Еда и уязвимость

Dec 03, 2013 19:01

Интересная мысль посетила меня сегодня благодаря одному диалогу.
Разговор касался одной из самых популярных и одновременно тревожных тем - лишнего веса.

Многим знакомо привычное ощущение: стоить заметить, что одежда стала тесновата, как тут же появляется недовольство собой и тревога.

Тревога как будто сигналит: Непорядок! Опасность!
Если не вернешь все, как было (не похудеешь!), тебе будет очень плохо!

Совершенно очевидно, что создаваемый образ - это больше, чем просто внешность.
И тут становится интересно - а почему мне столь важен этот образ?

Тревога - это сигнал о критическом изменении обстоятельств, которое может повлечь за собой опасные последствия.
И тревога эта тем более сильная, чем более внешний вид связан с ощущением, восприятием себя как человека ценного (хорошего, привлекательного).

Другими словами, чем важнее мне то, что я - демонстрирую, показываю - тем страшнее и тревожнее этот образ утратить.

Хоть всем и известно, что человек - это не только внешность, это еще и внутренний мир, и опыт, и харизма, и все такое...
Но все же в этой зоне сосредоточено много очень сильной тревоги и беспокойства.
И, как бы мы ни убеждали себя в обратном, она не становится спокойнее.

...Этот образ важен потому, что это такой пункт, такая точка, где мы, находя нужное нам равновесие, принимаем себя.
Принимаем, соглашаемся себе нравиться, а в некоторых случаях ... соглашаемся давать себе право на жизнь.

Только - в определенном, внутренне одобренном виде.
И никак иначе.

Если этот вид, этот образ, удаляется от внутренне одобренного, мы отказываемся себя принимать, отказываемся себе нравиться или давать себе право на жизнь (чем меньше принятие, тем выше уровень тревоги)

На это принятие может влиять (и чаще всего, влияет) внешняя оценка - каким меня принимают другие.
Иначе говоря, эти "Другие", являясь для меня значимой проекцией (родительской, друзей-одноклассников и т.п.),
рождают во мне беспокойство, тревогу - по поводу того, буду я принята ими или нет.

Понятное дело, что чем больше я завишу от внешней оценки, тем больше я буду ориентироваться на "образцы успешности" - образцы, которые создают успешные, а значит, "принимаемые" люди.

И тем больше я буду ориентирована на сторонние мнения о своей внешности: я буду прислушиваться к ним, ориентироваться на них, эти отклики будут занимать много места в моей жизни;
тем больше я буду сосредоточена на модах и диетах (чтобы обеспечить себе больше положительных откликов, через которые буду чувствовать "принятие");
тем больше я буду стремиться соответствовать людям-образцам, что обеспечит мне то же самое вожделенное "принятие".

...Есть еще один немаловажный нюанс:
полноватый человек, человек с лишним весом, неспортивной фигурой,
"выдает" себя своим внешним видом.
Тем, что у него что-то не в порядке, что-то с ним не так.

Давно уже на слуху то, что мы заедаем проблемы и радуем себя едой, когда не хватает любви к себе.
Стало быть, такой человек выдает себя не только "ленью", "отсутствием дисциплины", но также и "нелюбовью к себе".

Он как будто демонстрирует свои уязвимости - в наше-то нарциссичное время, когда опасно показывать проблемы.
Опасно тем, что тебя сочтут неудачником, и не признают "своим", отвергнут.

Следовательно, толстый человек "открыт" для такой нежелательной интерпретации, открыт для сплетен, кривотолков; он уязвим.
А, как уже говорилось, сейчас не модно, небезопасно демонстрировать свою уязвимость, актуально ее прятать, скрывать.
Так мы снова "выходим" на тему уязвимости: насколько мы способны иметь с ней дело?

Готовы ли мы встречаться с собственной неспособностью, слабостью, ранимостью,
или же нам важнее ее спрятать, скрыть за успешным образом?

Ведь если мы согласимся взглянуть на нее с точки зрения этого обстоятельства - лишнего веса, мы снова обнаружим...
Тотальный дефицит уважения к собственным потребностям - в отдыхе, сне, присвоенных (без последующей вины!) правах на то, чтобы тратить на себя время и деньги.

Дефицит, который мы тайком от других покрываем самым простым и доступным средством - едой.
А потом ненавидим себя за "распущенность".

Кажется, что тираничный контроль того, что ты ешь, компульсивные вложения в имидж успешности и процветания - это эффективное средство задавить свои естественные потребности и припрятать свою уязвимость.
Едва ли.

потребности, уязвимость, детский дефицит, еда

Previous post Next post
Up