(no subject)

Sep 11, 2010 23:07

Наряду с выставкой Пикассо и выставкой корейского искусства в Эрмитаже выставка современного японского искусства входит в мой личный топ "три лучших выставки года".

Масааки Миясако - это самое сильное эстетическое впечатление за год, а, возможно, и за N лет. Я завела себе еще одного любимого современного художника, с чем себя и поздравляю.
Перед "Изменчивым миром" (работа 2008 года) застываешь как завороженный. Казалось бы, все просто: пейзаж с прудом и двумя рыбаками. Казалось бы: два цветовых пятна, красный и зеленый зонтики. Две лодки, справа и слева, остановленные у берега, но словно плывущие друг навстречу другу, движение и покой, сведенные воедино. Неподвижная поверхность воды -- но дрожащее отражение деревьев в ней образует узор, имитирующий рябь волн и закручивающийся в омут в самом центре -- омут, неодолимо притягивающий взгляд, затягивающий в себя.
Стоишь и тонешь в этом омуте, а за спиной слышишь чье-то: "Похоже на импрессионистов".
Похоже, да не похоже, в том-то и дело. Соположенные мазки могут напоминать о французских пуантилистах, да, но, господи, теория дополнительных цветов и живопись нихонга* - вещи едва ли не прямо противоположные. А что до смыслового содержания - о, здесь все сложнее, чем импрессионистская "фиксация мимолетного", само название задает тонкую игру восприятия: изменчивый мир во всей его подвижности остановлен в вечности, каждое мгновение которой тоже вечность. Картины эти абсолютно вневременные, конкретного текущего времени в них не существует, всадники на лошадях ("Вечер") застывают в воздухе вне времени и пространства в каком-то инобытии. "Концерт II" - завораживающий танец лодок на поверхности воды и их теней под ней создает эффект объемного, многомерного пространства, "Равномерная темперация" напоминает об орнаментах на японских тканях, "Сольное выступление" - живописная поэзия света, льющегося через окна собора, отражающегося на внутренней поверхности его стен, а "Путь между рисовыми полями" вообще невозможно комментировать.

И вот так сначала задумаешься о вечности-в-одном-мгновении и вспомнишь, что подобные ощущения у тебя вызывал только Вермеер - а потом подходишь к одной из работ Миясако - а на этикетке рядом с ней указано название: "Вечное мгновение (Водные фейерверки)".

Вообще, японцы поражают двумя вещами.
Во-первых, принципиально иным отношением к средствам живописи, европейцы даже в пору Ренессанса (хех, поспорим с Панофским :)) так и не добрались до той совершенной гармонии формы и содержания, которая ощущается в этих картинах как некая внутренняя данность. Живописные средства здесь не средство в прямом смысле слова, но естественная часть целого, неотъемлемый аспект формы: и нельзя даже сказать об их самоценности, потому что фактура и образ здесь слиты воедино и взаимообусловлены.

Во-вторых, полным отсутствием Автора в художественном тексте :D. При всей индивидуальности манеры -- полное ощущение, что авторского Эго=Я здесь нет и в принципе быть не может, что всё происходящее у вас на глазах есть даже не предстояние перед природой (хех, на контрасте опять вспоминаются возрожденцы с их идеей "совершенствования натуры", см. "Idea" Панофского) -- но и сам художник, и созданное им произведение лишь часть ее, часть огромного, беспредельного и великого бытия.

На втором месте после Миясако с т.зр. силы визуального впечатления у меня стоит Масатака Оябу ("Сосна на склоне горы" с бесконечным безмерным растворенным в розовом свете небом и отчетливо реалистичным (фактура!) первым планом, "Водопад в Кумано, воплощение Будды" - абсолютно физическое ощущение среды, кажется, что слышишь звук льющейся воды и чувствуешь запах влажных камней и травы, "Вулкан Сёва" - дым, драконом ползущий по склонам горы, "Поверхность воды" - вместо имитации реальности художник пересоздает ее средствами своей живописи, и возникает иное-но-тождественное, высшая степень художественности, недостижимая многими ее полнота).

Интересными показались Ханако Куниси ("Черный В", "Начало галлюцинации") и Мисаки Андо ("Японские журавли"), а Яёи Кусама такая узнаваемая вроде бы - в контексте европейского контемпорари арта -- но в то же время понимаешь, что конкретно такого ты на самом деле еще не видел, но разница при этом неуловима, она кроется в особенностях производимого впечатления и с трудом вербализуется.

*растительные и минеральные пигменты, растертые до состояния пудры, органический клей в качестве связующего, бумага washi, вода.

P.S. Хочу каталог.

искусство, oriental, выставки

Previous post Next post
Up