Поясняю за шмот - 2. (Феррара, Италия)

May 31, 2023 18:10





Giovanni Boldini: La marchesa Luisa Casati con piume di pavone, 1911-13

В солнечной Ферраре в 15 веке жил чоткий герцог Эрколе д'Эсте, и всё у него было алмазно...

I. Болдини и мода





Palazzo dei Diamanti

История Эрколе и его семьи, правившей Феррарой с 12 века изложена вкратце Сибеастером. Но для нашего поста не так важны войны, которые Эрколе вёл, ни брак его сына с рспшкой Лукрецией Борджиа, а то, что Эрколе расширил Феррару, построив большой ренессансный квартал (не сам конечно же; архитектором был Бьяджо Розетти). Один из самых красивых дворцов квартала - алмазный; он отделан мрамором, гранёным «под алмаз».

Сейчас в алмазном дворце расположилась национальная пинакотека Феррары, а ещё периодически проходят временные выставки. Мне довелось посетить выставку «Болдини и мода». Как видите, итальянским детям прививают вкус с детства: перед входом стоит целая группа школьников.



вход в алмазный дворец

Джованни Болдини - художник-портретист, родившийся в Ферраре в 1842 году в семье потомственных художников. Перебравшись к 30 годам в Париж, он получил известность рисуя стильные и модные портреты, в основном красивых женщин. Что-то вроде инстаграма belle epoque для состоятельных клиентов.  Его картины имеют очень специфический стиль, вы с лёгкостью будете его узнавать после прочтения поста. Тщательно и реалистично прорисовывая лицо, одежду он рисовал немного небрежно, как-бы в движении. Выглядит - сногсшибательно. Вот пара портретов - французской танцовщицы и итальянской певицы.



слева - Cléo de Mérode, справа - Lina Cavalieri

На феррарской выставке картины Болдини демонстрировались рядом с одеждой той прекрасной эпохи. Особенно интересна выставка для тех, кто уже хоть немного знаком с историей моды.

В качестве исключения - современное платье от Диор.



John Galliano per Christian Dior: Jacqueline, 2005

А рядом - портрет талантливой певицы Жан Бенвеню Макс, с озорной улыбкой и в платье на одной лямке.



Madame Charles Max

Белые вечерние платья в цветочек, начала 20 века.



вечерние платья, слева - Maison Laferriere, 1900, справа - House of Worth, 1902

А вот синьора в белом.



Signora in bianco, 1902

Эта девушка не полностью в белом, но зато это аж целая испанская принцесса.



La principessa Eulalia di Spagna, 1898

Ещё белое платье, специально для танцев. Позади виднеется портрет женщины как раз в таком же платье.



Manufattura ginevrina: abito da ballo, ~1895

Тот портрет отдельно я не сфотографировал. Зато рядом видел портрет красивой девушки в белом платье (пусть и другом) с веером. Это Конча де Осса, девушка, которую Болдини рисовал чаще всего.



La signorina Concha de Ossa, 1888

Вот туника, специально сделанная для итальянской актрисы Элеоноры Дузе.



Maria Monaci Galenga: Tunica da ricevimento appartenuta a Eleonora Duse, 1920

А вот и сама актриса (но не в тунике).



Eleonora Duse, 1889-1895

Простое, но красивое и элегантное черное платье.



Итальянское вечернее платье, ~1910

В черном платье Консуэло, дочь американского миллионера и жена герцога Мальборо. Она обнимает младшего сына, Ивора: благодаря тому что она родила детей, Винстон Черчилль (я надеюсь все знают кто это такой) не стал наследником герцога. Впрочем, потом они с герцогом развелись.



Consuelo Vanderbilt, duchessa di Mariborough con il figlio, Lord Ivor Spencer-Churchill, 1906

А вот настолько же элегантное белое платье от знаменитого парижского дома моды.



вечернее платье от Callot Soeurs, 1913-14

А вот вторая жена того же герцога Мальборо.



Gladys Deacon, 1916

Рядом висел портрет девушки в розовом.



Olivia Concha de Fontecilla, 1916

Это платье от Жан Ланвин - действительно сине-золотое.



вечернее платье от Jeanne Lanvin, 1910

А это набросок портрета женщины в синем.



La Divina in blu, 1905-1906

Это платье очень известное, о нём особо упоминалось на предыдущей выставке: «Дельфос» от Мариано Фортуни.



Mariano Fortuny: Abito Delphos, 1911

Платье Иды Рубенштейн хоть и не красное, но очень похожее. Кстати, этот портрет рисовал не Болдини, что видно сразу.



Antonio de La Gandara: Ida Rubinstein, 1913

Мужских костюмов на выставке почти не было; с середины 19 века мужской костюм почти не менялся до наших дней. Думаю если бы я вышел одетым вот так сейчас, то никто бы и не заметил подвоха (без шляпы и тросточки, разумеется).



Brass & Pike: Abito da giorno, 1910

Вот как выглядел этот костюм на одном из писателей начала 20 века.



Henri Gauthier-Villars, 1905

Были на выставке и аксесуары. Вот к примеру женское седло и костюм для верховой езды.



