Поясняю за шмот. (Барселона, Испания)

May 14, 2023 04:36





одежда наполеоновской эпохи

Только в моём ЖЖ: история моды последних пятисот лет за десять минут. После прочтения станет гораздо интереснее ходить по авеню Монтэнь и улице Монтенаполеоне!

1 этаж: Визуальный дизайн



Музей дизайна стоит на Площади Каталонской Славы, на восточной окраине Барселоны. Он открылся в 2008 году и объединил в себе три ранее самостоятельных музея:

  1. Кабинет графических искусств
  2. Музей декоративного искусства
  3. Музей текстиля и костюмов

Сейчас для каждого из бывших музеев выделен отдельный этаж. Хотя, я, конечно же, первым делом тщательно осмотрел третий этаж, а по остальным прошелся бегом, расскажу обо всём по порядку.



Museo del Diseño

На первом этаже находится выставка визуального дизайна. К этому относится всё что верстают. Например...



Dissenyes o treballes? La nova comunicació visual. 1980-2003

... предвыборные программы левацкой партии PSOE (оттуда происходит, например, Жозеф Борелль) ...



автор иллюстраций - José Ramón Sánchez, автор значка справа снизу - José María Cruz Novillo

... газеты ...



популярные газеты Испании

... журналы...



Madrid me mata, oro y plata

... и даже бутылки. Я ведь не враг бутылки.



дизайнеры бутылок: Clarnet Serrahima, Enric Aguilera & Asociados, Lluis Morillas, Grafica (Fernando Gutierrez, Pablo Martin), Lavernia & Cienfuegos

На сладкое - дизайн этикеток для шоколада.



дизайнеры обёрток для шоколада: Pati Nuñez, ruiz+company, Mucho

2 этаж: Декоративное искусство



На втором этаже размещены предметы декоративного искусства. Мне это напомнило традиционные епархиальные музеи, с той лишь разницей, что предметы здесь не религиозные (по крайней мере не все). Я покажу самые понравившиеся мне экспонаты.



Extraordinàries! Col·leccions d'arts decoratives i arts d'autor (segles III-XX).

В самом центре выставочного зала - зелёная карета.



карета, Berlina, Mallorca, c 1750

Значительная часть зала посвящена керамике.



блюда и плитка

В основном - керамической плитке.



плитка

Вот керамический декор с зайцем.



плитка 13 века

Много забавных декоров эпохи ренессанса.



Socarrats 15-16 век

Самый большой и красивый экспонат - декоративное керамическое панно со сценами питья какао.



фрагмент панно Plafó La xocolatada, Barcelona, 1710.

Есть и немного религиозных экспонатов, например плитка на которой написана молитва Богородице.



плитка с молитвой из розария

Значительная часть коллекции - керамическая посуда.



посуда

Среди красивых экспонатов - французская супница с розочкой наверху.



Terrina i plat, c 1770

Есть даже тарелка от самого Пабло Пикассо с голубем мира (очень актуально сейчас).



Plata, Pablo Picasso (1947)

Стакан с охотником на уток, как в Денди.



стакан

В другой части зала - древние интерьеры, как в Лувре, но гораздо скромнее.



интерьер

Здесь находится целая коллекция небольших шкафов с ящиками. Есть несколько экспонатов с религиозными сюжетами. Вот Благовещение.



Caixa amb calaixos.

Ещё несколько ящиков - на самом деле письменные столы. Очень красиво украшены.



Escriptori. Catalunya, s XVII

Я затрудняюсь сказать что это, но здесь изображён апостол Пётр и момент его призвания.



картина с ап. Петром

В соседнем зале - современный дизайн. Я там почти ничего не успел сфотографировать, лишь посмотрел на красивые интерьеры середины 20 века.



Del Món al Museu. Disseny de producte. Patrimoni cultural.

3 этаж: История моды



Третий этаж посвящен дизайну одежды. Площадь экспозиции невелика, но в подписях к экспонатам очень хорошо, кратко и в доступной форме изложена история моды с 16 века до наших дней. Я не специалист по моде, большей частью я просто перескажу прочитанные раздатки, лишь изредка добавляя собственные замечания.

Дизайнерские приёмы классифицированы в пять категорий: увеличение, уменьшение, удлиннение, создание профиля и открытие. В каждую эпоху эти приёмы применялись по-разному.



El cos vestit. Siluetes i moda (1550-2015)

1550-1789: Джентльмены и куртье. Одежда сжимает тело.

Во времена ренессанса одежда шилась по индивидуальной мерке. Демонстрировалась фактура ткани, платье, шнуровка, вышивка, аксессуары. Дворцовая мода 16-17 века была ориентирована на Испанию, а в 18 веке - на Францию



платье и камзол

Увеличение: воротнички, треуголки, дублеты, подбитые чулки, рукава и гульфики (чтобы компенсировать).
Уменьшение: талия подчёркнута, торс сжат и выровнен корсетом.
Удлинение: высокие деревянные подошвы.
Профиль: пиджаки и вощённые цилиндры, жилеты и чулки для статного силуэта.



