«А правда, что в Новом Орлеане мертвых не закапывают?» [или Натали Вуд - в роли Натали Вуд]

Jan 11, 2022 20:19

"This Property Is Condemned" (1966) Сидни Поллака

«А правда, что в Новом Орлеане мертвых не закапывают?»

Есть такие ленты, которые я зову про себя потерянные или забытые шедевры. Забытыми они могут быть по ряду причин, самая очевидная - невостребованность публикой, что приводит к кассовому провалу, и нежеланию студии и всех участников съемки вспоминать об этом, выпуская ленты на видеоносителях. This Property Is Condemned был, впрочем, выпущен на видеокассетах в конце 1980-х, а на DVD в начале 2000-х. Но его до сих пор не встретишь в списках «лучших лент» от киносайтов, кинорежиссеров и даже кинокритиков. Это особенно удивительно, учитывая звездный состав съемочной группы. Судите сами. Автор одноактной пьесы - великий драматург и алкоголик Теннесси Уильямс, чья карьера из-за злоупотребления крепкими напитками уже катилась тогда под откос. В написании сценария участвовал Фрэнсис Форд Коппола, на тот момент совершенно неизвестный широкой публике - но именно эта лента дала, напротив, резкий старт его голливудской карьере. В режиссерском кресле сидел Сидни Поллак, еще не снявший своих самых знаменитых лент 1960-70- годов. За кинокамерой стоял великий китаец Джеймс Вонг Хоу, возможно, снявший самые красивые ленты в истории классического Голливуда. Главную роль исполнила икона той эпохи, уже начинавшая спиваться из-за потери популярности последних лент актриса русского происхождения Натали Вуд (которая во время съемок пыталась покончить с собой). И сыграла, вероятно, лучшую свою роль. Трагедия была в том, что, находясь при этом в расцвете жизненных сил и актерского дарования, ослепительно прекрасная, несмотря на уже появляющийся второй подбородок, она спродюсировала эту ленту, которая должна была вернуть ей пошатнувшийся было звездный статус. Увы, фильму не повезло провалиться в прокате, да еще и собрать уничижительную кинокритику - в итоге Вуд ушла из кино на три года, продолжая еще сильнее пить и закидываться наркотиками. О нервном состоянии актрисы и хаосе на съемках, где актерам приходилось самим придумывать себе реплики, так как несчастный Коппола с друзьями не успевал вовремя писать вменяемый сценарий, говорит тот факт, что ради эпизода, где ее героиня устраивала пьяный скандал в ресторане, Вуд напилась на самом деле. Роберт Редфорд именно в этом фильме выглядит как никогда безукоризненно элегантным джентльменом, а Чарльз Бронсон, который очень скоро улетит завоевывать славу в Европе (как герой Ди Каприо в тарантиновском «Однажды в Голливуде»), непросыхающим неудачником.


И вот этот звездный состав снял фильм, который оказался тогда никому не нужен. Сегодня догадываешься, почему: тогдашнее поколение «зумеров» вовсю хипповало, дети уходили из семей и отправлялись в Калифорнию (свою банду Чарльз Мэнсон собрал именно из сбежавших от «буржуазных родителей» хиппушек), в прокате разваливающегося Старого Голливуда, пока ему не пришел на смену Голливуд Новый, уже вовсю пользовались популярностью ленты о «бунте» и «свободе» - вроде «Бонни и Клайд» и «Беспечного ездока». А что мы видим в This Property Is Condemned? Обреченную лишь витать в мечтах и точно заранее приговоренную к пожизненному прозябанию в провинции эпохи Великой Депрессии героиню (Натали Вуд), которой не помогла даже поездка в Новый Орлеан, куда она так мечтала попасть с детства. Альва - очередная несчастная неудачница из пьес Теннесси Уильямса (счастливых у него, кажется, не было вообще). Сама лента как будто снята глубоко разочаровавшимся во всем человеком. То, что киностудия Paramount Pictures вообще решила выпускать эту меланхолическую ленту об упадке и разрушении с ароматом южного готического декаданса в разгар революционных 1960-х, уже вызывает недоумение.

Фильм при этом - абсолютно грандиозный, сочетающий несочетаемое: помесь «Завтрака у Тиффани» Трумана Капоте с «Бесприданницей" и «Жестоким романсом», городских романов Скотта Фицджеральда с южной готикой, Фолкнера с «новой волной». Сцены в Новом Орлеане, помимо того, что навсегда сохранили для нас его улицы, которых после известных событий больше нет, умудрились подарить хрупкое счастье двум героям ленты - Альве и заезжему чужаку Оуэну (Редфорд), вынужденному увольнять кучу людей железнодорожной компании, в которой работают примерно все жители