Abito da amazzone, 1880-1900

А вот в этом костюме катается на лошади французская актриса.



Alice Regnault a cavallo

А вот корсет...



Corsetto, 1895-1905

... и та же актриса в нём, уже без лошади.



L'attrice Alice Regnault, 1880-84

Помнится, Мэри Попинс была элегантна «от туфелек до шляпки». Вот розовые туфли с черным бантом.



Hellstern & Sons: Scarpe appartenute alla contessa Greffulhe, 1900-10

Тут туфелек не видно, но платье того же цвета и тоже с черным бантом.



Miss Bell, 1903

А вот большой выбор черных шляпок.



Suzanne Talbot per Woolland Brothers: cappello, 1910

Дама в шляпе и с собачками.



Lina Bilitis con due pechinesi, 1913

Напоследок ещё пара известных портертов от Болдини. Вот писательница Гертруда Элизабет. Она вышла замуж за Колина Кэмпбела, который заразил ей сифилисом. Вышел большой скандал с разводом в суде.



Gertrude Elizabeth, nata Blood, Lady Colin Campbell, 1894

Пока тот скандал шел, её портрет писал вот этот художник. Но то ли из-за этого скандала, то ли из-за чего-то ещё, портрет был утерян.



James Abbott McNeill Whistler, 1897

II. Пинакотека



Вышли с выставки в красивый внутренний двор.



внутренний двор алмазного дворца

Рядом расположилась просвещающаяся школота.



галерея, школьники

На постоянной выставке представлены картины 13-17 веков, в основном художников северной Италии.



зал пинакотеки

Полиптих в византийском стиле конца 14 века: как видите Чимабуэ был не последним византийцем, а крайним.



Stefano Pievano di Sant’Agnese: polittico con vari santi, 1370-90

Фрески, соскобленные из церкви св. Доменика.



фрески с житием св. Иоанна Богослова, XV век

Мадонна с младенцем.



Jacopo da Montagnana: Madonna col Bambino, 1480-1490

Святой Иероним кисти знаменитого венецианского художника Бартоломео Виварини.



Bartolomeo Vivarini: San Gerolamo, 1460-1470

Рождество от художника из Болоньи.



Michele di Matteo: Presepe, 1460

А это тоже Рождество, но неизвестного автора.



Natività e Adorazione dei Magi, 1460

Распятие тоже неизвестного автора (но другого) из северной Италии.



Trasporto della Croce; Crocifissione, 1450-1460

Ещё одно распятие неизвестного автора.



Crocifisso con i dolenti e i santi Girolamo e Stefano, 1440-1450

Когда я здесь был, сюда привозили знаменитейшую Библию, принадлежавшую Борсо д'Эсте.



Bibbia di Borso d'Este, 1455-1462

Это пара томов со сногсшибательными миниатюрами.



евангелист Лука

Что символизирует мальчик на олене я затрудняюсь сказать.



мальчик на олене

А это кролик, не только ценный мех.



миниатюра с кроликом

Тут начинаются картины 16 века. Вот Иаков знакомится с Рахиль.



Giacobbe e Rachele al pozzo, XVI век

Есть в пинакотеке даже тетраптих самого Эль Греко со страстями.



El Greco: lavanda dei piedi, preghiera nell'orto, Cristo davanti a Pilato, crocifissione

Святое семейство от Бастианино, художника, родившегося неподалёку от Феррары.



Bastianino: Sacra Famiglia con san Giovannino, 1560-1570

В одном зале я увидел Тайную вечерю и целых две Свадьбы в Кане. Автор Тайной вечери - Скарселлино - феррарский художник.



Scarsellino: Ultima cena, 1665

Вот его же Свадьба в Кане.



Scarsellino: Nozze di Cana, 1595-6 (фрагмент)

Другая Свадьба в Кане - от Карло Бонони, тоже феррарского художника.



Carlo Bononi: Nozze di Cana, 1622

В большом зале - несколько фресок, перенесённых сюда из разных храмов.



Salone di Palazzo dei Diamanti

Часть из них перенесена из аббатства св. Варфоломея.



Scene Sacre, XIII sec.

А эта - из рефектория церкви св. Андрея. Здесь изображено распятие в окружении женщин символизирующих церковь и синагогу. Автор - Бенвенуто Тизи, по прозвищу Гарофало - самый известный феррарский художник.



Garofalo: Antico e Nuovo Testamento

Вот ещё одна картина его кисти.



Garofalo: Messa di san Nicola da Tolentino, 1525-30

Другой, тоже очень известный феррарский художник - Доссо Досси. Вот Христос на Масличной горе.



Dosso Dossi: Cristo nell'orto degli ulivi, 1516-20

Как видите, в постоянной экспозиции Алмазного дворца нет знаменитых шедевров, но мне повезло увидеть и Библию д'Эсте, и множество картин Болдини.

Продолжение серии постов о красивой одежде и моде следует. Ставьте класс и подписывайтесь на канал.   

Одежда, Дизайн, Италия, Феррара, Фрески, Мода, Музеи, Путешествие, Дворцы

Previous post Next post
Up