камзол и платье

Экземпляров мужской одежды в музее мало, за исключением как раз этого периода. Посмотрите на этот расшитый плащ, и на камзолы выше: это последняя эпоха с вышивкой на мужских костюмах. Даже современные версачи обычно всего-лишь принты. Дальше мужские костюмы будут представлены в примерно одном экземпляре на эпоху.



плащ

1789-1825: Одежда и революция. Освобождение тела.

После французской революции Наполеон запретил символы аристократии, такие как корсеты, шаровары и каблуки. Одежда стала проще. Силуэты прямые, как у греческих статуй. В моде женские платья-рубашки с талией у груди.



платья наполеоновской эпохи

Увеличение: платье со шлейфами и муфточками для стилизации женской фигуры. Мужчины носят длинные штаны, высокие воротники и высокие шляпы.
Профиль: более свободные костюмы, силуэт сдут и повторяет форму тела.
Открытие: женщины обнажают руки; использование лёгких, полупрозрачных материалов открывает форму тела.

Смотрите сами: я бы не отличил эти платья от дельфийских платьев начала 20 века. А мужской костюм по выкройке - совсем как в предыдущую благородную эпоху, но без вышивки.



платье и камзол+жилет+штаны 1810-х

1825-1845: Эфирные леди. Одежда наполняет тело.

Мода в стиле романтизма была вдохновлена готическим и ренессансным искусством.



платье с пелериной

Увеличение: объёмные фигуры для мужчин и женщин; очень большие подбитые рукава; полные надутые юбки, накрученные на подъюбник.
Уменьшение: корсет завязывали так, что становилось сложно дышать, причём иногда его носят даже мужчины. Талия опускается на своё место.
Удлиннение: мужчины носят особенно длинные шляпы (чтобы компенсировать вышедший из моды гюльфик).

Здесь и далее в раздатках часто упоминается жуткий корсет, вызывающий проблемы со здоровьем. Судя по всему это выдумки всепропальщиков начала 20-го века, а также современных феминисток, поскольку современные косплеерши и реконструкторши говорят максимум о небольшом дискомфорте некоторых типов корсетов.



платья 1825-1845

1845-1868: Хорошо одетые буржуа. Преувеличенные объёмы.

В эту эпоху развивается промышленное производство одежды. Буржуазия диктует вкусы, моду и формы, при этом стараясь подражать аристократам 18 века. Женские платья излишне отдекорированы для демонстрации богатства семьи. Тело, и особенно талия, сильно сжаты, так что тяжело даже сидеть. Мужчины носят костюм-тройка, в котором почти незаметны.

Чарльз Фредерик Ворс (1825-1895) впервые подписывает свою одежду и нанимает моделей для демонстраций своих новых коллекций. Он предпочитал простые формы, без рюшечек, но из дорогих тканей. Кстати, это он сделал платье для знаменитой королевы Сисси.



платье от Charles Frederick Worth 1868

Увеличение: юбки достигают максимума, поддерживаются кринолином из лошадиного волоса или стали.
Уменьшение: корсеты, как написано в раздатках, вызывают серьёзные проблемы со здоровьем.



женские платья 1850-х и мужская накидка

1868-1888: Эпоха турнюра. Главное - сзади.

Это эпоха больших... поп :)

Индустриализация приводит к массовому производству одежды, которая теперь продаётся в универсальных магазинах. Новая ткань похожа на занавески в домах буржуа. Женский профиль прямой спереди, и широкий сзади. Длинные тяжелые турнюры расширяют силуэт.

Мужской костюм-тройка и пальто - без изменений. Либо носят фрак для особых случаев.

Увеличение: женский зад увеличен либо складками ткани, либо специальной подушкой.
Уменьшение: торс плоский, грудь поддержана корсетом.



платья 1870-х и сюртук+пальто+штаны

1888-1910: $-образные колокола. Одежда деформирует тело.

Арт-нуво с извилистыми формами распространяется и на сферу моды. Грудная клетка надувается, живот остаётся прямым, а таз сдвинут назад. Женское тело деформируется корсетом и S-образной осанкой в стиле «удар хлыста». После 1900 года фигура становится стройнее.



свадебное платье

Мужчины надевают костюм-тройка, либо сюртук или смокинг со шляпой.

Джон Рэдферн в 1880 году для комфорта разделил платье на 2 части: юбка и жакет



дельфийская туника, сюртук+жилет+штаны, платье

Увеличение: оборки, складки, дугиг, выпуклые чулки, юбки и грудь в одном объёме.
Уменьшение: корсет сжимает грудь и бюст, к 1908 году корсеты становятся такими длинными, что в них неудобно ходить.

Где-то в это же время в жунрале Ланцет появляются статьи о вреде корсетов для здоровья.



платье начала 20 века

1910-1930: Одежда открывает тело. Долой корсеты!

