Деревья давно уже сбросили все листья и собирались встречать зиму, упершись голыми черными ветвями в небо. Была поздняя осень. Всю неделю небо не выдвигало никакой толковой погоды - весь небосвод был затянут серыми облаками. Временами шел дождь, но каждый раз, как только Волк Собаця настраивался на долгие затяжные ливни - дождь прекращался. На улице было холодно и сыро, но обычно в этих краях поздняя осень ничего другого и не предлагала.
Собаця загрустил. Он сидел у окна и смотрел на ту часть леса, где росли вечнозеленые деревья. Чай в его кружке давно остыл. Лесной домик, в котором сейчас жил волк, стоял посреди огромного дикого леса. Его верные друзья: Бобер, братья Ежи и Белочка остались жить в Светлом лесу, а вот Волку пришлось переехать.
Волк был наказан. Поскольку
никаких тюрем в их лесу не было, он был лишен свободы передвижения и изолирован - его на год выслали вот в эту глушь. Никаких занятий, никакой работы, ни одного разумного существа на много миль в округе. Только дикие животные и деревья. В принципе Собаця был абсолютно свободен, не считая того, что он не мог покидать изоляционную территорию. От нечего делать он иногда подходил к её границе и трогал тоненький электрический барьер. Волк подносил к нему лапу, и прозрачная стена светилась и жужжала как шмель, плюясь разноцветными искрами, а через пару секунд на ней появлялась надпись, с количеством дней которые ему осталось отбывать.
Чтобы не сойти с ума от скуки, Собаця придумал себе разные занятия: собирал шишки, добывал редкие орехи, и даже стал проверять работу особых приборов погодного баланса, установленных на некоторых деревьях.
Друзья очень скучали за Собацей. Они грустили, переживали и старались подбадривать волка письмами с сюрпризами. Так от Белочки он получил письмо с парочкой высушенных зеленых листьев в конверте. Бобер прислал ему пуговицу от своих любимых штанов. Братья ежи отправили ему свое новое изобретение - зеркальную бумагу. В ответных письмах Собаця выслал каждому из них маленькие сушеные веточки с земляникой.
Это он, Волк Собаця, придумал вести переписку как игру - слать в конвертах разные вещицы, посмотрев на которые, можно передать другому свои эмоции. Своеобразный тайный язык, язык который можно понять только сердцем. Например, если хочешь что б твой друг улыбнулся, тогда берешь и шлешь ему пуговицу, оторванную прямо с ниткой. Получатель смотрит на присланное и вспоминает те времена, когда вы играли в догонялки и ты повис на заборе, смешно мотыля руками, а потом брюки начали падать и всем было очень смешно, а тебе больше всех. Или можно отправить в послании сушёную малину - малина это зима, это тихие вечера с друзьями у камина и рассказы дедушки Бобра.
Когда Собаця понял, что тоска по друзьям вот-вот грозит перейти в отчаяние, он написал им только несколько слов: « Приезжайте в гости. Будем вместе встречать зиму. Очень жду. Ваш Волк Собаця». Друзья ответили мгновенно «Приглашение принято! Завтра выезжаем. Твои Мы» Они не стали слать письма «долгой доставки», а написали в текстовом портале.
- Жду! Ура! - ответил Собаця
Волк надел шапку, шарф, теплый жилет и вышел на улицу. - Надо придумать, чем нам заняться, а главное чем удивить друзей, когда они приедут. Волк огляделся вокруг - на сотни километров простирался хвойный лес, чуть правее, вдали шумели тяжелыми ветками лиственные деревья.
- эх…- вздохнул волк тихо и отправился бродить по лесу. Вот чем их тут удивишь? «Скука» - скажет Белочка. «Ну, хоть чая попьем с пирожками» - приободрит всех Бобер, а братья ежи вообще могут впасть в спячку от такой тоски - воображал себе волк реакцию друзей.
- Нет, это никуда не годится, - прошептал Волк. Надо что-то придумать - твердо решил он и начал взбираться на самую высокую гору в округе.
=
Какое-то время назад в большом городе шел дождь. Вернее шёл дождина. Точнее лил такой дождище, что на улице было сумеречно и шумно как в тоннеле метро. Попугай Кеша сидел в клетке и сквозь прутья смотрел в окно.
