Une saison en [Bellissima!] enfer сinematographic

Oct 01, 2007 23:57

Великий - для меня - Квартет Французского Безысходного Кино:

1."Плата за страх"/"Salaire de la peur, Le" (1953) Анри-Жоржа Клузо
2."Не тронь добычу"/"Touchez pas au grisbi" (1954) Жака Беккера
3."Мужские разборки"/"Du rififi chez les hommes" (1955) Жюля Дассена
4."Второе дыхание"/"Deuxième souffle, Le" (1966) Жана-Пьера Мельвилля


Такого мрачного кино еще поискать. Все плохо, потому что все плохо. И будет еще хуже, потому что лучше не будет никогда. Солнце черное на горизонте. С деревьев сорваны последние листья. На улицах черные лужи (вряд ли вода, скорее сгустившаяся кровь). Воздух сер, неприятен, полупрозрачен. Дышать нечем. Небеса тошнотворно-бледные. Извечные тучи, которые заволокли небо от сих до сих. Что такое настоящая безысходность? Это не ситуация, из которой нет выхода. А ситуация, в которой нет другого входа, кроме как того, который ведет в тупик. Выбор персонажа абсолютно не важен. Хэппи энда не будет, друзья, потому что все заранее предрешено. Каждый фильм как завораживающий перфоманс медленных суицидов главных героев. Не все будут убиты безжалостной рукой Господа Бога (или режиссера). Но в каждом из них будет убито нечто очень-очень важное. Выжжено навсегда раскаленным железом.
Никакого сострадания, милосердия, доброты или всепрощения. Ничего подобного этому.  Наказание, преступление, правые/виноватые, кодекс чести, принципы/правила - все фигня. Просто тупая фигня. В этом мире человека переедут машиной, забьют до смерти куском кирпича, взорвут динамитными шашками в клочья. Сдадут, предадут и обманут. Вот она сила, которая становится в какие-то минуты слабостью. И слабость, которой даже не посочувствуешь. Ее презираешь. А поверх всего тупейшая усталость. Она накатывает на всех героев с самого начала. Морщины, клонит в сон, кружится голова, тошнит ото всего, все раздражает, впадают в бешенство от мелочей... Возможно, для некоторых из режиссеров такие фильмы всего лишь игра в черное, в меланхолию, сардонический смех, в тошноту и в ужас, в мизантропию. Очень даже может такое, братья, статься. Но игра порой вдруг вырывается из-под контроля мастеров, становясь самодостаточной картинкой-сказкой из жизни странной, но так похожей на нашу, Черной Страны. Сюрреалистическим кошмаром. Где люди разве что не жрут друг друга. В этом прекраснейших из всех миров...

У Клузо два остальных фильма, которые я видел, выглядели слишком смешными, чтобы быть по-настоящему страшными (хотя "Дьволицы", наверное, его лучшее произведение). У Беккера я ничего больше не смотрел. У Мельвилля прочие фильмы либо не были так безысходны, либо не были так совершенны в своей безысходности, как "Второе дыхание". У Дассена я видел три фильма. Ни "Грубая сила", ни "Воровское шоссе" не оказали того мощного, все подавляющего мрачного воздействия, как "Мужские разборки". Такого, что захотелось вдруг выцепить эти четыре красивейших фильма о смерти и представить их рядом. Вот, собственно, и всё.

Спасибо, парни, вы меня потрясли.

jules dassin, jean gabin, noirs, jacques becker, décadence, france, jean-pierre melville, cinématographe, henri-georges clouzo

Previous post Next post
Up