Первая мировая война отделяет 19 век от современности. Множество женщин впервые выходят на рынок труда. Появляется современная одежда, подхоодящая для активного отдыха и танцев. Стройный продолговатый силуэт с плоской грудью и скрытами бёдрами придаёт женщинам андрогинный вид. Талия смещается от груди к бёдрам. Силуэт мужчин тоже стройный, линейный. Становится популярным купание в море.

В 1907 году Пол Пуарэ вдохновлённый танцорами предлагает костюм без корсета. В 1909 году Мариано Фортуни создал дельфийскую тунику и использовал греческие статуи как модели. 1920 - Габриэль Шанэль создаёт упрощённые силуэты, одевает женщин в трико и штаны.



платья 20-х

Профиль: корсеты исчезли, тело больше не удерживается в форме; популярны простые прямые линии; одежда функциональна и комфортна, как туника, а не доспех.
Открытие: фигура показана, или хотя бы намекается; женщины открывают ноги.



ещё платья

1930-1960: Haut Couture. Искуственный силуэт.

Европейские проблемы - война в Испании, вторая мировая война - влияют и на моду: от плавных форм переходят к строгой и суровой как военная форма одежде. Повседневная одежда остаётся короткой, но на вечеринки надеваются длинные платья. Одежда делается вручную и приталивается индивидуально. Женский профиль - как песочные часы, нижнее бельё подчеркивает грудь и скругляет бёдра. Кристиан Диор даже возвращает корсеты и подъюбник. Только у мужчин всё как обычно - костюм-тройка + шляпа.

Кристобаль Баленсьяга начал комбинировать много приёмов в одном элементе одежды. В 1940 Педро Родригез создал Кооператив Высокой Моды в Барселоне, в который входила большая пятерка дизайнеров: он сам, Ансунсьон Бастида, Эль Дик Флотант, Санта Эулалия, Мануэль Пертегас.



платья послевоенного периода

Увеличение: объём юбки на бёдрах преувеличен внутренней набивкой или изгибом ткани.
Уменьшение: «осиная талия» сжата ремнями или кушаком/корсетом.



ещё платья послевоенного периода

1960-1990: Pret-a-Porter. Тело напоказ.

Молодёжные движения 60-х поменяли стандарты красоты. Больше нет единого силуэта. Популярен стиль унисекс с туниками, платьями, штанами, длинными и короткими, обычно ярких цветов. В 1980-х увеличиваются формы и появляются блестящие текстуры. Pret-a-porter - готовая одежда - выпускается известными дизайнерами, но для широкого рынка.



костюмы

Увеличение: в 1980-х появляется многослойность, увеличенные плечи делают фигуру гротескной.
Профиль: женское нижнее бельё больше не формирует фигуру; одежда сидит на теле как вторая кожа; в 1959 году изобретён эластан.
Открытие: появляются миниюбки и шорты, лосины; женщины демонстрируют ноги; спина и живот тоже открыты.



справа - платье от Agatha Ruiz de la Prada

1990-2015: Дизайнеры против глобализации.

Распространяется пирсинг и тату. Уличная одежда молодёжи требует совершенно других стандартов красоты. Изображения уличного стиля быстро распространяются по соцсетям. Минималистичный дизайн 90-х отдаёт предпочтение тёмным тонам и простым, чистым линиям и формам. Постоянно изобретаются новые ткани.

Дизайнеры создают небольшие коллекции и продают их в бутиках, а простые люди, впервые покупают одинаковую массовую одежду по всему миру.



пальто и костюм

Увеличение: появляются новые силуэты; женское бельё адаптировано к телу.
Профиль: облегающие платья, футболки, комбинации, леггинсы: полное повторение анатомического силуэта.
Открытие: новые прозрачные и минималистичные одежды демонстрируют кожу, поверхность тела.



лук от Celia Vela

В центре зала отдельно собраны примеры внутренних каркасов.

  • Корсет: Жесткая структура, сжимающая тело. Изготавливается из шелка, хлопка или льна с добавлением тростника, дерева, китового уса или металла. Одновременно поддерживает и поднимает грудь и опускает бёдра.
  • Кринолин: Колоколовидная структура, сделанная из нескольких обручей из тростника или металла, параллельных земле. Поддерживает круглую форму юбки, создавая расстояние между ногами и тканью.
  • Турнюр: Как и кринолин, но с упором на зад. Сделан из нескольких балок, привязанных друг к другу, удерживающихся возле талии. Может быть сделан в виде подушки прикреплённой к талии.
  • Брасьер: Начал использоваться после удаления корсета. Поддерживает, отделяет и формирует грудь. Существуют разные формы чтобы сплюснуть, уменьшить или увеличить торс. 




каркасы для женских платьев

Надеюсь что когда-нибудь, как в старые добрые времена, улица Монтенаполеоне и авеню Монтень вновь будут заполнены моими прекрасными соотечественницами, и моя статья окажется полезной.

Если кто-то из путешественников окажется в Барселоне, советую зайти в этот музей для общего развития. 

Одежда, Мода, Испания, Барселона, Музеи, Дизайн, Каталония

Previous post Next post
Up