Lucy Moore. Anything goes

Nov 04, 2010 22:49

Продолжаем о прочитанных книжках.


;

Впревые увидела я девушку Lucy Moore в передаче BBC про Bright Young People - круг ариосткратической и скучающей молодежи в лондоне 1920-х, прославивишихся безумными вечеринками, совершеннейшим декадентством, а так же определившим таблоидную и socialite/celebrity culture нашего времени. Увековечены в искусстве они были, понятно, Эвелиной Вау Ивлином Во в Vile Bodies и не только, бывшим несколько аутсайдером из-за происхождения, но все же и частью круга.
Из передачи я почерпнула массу интереснейших фактов, о которых не задумывалась прежде. Например, что те же светские сплетни появились ровно тогда - причем от самих же деток из аристократических семей. Ранее источниками были горничные и прочий люд и читать светскую хронику было невообразимо скучно. ("Леди такая-то отправилась на званый ужин к леди такой-то и провела там весь вечер"), в двадцатые годы на фоне падения цен на недвижимость и повышения цен на содержание оной недвижимости, многие аристократические семьи стремительно обеднели. И деткам элементарно не хватало денег на богемно-безумный образ жизни. Вот они и стали продавать "репортажи с места событий". Благо рассказывать было о чем, да и сами рассказы подстрекали на еще большие безумства.

В общем, понравилась мне девушка-историк Lucy Moore и я немедленно купила ее книжку. И начала читать. (Через несколько месяцев, но не будем об этом).

Поначалу меня ждало первое (и единственное!) разочарование. Я по долгу службы (и много чего прочего) больше интересуюсь cultural history Великобритании, а книжка оказалась исключительно про Штаты. Но я все же продолжил читать после нескольких страниц. И не пожалела. Читается вот совсем на одном дыхании. Я проглотила ее дней за пять, занимаясь отнюдь не только чтением (а, например, еще едой и плаваньем в адриатическом море). Что меня очень приятно поразило, автор сыплет цифрами, но совершенно не чересчур и уж точно не зря. И детали, детали, которые не просто оживляют повествование, а прямо делают его трехмерным.

Костюмы для Аль Капоне и других "высокопоставленных" гангстеров делались на заказ. И всегда имели потайные карманы для оружия. Женская мода 20-х, когда платья были свободными, чтобы можно было танцевать, волосы вдруг стали короткими (разврат!!), а грудь нередко даже бинтовалась для большей плоскости - чтобы уж совсем отойти от идеи женщины, как матери семейства. Все это, естественно, шло рука об руку с популярностю Фрейда и одновременно средств для предохранения.

Журнал Photoplay сообщал, что в 1924 году среди расходов кинозвезы Глории Суонсон



были почти $10,000 на шелковые чулки, $6,000 на парфюмерию, $50,000 на платья.

Не буду уж совсем исходится восторгом. Я люблю 1920-е и довольно неплохо знаю по-крайней мере некоторые их аспекты, поэтому при всем упоении книжкой некоторые моменты мне совершенно не понравились.

Например, джазз (да и музыка вообще, которая, кажется, для автора только джазз) там - это исключительно негры. А где же... евреи??? Про Гершвина я вообще молчу, но там же их жуткое количество. Взять Great American Songbook и абсолютное большинство авторов будет рождено в условных или буквальных Бруклине или Одессе, причем скорее в Одессе. Кстати та же история была и в Лондоне, но это все, пожалуй, тема для отдельного поста. Да и вообще, при том что Люси Мур рассказывает про разную иммиграцию (например, про противопоставление в общественном сознании "хороших" иммигрантов с севера Европы плохим, ленивым и грязным с юга и востока), еврейскую, как таковую, она не выделяет, что, честно говоря, более чем странно.
Ровно так же она совершенно игнорирует влияние иммиграции на Голливуд. То есть про Чарли Чаплина (которы при разводе в 1927 году со своей первой не очень совершеннолетней женой заплатил ей около 600 тысяч долларов, а адвокатам почти миллион) она пишет, но по доброй англо-саксонской традиции каких-нибудь немцев (и каких! например, Mурнау) случайно забывает.

Кстати о цифрах. Многие забывают, что просто умножить на коэффициент инфляции недостаточно - потому что вопрос, как именно считать инфляцию - нетривиальный. Так вот по продуктовой инфляции коэффициент с середины 20-х - примерно 20. А вот по зарплатам рабочих - уже 50.

Тем не менее, книга написана невероятно увлекательно и подобные огрехи я ей с легкостью и радостью прощу.

Прочитав Anything Goes я наконец сформулировала, что же меня так невероятно манит в 20-х годах. 20-е годы - это мини-20-й век и вообще "наша эра". 1910 - это другая эпоха. А вот 1920 - уже наша. Практически все в миниатюре уже присутствовало.

А иногда присутствовало в совершенно ином масштабе. Кинозвезды? В середине 20-х годов в Штатах продавалось по 100 миллионов билетов в кино в неделю. Примерно столько же, сколько было население страны. C J Walker - первая self-made миллионерша, негритянка, сделавшая состояние на косметике и средствах для волос для чернокожих (включая утюги для волос!). Про биржевой пузырь и последовавший за ним кризис не будем (точнее, будем, но потом и отдельно). Отдельная глава посвящена нашему всему - New Yorker'у.

Ну и как же можно збыть пузырь цен на недвижимость во Флориде! Когда в 1920 году в Майями было 30,000 жителей, а в 1925 уже 75,000 , из которых треть по слухам была агентами по недвижимости. Участок, купленный в 1896 году за $25 в 1925 продавался за $150,000. Все закончилось ураганом в 1926 году, где погибло 400 человек, а потеряло кров - 40,000. И цены вернулись понятно куда.

А еще удивительно то, насколько многие вещи напоминают мне Россию 90-х. А иногда и 2000-х. Но это, пожалуй, тема для отдельного поста.

На этой радостной ноте, я, пожалуй, завершу повествование на сегодня. И оставлю вас с песенкой, давшей название книжке. Ну и.. to be continued!

image Click to view



In olden days, a glimpse of stocking
Was looked on as something shocking.
But now, God knows,
Anything goes.


cultural studies, reading, 1920's

Previous post Next post
Up