- Дождю хорошо - дождь свободный - думал Кеша
У Кеши была трудная судьба. Во-первых - он не говорил, и при этом, кажется, был попугаем разумным, но все же не настолько разумным, что бы научиться писать или рисовать, что бесспорно дало бы ему возможность поведать всем о своей горькой судьбе. Во-вторых - он жил в клетке и у него были хозяева.
Кеша родился в Теплых краях. Еще совсем маленьким, его поймали, посадили в темную коробку, а когда он очнулся то уже сидел в клетке - вокруг были гладкие серые стены, было холодно, и кто-то невидимый бубнящим голосом решал его судьбу. Ему дали популярное имя Кеша, добавив во избежание путаницы с другими Кешами номер 7469.
Первыми к кому попал Кеша-7469 - была семья Енотов. Почти всё время его держали взаперти в маленькой клетке. Выпускали его только дети - они гонялись за Кешей и ловили его сачком, они выдернули ему все перья из хвоста и вытрепали все нервы, и … да что там вспоминать. В один прекрасный день Кеша просто клюнул в зад одного из мучавших его детишек и на следующий день оказался в зоомагазине, как птица агрессивная и крайне опасная. Теперь каждый день он получал пилюли от агрессивности, сидел в клетке и с каждым часом всё больше становился похож на чучело.
Очевидно, что так бы Кеша и помер, но тут его купил молодой и энергичный Леопард.
О-о-о- ! Как наладилась жизнь попугая у нового хозяина. Кешина клетка теперь всегда была открыта. Леопард был общительным - каждый день у него в доме были гости. Как они веселились! Ели экзотическую еду и угощали Кешу, пели песни, танцевали, придумывали всякие игры и забавы. Тут тебе и прятки с догонялками, и шахматы с шашками, фортепьянная музыка, дартц, кегли. Кеша на равных развлекался с гостями и с удовольствием развлекал гостей. Но в один из дней Леопард засобирался в дальние края - куда-то, где было жарко и росли пальмы.
Как радовался Кеша. Он ходил за Леопардом по пятам. Он научился подавать хозяину зубную щетку, он укрывал Леопарда пледом и пел ему колыбельные песни. Кеша делал всё, что бы показать своему владельцу каким он может быть незаменимым другом. Но Леопард не стал брать Кешу с собой, а подарил его своей подруге Бегемотихе Жозефине .
Вот тут-то у Кеши и началась та самая спокойная жизнь, от которой он потерял покой. Его кормили по расписанию, выпускали из клетки полетать по комнате строго в определенные часы, купали в соответствии с нормой , а летом возили на дачу. На даче Кеша впервые задумался о побеге. Летать с ветки на ветку, есть - когда хочется, а не когда кормят, купаться - когда жарко, а не когда наступил четверг.
Кеша раззнакомился с местными птицами - синицами и воробьями . Воробьи поведали ему о сложностях жизни на свободе, о суровой зиме, да Кеша и сам знал о её холоде не по наслышке, но всё о чем бы они не рассказывали, приводило Кешу в неописуемый восторг, так как всё это было связанно со словом «свобода».
Когда лето закончилось, Кешу привезли с дачи обратно в город. Он сидел в клетке, дул на холодное стекло и наблюдал за шумными трамваями на улице. Что за жизнь? - с тоской думал Кеша, - что за жизнь! - горько сокрушался он. Попугай даже протестовал: летая по комнате, он начал весьма неоднозначно высказываться, обгаживая любимые фарфоровые статуэтки своей хозяйки . Но эта чуткая дама не перестала заботиться о нем, и даже ни разу не отругала Кешу. Она купила каких то чудодейственных капель и стала подмешивать их Кеше в еду. От этих капель Кеша перестал какать совсем. Он не ходил в туалет так долго, что когда у него получилось это сделать, он выдавил из себя нечто круглое, тяжелое и похожее на каменное яйцо, чем очень удивил хозяйку.
Кеша устал. Кеша хотел здохнуть. И Кеша перестал есть. Его умная, добрая, внимательная хозяйка сразу заметила это и через неделю начала впихивать ему еду прямо в клюв, крепко держа за голову.
- Нет, этих пыток я не вынесу - подумал Кеша. С такой кормежкой я проживу еще дольше, чем рассчитывал. Улететь! - решил Кеша - чтобы не ждало меня на свободе - хуже уже не будет. И попугай начал тренироваться. Он тянул крылья, поднимал и опускал тяжелые предметы, грыз ключи, на лету плевал в центр циферблата часов, тренируя меткость. Все это приводило в неописуемый восторг хозяйку Кеши.
