«Дом летающих кинжалов» / "Shi mian mai fu" (2004) Чжана Имоу

Dec 10, 2006 14:09

«Дом летающих кинжалов» / "Shi mian mai fu" (2004) Чжана Имоу


Танец, пластика, балет и живопись.
Камерный фильм, эластично растягивающий шахматную доску до предела…
До беспредельных боев в зарослях бамбука.
Ряд актеров/персонажей дан с самого начала (Чжан Цзыи, Такеси Канесиро, Энди Лау).
Далее два часа режиссер свободно переставляет фигуры, разыгрывая в нереально красивых пейзажах простую и даже где-то шаблонную партию.
Набор клише, навязших в зубах слов, литры слез и крови в нужных пропорциях.
Красивая девушка и двое мужчин.
Две армии и три простые пешки.

Очень простой фильм. Я думаю, когда почти все уже сказано, и не раз даже в кинематографе, можно обходиться историями, восходящими к архетипам. Вставляя эти обычные для всех народностей рисунки в изысканные авторские рамки.


Шедевр - это сцена "Танца отражений" слепой девушки.
Красота движения, которое доводится до экстаза.
Танец, который можно пересматривать снова и снова.
Но обязательно еще раз - после финальных титров.
Уже со знанием того, как и в каких отношениях Имоу расставил своих персонажей.
Игра цвета и движения будет смотреться еще и как игра психологическая.
Нюансы и интонация танца - зеркального отражения - отсылают сразу и к любовным отношениям участников, и к борьбе мужского и женского начал, и к войне «летающих кинжалов» с государством и к теме бессмысленности битвы, когда бой происходит между своими же.
Иными словами, весь эпизод - в своем маленьком отрезке - скрывает целую вселенную: эротику, любовь, танец, бой, политику, интриги, ревность, красоту и послушание.
Всю оставшуюся киноленту можно рассматривать как очень элегантное кольцо для этого драгоценного камешка.


Символика, ритуал, личность, история.
Плюс компьютерная графика. Имоу - один из немногих режиссеров, кто действительно умеет извлекать из «цифры» настоящий живительный сок.
Употребляя всех этих летающих воинов, бамбуки, кинжалы, внезапные снегопады, неправдоподобные салатовый и кумачовый цвета для создания кинематографической живописи. Я думаю, только так это и можно назвать.
Для кино все слишком неправильно, клишировано, изысканно и странно.
Для театра уж очень много пространства и операторских ковбойских заходов сверху, снизу и по диагонали. Плюс переизбыток афористических банальностей в устах героев.
Для балета слишком много слов.
Для фотографии ну очень много движения.
Только для кинематографической живописи, текучей, непостоянной, играющей всеми красками, но одновременно заключенной в законы жанра и инкрустированные рамки картины - вся эта «красота чересчур», разыгранная не людьми, но куклами, не театрализовано, но в ритме танца - в самый раз.


Вы можете сто раз кривиться во время просмотра этого фильма - «она ожила?» или «они убили друг друга?», или «про любофф?», но это действо все равно будет разворачиваться.
Как слепая танцовщица не прекратит свой танец, пока не ударит своим прекрасным одеянием по каждому барабану, так и фильм будет дергаться в агонии странных эпизодов, но лететь, плавно и бессмысленно («как беспечный ветер») на протяжении почти 2-х часов. До тех пор, пока все банальности про любовь, смерть, честь, красоту и свободу не будут сказаны.
«На севере живет такая красота, один лишь взгляд которой разрушает города».
Собственно, по теме все. Красота - страшная сила. См., например, не только «Кинг Конга», но и «Табу» Осимы (последний мне понравился, впрочем, больше).


А любовь - сила странная. Очень странная.
Скажем проще: любви в этом фильме я особенно и не увидел. Никто из персонажей так и не успел понять, кого он все-таки любит.
До самой своей смерти.
Хотя…
У Имоу даже смерть длится в течение 15 минут. Знаете, парадокс про то, как время дробится на множество отрезков в момент смерти? И тогда человек не умирает, а вечно жив.
Вот у Имоу что хорошо - так это вечное движение, порыв, стремление, вздох, воля, взмах, весь этот бушующей ветер, ярость, страсть, прекрасное в полете…. Все это вне, вовне, извне… Одним словом - движение. Бесконечное, всё нарастающее и бессмысленное. Одно лишь оно останется у вас в памяти, когда забудутся все слова этого фильма и растают в безвестности кинокадры его. Ощущение полета.
«Дом летающих кинжалов» - фильм о движении, о жизни в движении, о свободе, как она есть.

Он может не понравиться, безусловно.
Но это будут только ваши личные проблемы.
Фильм тут не при чем.
Вам надоели летающие китайцы? Вы считаете, что философские притчи можно снимать более камерно и менее аляповато? По-вашему, сняв «Героя», надо было ставить на этой методе точку?
Если в вас будут сердцем в груди стонать и биться эти вымученные претензии даже после танца слепой девушки - мне вас искренне жаль…
Я был в восторге.

cinématographe, zhang yimou, китай

Previous post Next post
Up