Giovanni Boldini: La marchesa Luisa Casati con piume di pavone, 1911-13
В солнечной Ферраре в 15 веке жил чоткий герцог Эрколе д'Эсте, и всё у него было алмазно...
I. Болдини и мода
Palazzo dei Diamanti
История Эрколе и его семьи, правившей Феррарой с 12 века
изложена вкратце Сибеастером. Но для нашего поста не так важны войны, которые Эрколе вёл, ни брак его сына с рспшкой Лукрецией Борджиа, а то, что Эрколе расширил Феррару, построив большой ренессансный квартал (не сам конечно же; архитектором был Бьяджо Розетти). Один из самых красивых дворцов квартала - алмазный; он отделан мрамором, гранёным «под алмаз».
Сейчас в алмазном дворце расположилась национальная пинакотека Феррары, а ещё периодически проходят временные выставки. Мне довелось посетить выставку «Болдини и мода». Как видите, итальянским детям прививают вкус с детства: перед входом стоит целая группа школьников.
вход в алмазный дворец
Джованни Болдини - художник-портретист, родившийся в Ферраре в 1842 году в семье потомственных художников. Перебравшись к 30 годам в Париж, он получил известность рисуя стильные и модные портреты, в основном красивых женщин. Что-то вроде инстаграма belle epoque для состоятельных клиентов. Его картины имеют очень специфический стиль, вы с лёгкостью будете его узнавать после прочтения поста. Тщательно и реалистично прорисовывая лицо, одежду он рисовал немного небрежно, как-бы в движении. Выглядит - сногсшибательно. Вот пара портретов - французской танцовщицы и итальянской певицы.
слева - Cléo de Mérode, справа - Lina Cavalieri
На феррарской выставке картины Болдини демонстрировались рядом с одеждой той прекрасной эпохи. Особенно интересна выставка для тех, кто уже хоть немного знаком с
историей моды.
В качестве исключения - современное платье от Диор.
John Galliano per Christian Dior: Jacqueline, 2005
А рядом - портрет талантливой певицы Жан Бенвеню Макс, с озорной улыбкой и в платье на одной лямке.
Madame Charles Max
Белые вечерние платья в цветочек, начала 20 века.
вечерние платья, слева - Maison Laferriere, 1900, справа - House of Worth, 1902
А вот синьора в белом.
Signora in bianco, 1902
Эта девушка не полностью в белом, но зато это аж целая испанская принцесса.
La principessa Eulalia di Spagna, 1898
Ещё белое платье, специально для танцев. Позади виднеется портрет женщины как раз в таком же платье.
Manufattura ginevrina: abito da ballo, ~1895
Тот портрет отдельно я не сфотографировал. Зато рядом видел портрет красивой девушки в белом платье (пусть и другом) с веером. Это Конча де Осса, девушка, которую Болдини рисовал чаще всего.
La signorina Concha de Ossa, 1888
Вот туника, специально сделанная для итальянской актрисы Элеоноры Дузе.
Maria Monaci Galenga: Tunica da ricevimento appartenuta a Eleonora Duse, 1920
А вот и сама актриса (но не в тунике).
Eleonora Duse, 1889-1895
Простое, но красивое и элегантное черное платье.
Итальянское вечернее платье, ~1910
В черном платье Консуэло, дочь американского миллионера и жена герцога Мальборо. Она обнимает младшего сына, Ивора: благодаря тому что она родила детей, Винстон Черчилль (я надеюсь все знают кто это такой) не стал наследником герцога. Впрочем, потом они с герцогом развелись.
Consuelo Vanderbilt, duchessa di Mariborough con il figlio, Lord Ivor Spencer-Churchill, 1906
А вот настолько же элегантное белое платье от знаменитого парижского дома моды.
вечернее платье от Callot Soeurs, 1913-14
А вот вторая жена того же герцога Мальборо.
Gladys Deacon, 1916
Рядом висел портрет девушки в розовом.
Olivia Concha de Fontecilla, 1916
Это платье от Жан Ланвин - действительно сине-золотое.
вечернее платье от Jeanne Lanvin, 1910
А это набросок портрета женщины в синем.
La Divina in blu, 1905-1906
Это платье очень известное, о нём особо упоминалось на
предыдущей выставке: «Дельфос» от Мариано Фортуни.
Mariano Fortuny: Abito Delphos, 1911
Платье Иды Рубенштейн хоть и не красное, но очень похожее. Кстати, этот портрет рисовал не Болдини, что видно сразу.
Antonio de La Gandara: Ida Rubinstein, 1913
Мужских костюмов на выставке почти не было; с середины 19 века мужской костюм почти не менялся до наших дней. Думаю если бы я вышел одетым вот так сейчас, то никто бы и не заметил подвоха (без шляпы и тросточки, разумеется).
Brass & Pike: Abito da giorno, 1910
Вот как выглядел этот костюм на одном из писателей начала 20 века.
Henri Gauthier-Villars, 1905
Были на выставке и аксесуары. Вот к примеру женское седло и костюм для верховой езды.