- Боже, доктор, после ваших витаминных капель мой попугайчик не только стал, есть, как слон, он еще поумнел, и такие штуки выделывает! - делилась впечатлениями с врачом хозяйка попугая Бегемотиха Жозефина.
- Ага - зло соглашался Кеша - ага …и с ещё большей страстью описывал кульбиты вокруг абажура.
Наконец случай к побегу представился. Хозяйке надо было уйти на целый день. Обычно она, когда уходила надолго, всегда закрывала Кешу в клетке, но тут, со словами - «птичка моя я не буду тебя закрывать, полетай, малыш, полетай, мой умный мальчик» - Жозефина вышла из квартиры, помахав ему рукой.
В доме стало тихо. Кеша проследил за хозяйкой, глядя из окна, подождал пока она сядет в трамвай и как только дребезжащий старый вагон скрылся из виду, попугай Кеша принялся открывать форточку. Сделать это было непросто. Он крутил и вертел защелку повисая на крошечном выступе рамы. Удержаться было невозможно, и он повторял и повторял свои маневры. Наконец он утратил терпение, и, разогнавшись со всей дури, ударился об оконное стекло головой. От удара попугай обмяк и упал. Кеша лежал на полу, распростерши крылья, и смотрел в потолок, как вдруг его озарила мысль. Гениальная мысль! Попугай взял в лапы тяжелую статуэтку отлетел от стекла и, как следует, разогнавшись, ударил ею о стекло. Стекло треснуло, и его часть со звоном упала вниз. Дырища получилась знатная! Кеша пулей вылетел на улицу.
Он летел и летел: прочь от своей клетки, прочь из города… над крышами домов, над скверами, дорогами … Когда силы кончались, попугай не надолго садился на крыши высотных домов. - Прочь, прочь отсюда, что б никто не увидел, не поймал - твердил себе попугай.
Опомнился Кеша когда внизу не было видно ни домов, ни улиц, ни дорог - вокруг были только деревья …
- Вот это да! - Кеша упал в опавшие сухие листья и как безумный стал разбрасывать их крыльями.
- Свобода, вот она, сво-бо-да! - радовался попугай.
=
Далеко-далеко на границе лесов Волк Собаця поднялся на вершину небольшой горы. Лиственные деревья остались чуть позади, а сразу перед ним, внизу открылся невероятно-прекрасный вид: плавно двигаясь от ветра, шумел и волновался зеленый бескрайний океан елей и сосен. Волк смотрел на деревья, и ему казалось, будто он летит над ними вместе с ветром, и в голове нет ни тревожных мыслей, ни переживаний, и как будто его самого тоже нет, а есть мир и этот мир он сам.
- Надо их вот сюда привести, тут и думать нечего! - решил Собаця - Они увидят это и обязательно почувствуют вот это вот всё: как ты тут и вместе с этим - не тут, летишь, но на самом деле - стоишь …- неуклюже пытался собрать свои ощущения волк.
Довольный Собаця возвращался обратно к своему жилищу.
- В-о-о-о-т - приговаривал он - сначала мы добредем сюда и посмотрим на хвойные просторы, а потом возьмем бинокли и еще посмотрим, а потом может, покричим, да, точно, обязательно покричим ! Будем слушать, как звук летит и тает. А еще можно припасть к земле, прикоснуться носом к мягкому влажному мху и почувствовать как твое дыхание тонет в крошечных моховых «ёлочках»
Довольный собой Собаця подошел к дому.
= = =
Попугай Кеша летел над лесом - большие дубы, клёны, и какие-то другие неизвестные Кеше деревья раскрасили землю своими медными, красными, ярко-желтыми, темно зелёными кронами - попугай удивлялся, как может быть красиво! Наконец он захотел есть. Кеша уселся на ветку и начал осматриваться. Тут он заметил как по ветке, на которой он сидел, прямо к нему бежала дикая белка - она несла в зубах орех. Белка увидела попугая, и, выпучив от удивления глаза, на своем диком языке спросила - ты кто?
- Я попугай - гордо ответил Кеша
- ты как сюда попал такой яркий? Такой яркий? Такой яркий ! - тараторила неразумная белка на своем неразумном языке.
- через окно - гордо ответил Кеша.