городка, кроме шерифа. Подарить им это хрупкое счастье - для того только, чтобы с размаху, вдребезги, разбить его навсегда. Снимаемый изначально как полувестерн про гибнущий городок где-то на Среднем Западе, фильм переключает регистры совершенно неожиданно: то это палящая эротическая драма с тяжело дышащей от возбуждения Натали Вуд, то этюд о холодном невозмутимом чужаке, разрушающим мирное сельское счастье, то «Шербургские зонтики» на новоорлеанских улицах, то страшная драма о проституции. Я не чья-то собственность - кричит Альва в порыве ярости, но, увы, она именно собственность матери, которая хочет подложить ее под богатого папика. Шлюхой в порыве ярости называет ее обычно невозмутимый Оуэн, что совершенно не идет сложившемуся имиджу джентльмена Редфорда. Как собственность или шлюху забирает отчим пьяную ее из ресторана после истерики в номер мотеля. «Эта собственность приговорена к сносу» - висит табличка на окнах единственной гостиницы городка, где живет одна, вульгарно красясь и надевая великоватые для нее платья Альвы её младшая сестренка Вилли - очевидно, встречая и провожая ночами проезжих железнодорожных рабочих. Эта собственность - тоже обречена, понимаешь ты, брошенной матерью и сестрою один только путь, минуя канаву - публичный дом, или просто - панель. Как один, скорее всего, только путь для сбежавшей из дома хиппушки - наркомания с проституцией. Как один был путь, наверняка, и у самой Альвы в тексте Теннесси Уильямса, который слишком хорошо знал жизнь, чтобы подарить героини хотя бы несколько дней счастливой романтики на улицах Нового Орлеана. А какой это путь? Многие знают, что в фолк-песне«
The House of the Rising Sun» («Дом восходящего солнца») под домом, вероятнее всего, подразумевается бордель в Новом Орлеане, и исполняться она должна не мужчиной, а женщиной. Есть версия, что в песне говорится о другом совершенно здании, но от этого не становится легче: о новоорлеанской женской тюрьме.



Натали Вуд в роли разбитной Альвы, влюбляющей в себя всех местных похотливых мужиков, похожая то ли на итальянку, то ли на цыганку из бульварного романса (и кажется не просто так просятся на ум оперы «Богема» и «Травиата»). Редфорд, абсолютно не представимый в подобной дыре (ему всегда больше шли хорошие нью-йоркские пиджаки или ковбойская шляпа), с манерами героя Марлона Брандо из «Трамвая Желание». Здесь все идет не так, не туда, неправильно, не как надо. Чудо, что кино это оказалось великим, думаю, в том, что на его съемках был на самом деле один только человек, хорошо знающий, что из себя представляет эта неуловимая «магия кино», превращающая рядовые ленты в мировую классику, тогда как ее отсутствие отправляет в забытье самые дорогие кинокартины. И не то что бы этот человек представлял ее себе хорошо, и уж тем более, смог объяснить ее остальным. Но именно этот человек оказался душой фильма, который пережил 50 лет забвения, но сохранил в себе непонятное трагическое волшебство. Человек, благодаря которому This Property Is Condemned не свалился ни в городской «жестокий романс», ни в грязноватого типа блюз о какой-то бродяжке, ни в слащавую мелодраму - это Натали Вуд. Которая, как с ужасом понимаешь почти с самого начала, играла не столько судьбу Мэрилин Монро, или Холли Голлайтли, или какой-то там жены реднека в Аппалачах, а саму себя. Украденное у нее кинематографистами детство навсегда превратило её в невинного ребенка с большими глазами и простой мечтой о банальном человеческом счастье,
поступавшей бестолковым порой для себя образом, совершавшей чудовищные ошибки, только приближавшие ее трагический финал. Как и Мэрилин, которую самые суровые учителя театральной школы восхищенно называли «колибри», Натали Вуд парит невесомо, точно во сне, заражая окружающую нищету и безысходность вот этой собственной магией. Ее Альва - не просто красивая дурочка или спивающаяся сельская дивчина, даже когда она пытается в первую же ночь переспать с чужаком по имени Оуэн: она неловкая как девочка-подросток, игривая как уличный котенок и хрупкая как дорогая кукла, которую нарочно разбили соседские мальчики. И неспособная, конечно, к умению жить, держать какую-то там ответственность за свои поступки или даже проступки. Она просто - как и Натали Вуд - всего лишь большой, но так и не повзрослевший ребенок, который трогательно заглядывая в глаза Редфорду, вечно по-детски спрашивает у него: «А правда, что в Новом Орлеане мертвых не закапывают?» Ее маленькая сестра - тоже так и не вырастет никогда, а просто будет медленно опускаться, пока окончательно не обрюзгнет и не постареет. И ее не закопают в землю.


После просмотра мне почему-то вспомнился фильм Джона Хьюстона «Неприкаянные» 1961 года, в котором свои последние, предсмертные, роли сыграли в том числе Мэрилин Монро и Кларк Гейбл. А еще - два небольших рассказа Ивана Бунина, «Натали» и «Чистый понедельник», хотя, казалось бы, что общего с ними может иметь судьба Альвы или самой Натали Вуд. Но мне кажется, что ей они должны были бы очень понравиться. Прочитав их, она бы взглянула на нас своими большими-большими, как у куклы, глазами и задумчиво, точно во сне, пробормотала: «Это написано про меня».

(Далее - спойлер!)

Интересно, что и финал у «This Property Is Condemned» напоминает другое бунинское произведение, «Жизнь Арсеньева»: о судьбе Альвы мы узнаем из рассказа сестры, нам не показывают её, эту судьбу, а рассказывают, быстро-быстро, как будто телеграфным стилем, вынося всю человеческую трагедию за скобки. Жила. Была. Умерла.

opera, lost masterpiece, другие голоса, marilyn monro, décadence, фатум, cinématographe, truman capote, женский портрет, liebestod, детская комната

Previous post Next post
Up