Из прошлого в никуда

Jan 14, 2007 20:32


«Из прошлого»/ «Out of the Past» (1947) Жака Турнера

Знаете анекдот об авиалайнере? Стюардесса: «Добро пожаловать на борт, дамы и господа. В вашем распоряжении самый современный авиалайнер в мире. Оснащен по высшему разряду. С несколькими этажами. На первом - кинотеатры, на втором - бассейны, на третьем бары и рестораны… А теперь, дамы и господа, пристегните ремни, и  мы-таки попробуем со всей этой фигней взлететь». На фильме «Из прошлого» навешано столько ярлыков, что аж страшно было приступать к просмотру. Величайший нуар, самый печальный нуар, самый безысходный нуар и проч., и проч., и проч. Фильм сегодня в ярлычках, как елочка в гирляндах. Но я решился на его просмотр. Безумству храбрых...

Сюжет, конечно, почти не отличается от множества других нуаровых историй (с хэппи-эндом или без). Кое-где отходя, возможно, от канонов. Где-то, напротив, легко и свободно катясь по наезженной колее. Герой Роберта Митчума (Джеф Бейли) смурной, загадочный и мрачноватый бывший сыщик. Не сказать, чтобы совсем уж положительный. Чуть даже беспринципный. Эгоистичный. Пару раз обжегшись на роковых красотках и плохих парнях. Выброшенный на обочину круто сваренный типчик, открывший после всех передряг бензоколонку. Но прошлое, как дверь, нельзя закрыть плотно и навсегда. Из прошлого клещами тянется за ним шлейф незаконченных и дурно пахнущих делишек. А на глупое и наивное - «завязал» - клещи в лице Уита Стерлинга (Кирк Дуглас) и Джо Стефаноса (Пол Валентайн) только ехидно ухмыляются. В свое время Джеф Бейли был Джефом Маркхэмом. И вместо добродушной красавицы Энн Миллер (Вирджиния Хьюстон) у него была красавица роковая Кэти Моффэт (Джейн Грир). Красавица роковая, так уж случилось, принадлежала не ему, а состоятельному бандиту Уиту. У которого она слямзила (или не слямзила) 40 штук баксов, сделав (или не сделав) к тому же из его груди решето. Плохой Уит на поиски плохой Кэти нанял хорошего Джефа, и все в результате вышло так, как вышло. Не хорошо, прямо скажем, вышло.

Турнер сделал очень хороший нуар. Тени, темные коридоры, крутые люди в плащах и шляпах, стреляющие окурками по дорогим коврам и оставляющие следы на дамских плечах (NB: секретарша Мита Карсон в фильме, имхо, самая прекрасная). Ночные автомобильные поездки за город. Встречи вечерком украдкой в рощице, полной мистических полутеней и ветерков. Блестящие диалоги (но, впрочем, от нуара других и не ждали). Филигранно написанный сценарий (что, как раз, для нуара чрезвычайно удивительно). Запутанный, конечно, но, на мой взгляд, не имеющий ни одной провальной минуты или «зрительских непоняток». У меня, само собой, есть пара вопросов к сюжету, но чисто уточняющих. Не программных. Фильм прежде всего хорош не операторскими изысками (о которых почему-то предпочитают сообщать), а как раз-таки диалоговыми миниатюрами. Маленькими сценками. В нескольких репликах или даже движениях персонажей отзеркаливающих психологизм героев. Изумление, страх, удивление, ревность, ненависть.... В плюс странный немой парень, отдающий вывеске «Джеф Бейли» честь. И грустная, невероятно грустная концовка, в результате которой good boy в глазах good girl оказался badbadbad.

usa, france, cinématographe, noirs, décadence

Previous post Next post
Up