Abito da amazzone, 1880-1900
А вот в этом костюме катается на лошади французская актриса.
Alice Regnault a cavallo
А вот корсет...
Corsetto, 1895-1905
... и та же актриса в нём, уже без лошади.
L'attrice Alice Regnault, 1880-84
Помнится, Мэри Попинс была элегантна «от туфелек до шляпки». Вот розовые туфли с черным бантом.
Hellstern & Sons: Scarpe appartenute alla contessa Greffulhe, 1900-10
Тут туфелек не видно, но платье того же цвета и тоже с черным бантом.
Miss Bell, 1903
А вот большой выбор черных шляпок.
Suzanne Talbot per Woolland Brothers: cappello, 1910
Дама в шляпе и с собачками.
Lina Bilitis con due pechinesi, 1913
Напоследок ещё пара известных портертов от Болдини. Вот писательница Гертруда Элизабет. Она вышла замуж за Колина Кэмпбела, который заразил ей сифилисом. Вышел большой скандал с разводом в суде.
Gertrude Elizabeth, nata Blood, Lady Colin Campbell, 1894
Пока тот скандал шел, её портрет писал вот этот художник. Но то ли из-за этого скандала, то ли из-за чего-то ещё, портрет был утерян.
James Abbott McNeill Whistler, 1897
II. Пинакотека
Вышли с выставки в красивый внутренний двор.
внутренний двор алмазного дворца
Рядом расположилась просвещающаяся школота.
галерея, школьники
На постоянной выставке представлены картины 13-17 веков, в основном художников северной Италии.
зал пинакотеки
Полиптих в византийском стиле конца 14 века: как видите Чимабуэ был не последним византийцем, а крайним.
Stefano Pievano di Sant’Agnese: polittico con vari santi, 1370-90
Фрески, соскобленные из церкви св. Доменика.
фрески с житием св. Иоанна Богослова, XV век
Мадонна с младенцем.
Jacopo da Montagnana: Madonna col Bambino, 1480-1490
Святой Иероним кисти знаменитого венецианского художника Бартоломео Виварини.
Bartolomeo Vivarini: San Gerolamo, 1460-1470
Рождество от художника из Болоньи.
Michele di Matteo: Presepe, 1460
А это тоже Рождество, но неизвестного автора.
Natività e Adorazione dei Magi, 1460
Распятие тоже неизвестного автора (но другого) из северной Италии.
Trasporto della Croce; Crocifissione, 1450-1460
Ещё одно распятие неизвестного автора.
Crocifisso con i dolenti e i santi Girolamo e Stefano, 1440-1450
Когда я здесь был, сюда привозили знаменитейшую Библию, принадлежавшую Борсо д'Эсте.
Bibbia di Borso d'Este, 1455-1462
Это пара томов со сногсшибательными миниатюрами.
евангелист Лука
Что символизирует мальчик на олене я затрудняюсь сказать.
мальчик на олене
А это кролик, не только ценный мех.
миниатюра с кроликом
Тут начинаются картины 16 века. Вот Иаков знакомится с Рахиль.
Giacobbe e Rachele al pozzo, XVI век
Есть в пинакотеке даже тетраптих самого Эль Греко со страстями.
El Greco: lavanda dei piedi, preghiera nell'orto, Cristo davanti a Pilato, crocifissione
Святое семейство от Бастианино, художника, родившегося неподалёку от Феррары.
Bastianino: Sacra Famiglia con san Giovannino, 1560-1570
В одном зале я увидел Тайную вечерю и целых две Свадьбы в Кане. Автор Тайной вечери - Скарселлино - феррарский художник.
Scarsellino: Ultima cena, 1665
Вот его же Свадьба в Кане.
Scarsellino: Nozze di Cana, 1595-6 (фрагмент)
Другая Свадьба в Кане - от Карло Бонони, тоже феррарского художника.
Carlo Bononi: Nozze di Cana, 1622
В большом зале - несколько фресок, перенесённых сюда из разных храмов.
Salone di Palazzo dei Diamanti
Часть из них перенесена из аббатства св. Варфоломея.
Scene Sacre, XIII sec.
А эта - из рефектория церкви св. Андрея. Здесь изображено распятие в окружении женщин символизирующих церковь и синагогу. Автор - Бенвенуто Тизи, по прозвищу Гарофало - самый известный феррарский художник.
Garofalo: Antico e Nuovo Testamento
Вот ещё одна картина его кисти.
Garofalo: Messa di san Nicola da Tolentino, 1525-30
Другой, тоже очень известный феррарский художник - Доссо Досси. Вот Христос на Масличной горе.
Dosso Dossi: Cristo nell'orto degli ulivi, 1516-20
Как видите, в постоянной экспозиции Алмазного дворца нет знаменитых шедевров, но мне повезло увидеть и Библию д'Эсте, и множество картин Болдини.
Продолжение серии постов о красивой одежде и моде следует. Ставьте класс и подписывайтесь на канал.