитый янгонский домофон. Можно было бы, конечно, найти и более показательное местечко; иногда к тротуару свешивается целое нитяное полотнище, а не жалкий пяток ниток, как на моём фото. Но я по техническим причинам не был готов к серьёзным поискам, так что просто щёлкнул то, что было удобно. А лучше всего про этот способ коммуникации прочитать в книге у dragon_naga Козьмы.

И, наконец, я нашёл-таки хакерские логова бирманцев (ну, мне так хочется думать). Вот некоторые из них:





Network Game - это обманка. Читай слева: Internet Cyber!
Ваши онлайн-данные под надёжным оффлайн-замком. Точнее, четыремя



SkyNet жива и активно вербует сторонников среди человеков



Даже не спрашивайте...

myanmar, timestamps, drab existence

Previous post Next post
Up