- Понятно - сказала белка, внезапно утратив интерес. Конечно, ей ничего не было понятно, ведь она была неразумная дикая белка, и понятия не имела что такое окно. И сейчас её задачей было спрятать как можно больше орехов, делая запасы на зиму. Она быстро сунула орех между веток и убежала. Кеша, перебирая лапами, бочком подошел к ореху, огляделся по сторонам достал его и быстро съел. Подкрепившись, попугай решил, что надо бы найти еще орехов.
Через время ему несказанно повезло - он заглянул в дупло и о чудо! там лежала гора - просто горища орехов и каких-то семечек. Кеша наелся до отвала. Теперь надо лететь дальше - подумал он. Пролетев еще совсем немного, он начал подумывать о ночлеге. Спать на ветке было холодно, и Кеша начал присматриваться к расщелинам и дуплам. Уже почти стемнело, когда попугай увидел большое дупло. Орехов там не было, зато всё дупло было набито, какими-то сухими мочалками и, как показалось попугаю, серой ватой. (То, что Кеша принял за мочалки - было прошлогодним мхом, а серая вата была пухом белки.) Кеша согрелся и тут же уснул. Ему было тепло и уютно. Проснулся он от резкого шлепка по голове - что-то тяжелое и теплое сбило его с ног, а из темноты на него смотрели два огромных желтых шара.
- а-а-а-а-а !- заорал Кеша
- а-а-а-а-а ! - заорала сова… Кеша вылетел из дупла и полетел прочь, сослепу царапаясь о ветки. Сова не стала его преследовать, она поедала пойманную мышь, крепко прижимая ее мощной лапой.
Шел дождь. Кеша сидел под навесом из густых листьев и веток как будто специально сделанным для него природой.
- Так я долго не протяну - думал попугай - но собственно это и был мой план - Свобода! Полеты! И жизнь прожитая не зря. Кеша точно знал, что до Тёплых краев ему не долететь. - Еще бы три солнечных дня! - мечтал он, дремля на ветке.
Теплые дни таки выдались.
- Надо найти такое место, где орехов много, деревья гуще, и всё это на горе - что бы быть к солнцу поближе - строил планы попугай. Кеша летал в своё удовольствие, клевал шишки и лакомился орехами. Он грелся в теплых лучах осеннего солнца и радовался обретенной свободе как мог.
Но вот солнечные дни закончились, и ночь от ночи становилось холоднее. Попугай Кеша сидел на большой ели и смотрел на бескрайние просторы, как вдруг услышал, что кто-то внизу поздоровался с ним.
- Привет - сказал попугаю Волк Собаця. Волк шел к себе домой, когда высоко на ёлке увидел ярко-зеленого попугая.
Кеша посмотрел на волка, оценил своё положение как «не допрыгнет» - поэтому уверенно ответил
- Привет !
- Ты разумный? - вежливо поинтересовался Собаця
- Не очень - ответил попугай на своем неразумном языке, но к его удивлению волк его понял.
- Ты что сбежал от хозяев? - сочувственно предположил волк
- Да - ответил Кеша и гордо добавил - Навсегда!
- Хочешь ? - с этими словами волк Собаця открыл свою сумку, достал пирожок и осторожно положил его у ели. Попугай недоверчиво и медленно спустился, и съел пирожок.
- А хочешь я… - начал было Собаця….
- Нет - твердо ответил попугай - не хочу. - Ты заберешь меня домой, усадишь в клетку, будешь кормить и…
- Нет, что ты… - не дал договорить попугаю волк - я… - волк задумался - ну будешь так жить - предложил волк.
- И что? - иронично возразил попугай
- А летом я выпущу тебя на волю или … или, не знаю… могу отправить обратно в … ты откуда?
- я оттуда - сказал Кеша и пропел про пальмы песок и вечное солнце.
-А-а-а - сказал волк понимающе - ну вот туда могу …только через пол-года - не раньше . Я просто тут м-м-м в заключении - наказание отбываю - пояснил Собаця
- Хотя, может, и раньше могу, мои друзья смогут - уточнил он.
- Нет - сказал Кеша и твердо добавил - нет. Тут свобода, а будет ли она там - неизвестно.
- Да - неожиданно для себя согласился Волк Собаця - свобода.
- А ты чего синий? - поинтересовался попугай. Неместный?
- Я? Удивился волк - нет, не местный.
- А где твое место ?
