Почему я чувствую себя виноватым, если ничего не делаю?

Feb 16, 2013 22:33

"Вылечите меня, пожалуйста. Мне очень хреново.
Я постоянно чувствую себя плохим...
Я ничего не делаю. Нет, конечно, делаю, но - недостаточно.
Да, я делаю очень мало. Мог бы больше. Но я ленюсь.
Мне страшно, что кто-нибудь заметит, что я - бездельник.

Мне становится совсем плохо от себя. Я как будто никудышний, и толку от меня - никакого.
Живу как в аду...»

Его ад - это вечная внутренняя борьба.
Даже не борьба, а бои без правил...

На одной стороне - вечно недовольный Родитель.
Ему, Родителю, надо, чтоб Ребенок работал.
Или делал что-нибудь полезное.
Машину помыл, ковер выбил.
А, когда все дела переделал, то все равно надо делать что-нибудь, с точки зрения Родителя, стоящее.

На другой стороне - измотанный, задерганный и пребывающий в вечной подавленной злости Ребенок.
Его достали нескончаемые принуждения и нотации.
Он зол на Родителя за то, что тот ему не дает продохнуть.
И делает то, что может - сопротивляется.

Чем ожесточеннее наседает Родитель, тем отчаяннее огрызается и сопротивляется Ребенок.

Внешне это выглядит так: молодой мужчина с огромным потенциалом (интеллектуальным, физическим, эмоциональным) вечно недоволен собой и жизнью...

И, кажется, все его возможности угорают в отчаянной борьбе...

Он почти лишен какого-либо движения, все его действия заблокированы сопротивлением, внутренним самобичеванием и виной.

...По своей сути, сопротивление - это попытка Ребенка противостоять насилию и осуществить - детским, разумеется, путем - право на свои решения...

А Родитель встречает это сопротивление неприятием этого права, и недоверием, что Ребенок может сам выбрать что-то «правильное».

Безусловно, эта внутренняя борьба - отражение тех событий, которые когда-то были явными...

Когда мальчик встречался с ожесточенной родительской реакцией на свое нежелание соответствовать их нескончаемым требованиям...

Родители, сами находившиеся в вечной тревоге и, не будучи ни секунды в реальности, не могли «встретиться» ни со своим ребенком, ни с собой...

В первую очередь, с тем, что своей главной ценностью (да и ценностью своего ребенка) они «назначили» работу.

Но любая ценность, которой отдается слишком много внимания и энергии, становится разрушительной.

Превращаясь в сверх-ценность, она вытесняет все остальные ценности, используя своего "хозяина" как раба.

Многие из нас чувствуют стыд и вину за «неполезную» деятельность (скажем, отдых, удовольствия или даже чтение или общение с друзьями), или же попросту не умеют получать от них радость.

Все мы родом из прошлого...

Покопавшись пару часов в Сети, я легко нашла прямые доказательства, способствующие такому положению дел.

Вот цитата из «Указа о прогулах» от 27.06.1940 г.
"Установить, что за прогул без уважительных причин рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %."

Вот несколько примеров того, как действовал этот Указ.

...Инвалид Ж., 64 лет, имел стаж работы 43 года.
Из-за болезни он два дня не выходил на работу, но не мог вызвать врача.
Оправдательный приговор народного суда был отменен Верховным Судом РСФСР на том основании, что при отсутствии врачебного документа суд не мог признать доказанным факт болезни.

...М., одна из передовых работниц цеха.
18 июля 1944 г. была отпущена мастером на 4 часа для устройства ребенка в детский сад. Но ребенок не был принят из-за болезни.
М. во второй половине рабочего дня на работу не вышла, т.к. не с кем было оставить больного ребенка. Осуждена.

...Инвалид Д., имеющий 50-летний производственный стаж, опоздал 10 июля 1940 г. на работу на 24 минуты. Осужден.

...Сторож, опоздавший на работу в день получения извещения о гибели его сына на фронте. Осужден…

Несколько скупых строчек вряд ли передадут атмосферу сурового времени, но ясно, что опоздание на работу, тем более отказ от нее был чрезвычайно опасен на протяжении долгого времени.

Конечно, люди, жившие в ту эпоху, надолго «зависли» в тревоге, страхе, беспокойстве за свою жизнь.
Нестабильность, небезопасность - это тяжелое бремя для человеческой психики, и люди, привыкшие «выживать», навряд ли смогут просто «жить», не пройдя длительный курс реабилитации и психологической помощи.

Таким образом, миллионы людей «передали» последующим поколениям тревогу и страх за "безделье" и, во многих частных случаях, этот страх живет и поныне.

Не особенно спрашивая себя - а что же меня так раздражает в том, что мой ребенок хочет немного поиграть, или пообщаться с друзьями, многие родители начинают привычные "наезды".

Не сумев отследить свою тревогу, не осознавая, что источник беспокойства - внутри, а не вовне, они считают такое действие естественным и правильным.

Ребенок вынужден выживать - он будет врать, получая свои права тайком, или рискнет противостоять открыто, но, в любом случае, рассады вины будут густо посеяны, и обязательно прорастут.

А потом, вместо взрослого ответственного человека родители получат инфантильную личность (идентификация с Ребенком), тревожного перфекциониста (идентификация с Родителем) или Тяни -Толкая (идентификация на обоих полюсах).

И тогда, чтобы "перевести" сверх-ценность работы в разряд просто Ценности, и признать за собой право на свои личные приоритеты и предпочтения, ему предстоит длительная терапия.

...По выявлению причин тревоги Родителя, и внутреннему примирению с ним;
...По признанию своего права на собственную жизнь, в том числе свои ошибки;
...А также обретению личной ответственности за свои действия взамен привычного детского сопротивления.

тревога, сверхценность, вина, страх, ответственность

Previous post Next post
Up