Идея-то простая.
Картельный сговор покупателей. Покупатели на рынке сговариваются покупать у конкретного, опозорившего себя чем-то, продавца его товар не дороже, чем заданный предел. Скажем, $30 за баррель.
В принципе, это вариация банальной и обычной темы для рынков: дифференцировка цены по репутации продавца. Она складывается сама собой - без всякого особого сговора. Существует и так, и на почти все товары. И уже вовсю действует в отношении российской нефти. Российская нефть идет с огромной, 30%-40% скидкой тем трейдерам, которые согласны марать ею свои терминалы.
В чем же тогда революционная новизна?
Две истории:
1. Попытка установить даже более жесткий предел, чем скидки, возникшие стихийно. Теоретически при картельном сговоре цена может быть выставлена любая. Хоть $40, хоть $20. Продавцу, если все покупатели стоят дружно, деваться некуда. Конечно, будут попытки получить ещё какие-то откаты с черного хода и политические бенефиты с парадного (по этому принципу работают белорусская и венгерская "нежные дружбы"), но итоговый доход может быть сильно снижен;
2. Более важное. Это попытка сделать торговлю российской нефтью более открытой. Видеть и учитывать все потоки. Сделать эти покупки приемлемыми для более респектабельных покупателей. Плюс прозрачности в том, что она может сделать дальнейшее управление более легким. Врезать кран в трубу - много возни. Крутить его, когда он уже врезан - можно одним пальцем;
* * * *
Так что, Запад все свои надежды поместил в этот смешной (и достаточно трудный) ценовой контроль?
Вовсе нет.
Это на 90% лишь отвлекающий удар, как сказали бы военные. Полезный сам по себе, отвлекающий удар. Вокруг которого сейчас разгорится сыр-бор: удалось/провалилось. Но параллельно осуществляется еще 10 других планов: видимых всем и невидимых никому. И шум на неглавном направлении помогает остальное провести эффективнее.
Как говорится, гораздо лучше делать слишком много, чем не делать ничего.
Запад живет по этой формуле, и нам того желает.