- моё ? - удивился волк - Мое, ну… он вспомнил свою родину - Темный лес, и как суровые сородичи невзлюбили его из-за необычного цвета шерсти и доброго нрава, и как они радовались когда он покидал родные места. Потом Собаця вспомнил и свой новый дом в Светлом лесу и зал суда и как все нажали на кнопки, одобрительно голосуя, за то что бы отправить его в эту ссылку. Припомнив всё это, Собаця тихо ответил - не знаю…
Со дня на день к Волку Собаце должны были приехать друзья. Все эти дни он приходил к большой ели и приносил попугаю еду.
Кеше было холодно и лететь куда-то еще совсем не хотелось, желанную свободу он уже получил при этом странный волк с синей шерстью приносил ему пищу и не требовал ничего взамен.
Собаця сидел у окна и очищал орехи, как вдруг там вдалеке, на одном из небольших холмов он увидел очертания фигур своих друзей. Он бросил свое занятие и выбежал на улицу что бы встретить их. По дороге он подбежал к ели, на которой поселился Кеша.
- Там, ко мне друзья приехали, хочешь, хочешь, я вас познакомлю?! - прокричал счастливый волк.
- Нет - сказал Кеша - друзья - это несвобода!
- А я? - спросил волк
- а ты - просто волк, который проходит мимо и оставляет мне еду - сказал Кеша и улетел.
- Куда ты? Стой…- крикнул волк, вслед улетающему попугаю.
Желание увидеть друзей переполняло Собацю, и он со всех ног побежал к ним.
А потом… А потом были самые счастливые дни за всё последнее время. Друзья веселились, отпустив все тормоза - спускались с горы на тазах по влажной траве - это Брат Ёж придумал. Взбирались на высокую гору и смотрели на безбрежные зеленые дали, вечерами пили чай с малиновым вареньем и рассказывали смешные истории.
И никто не знал, что попугай Кеша, прячась, внимательно наблюдал за ними.
Собаця решил не говорить друзьям о Кеше. Он к своему стыду почти и не вспоминал о нем. А потом друзья уехали. Волк стоял и смотрел, на холм где еще минуту назад он видел своих друзей.
Проводив друзей, волк зашел посмотреть на ель, на которой обычно сидел попугай, но птицы нигде не было видно.
- эх - загрустил волк . На всякий случай он оставил под деревом печенье и ушел.
Друзья уехали, и одиночество навалилось на Собацю с какой-то особой новой силой.
Волк сидел за столом, на полу перед ним стоял ящик с орехами, но он все никак не мог начать их чистить . В доме бодрым стуком мерили время часы, маленький жук скрипел лапками, ползая по стеклу, за окном шумел лес. И тут волку пришла в голову потрясающая идея, как сделать эту грусть и тишину легче. Он взял сумку и вышел из дома. Поднялся на гору, не без труда забрался на высокую ель, уселся на ветку, достал губную гармошку и заиграл. Он смотрел на горы, на бескрайние лесные просторы и думал - свобода это, наверное, не только снаружи, но и внутри тоже! И хорошо если они, эти свободы - есть у тебя сразу все и одновременно. Волк играл на губной гармошке и размышлял о разных удивительных вещах.
Он и не заметил, как прилетел Попугай Кеша и сел веткой выше. Волк играл, а Кеша сидел и слушал. Тихо- тихо начал падать первый снег. Кеша смотрел вдаль и как ни странно ему уже не было холодно - он засыпал и ему снились пальмы, солнце и яркие-яркие птицы. Волк играл на губной гармошке, а снег всё падал.
Волк нашел попугая Кешу лежащим в снегу. Собаця забрал его в дом и отогрел.
Затем волк долго-долго ухаживал за ним, так как попугай Кеша сильно заболел. Когда Кеша пришел в себя и окреп, Собаця сказал ему, что дверь его дома будет открыта и если Кеша хочет, то всегда сможет улететь. Но Кеша не улетал. Так они и прожили всю зиму вместе под одной крышей.
А потом пришла весна, затем лето и Собаця вернулся домой в свой Светлый лес. Попугай захотел поехать с волком.
Как же все были рады видеть Собацю! Волк познакомил с попугаем Кешей своих друзей, и они частенько стали проводить время вместе. А потом Кеша попросил помочь ему вернуться домой в Теплые края и ребята, конечно, помогли ему.
И когда все уже стали забывать о попугае, Кеша прислал открытку. На обороте было написано: «Спасибо, друзья! Свободен и счастлив. Ваш друг Попугай Кеша».