Кинематографический эротизм

Jan 16, 2007 20:01


«Шоковый коридор»/ "Shock Corridor" (1963) Сэмюеля Фуллера


Пусти психа в психушку снимать фильм о психах и получится «Шоковый коридор». Ну это, конечно, я так. Играюсь в слова. Балуюсь. На самом деле, я от фильма малость в шоке. Как в эстетическом. Так и в психологическом. Если не сказать, духовном. Настолько кино сфотографировало мою ментальную реальность здесь и сейчас…Верь я в Бога, обязательно решил бы, что он, зная мое болезненное пристрастие к кинематографическим ненормальностям, заглянул через глаза «Шоковым коридором» в душу. И изрядно там покопался. Вправив заодно мозги. А что тут такого? В конце концов, если допустить, что одними из самых эрогенных зон человеческого организма являются глаза, то этот фильм, можно сказать, совершает со зрителем насильственный половой акт. Я уже давно обнаружил, что каждый талантливый режиссер обладает «даром эротического восприятия действительности». А благодаря зрачкам это дар ранит осколками твое сознание.


У этого фильма по части смысла сильно сбит прицел. Как могут быть перемешаны и сбиты в одну желеобразную массу мысли и желания умалишенного. Меня терзают смутные сомнения насчет душевного здоровья самого Фуллера…  Уже на первом скользком повороте - во время вполне традиционной завязки с журналистом Джонни Барретом (Питер Брик), желающим проникнуть в психиатрическую клинику и раскрыть убийство некоего Слоуна - «Коридор» выносит в кювет инцеста. (Совсем недавно посмотрел "кино об инцесте" "Туманные звезды Большой Медведицы" Лукино Висконти. Меня, прямо как зайца псами, затравили фильмами с подобной тематикой) Придуманный инцест, дабы заверить врачей клиники в ненормальности прожженного журналюги, в рассудке самого липового пациента мутирует в настоящий….



Мало кто из зрителей способен безболезненно и легко проникнуть через водяные толщи этого киношного безумия. Есть фильмы о сумасшествии. Есть фильмы с сумасшедшей техникой съемки. А «Шоковый коридор» это кино, которое есть сумасшествие само по себе. Такими фильмами, думаю, можно добивать особо буйного пациента в особо закрытой клинике. Или лечить Алекса из «Заводного апельсина». Тут нет монтажного беспредела или сюжетного безобразия (вроде отрезанных голов). Все в рамках. И довольно шаблонных. Эффект безумия, бьющего по твоим нервным окончаниям кинематографическим электрошоком, заключается, по-видимому, как в самой идеи притчи, так и в ее визуальном воплощении.


Идея: пойдешь посмотреть на безумных, сам сойдешь с ума. (Это, к слову, и обо мне, любителе всяческих киношных ненормальностей - с другой стороны, я же не виноват в том, что многие великолепные фильмы «ненормальны»?). Воплощение: черно-белое море эксцентричных кадров. То ли оператор Фуллера намеренно извращался на ровном месте, получая неожиданные образы, то ли сам режиссер видел наш мир несколько «коряво», фиксируя его в не менее (а, возможно, и более) искривленном кинематографическом пространстве. В черно-белом мире только бред психов цветной. В черно-белом мире водопады сшибают тебя с ног в коридорах психушек. В черно-белом мире журналист, рискнувший на психопатологическую одиссею, с самого начала разговаривает сам с собой. В черно-белом изломанном Фуллером пространстве показаны все те же язвы общества, что и спустя 40 лет остаются более чем актуальными в нормальном мире (если, мир еще нормален). Негр - куклуксклановец. Солдат, сошедший с ума на корейской войне и бредящий войной Гражданской. Профессор-ядерщик, чей мозг сполз в шестилетнее детство. Толстяк, орущий благим матом оперные арии по ночам. Нимфоманки, наконец…Все вроде банально. Притчево. Просто. Но, странным образом, это варево из псевдо документальных социальных зарисовок, шекспировского безумия и нуаровых штучек - очень глючное.


Беспредел эксцентричных образов приводит к странному результату. Начинаешь задаваться вопросом, а не тащит ли Фуллер прежде всего тебя по странному «шоковому коридору»? Чей психоз или невроз вполне ожидаемо кидает человека в катотоническое отчаяние. Фильм запросто хозяйничает в мозгу. Сидишь где-то в середине головы и смотришь в свои «глаза» - киноэкраны, на которые с внешнего мира транслируется поток наркотических, психованных и продирающих до мозга костей кадров. Электрошок режиссер включает на полную катушку не сразу. Понимание того, что «согласившийся посмотреть на безумных» это не только, и не столько герой-журналист, сколько сам зритель, приходит с восхитительным по своему безудержному ритму и мельканию кадров эпизодом, когда коридор психушки захлестывает вода. Она падает сверху, выливается из стен, затопляет щели в полу, превращаясь, наконец, в водопад. Цветной и бешенный. Герой, которого зафиксило на вопросе «Кто убил Слоуна?» скатывается от шума и ярости падения воды в полнейшую тишину. Ее, кстати, тоже можно, наверное, назвать катотонической…


«Шоковый коридор» - это язвы, пороки, пошлости, грехи, униженные и оскорбленные, отвращение и безумие нашей жизни. «Шоковый коридор» - «зеленая миля» человеческого рассудка. Помиллиметровое его исчезновение в небытие. Обратная дифференциация разума, который глюкнуло на каком-то факте, вопросе или даже придуманном грехе. «Шоковый коридор» - попытка (ну допустим, что такая попытка у Фуллера была) изобразить визуальными средствами само безумие или хотя бы соскальзывание в него из правильного распорядка и вменяемого мировоззрения. "Шоковый коридор" - "электрическое щелканье фликера" на твоих зрачках. Эротическое и болезненное. Череда насилующих тебя контрастных кадров. Бьющих по нервным окончаниям  глаз, мозговых извилин и сердечных мышц. Вид «лечебного массажа». Контрастный кинематографический душ. Убери всю социальную подоплеку, и чисто визуально фильм по-прежнему будет ласково издеваться над тобой. Вот где банальность «расслабься и получи удовольствие» будет звучать как нельзя кстати.

ПС Если по прочтении вы решили, что «ШК» шедевр из шедевров и не посмотреть его вам никак нельзя, то предупреждаю: «Чтобы он вам понравился, необходимо быть как минимум таким же больным на всю голову, как Фуллер. Во всех остальных случаях кинематографическое изнасилование вам удовольствия, может, и не доставить. Не все же в этом мире такие извращенцы, как я:)».

usa, cinématographe, samuel fuller, noirs, инцест, décadence

Previous post Next post
Up