Ницшеанское "падающего толкни" & российские "духовные скрепы"...

Jul 05, 2016 10:25

В свое время Ницше, впоследствии любимый философ фашистов, произнес знаменитое "падающего толкни".
Дескать, человек слабый, нежный и неспособный кусаться, достоин только погибнуть.
За скобками оставалось простое соображение: а что, если этот слабый и нежный человек - носитель великого таланта? великих знаний? великой доброты и человеческой порядочности? А ничего, что все эти качества, вместе взятые, делают его полезнее обществу в миллион раз, чем носителя "стойкости", у которого нет ничего, кроме этой самой стойкости? Вот ни ума, ни доброты. Ни таланта, ни знаний. Ни-че-го.
Мы громко кричим про наши какие-то-там "духовные скрепы", но почитайте, помониторьте социальные сети - оттуда вылезет малоприятное личико той самой идейки "слабый жить недостоин".
Если в сети появляется сообщение о замученном ребенке, которого совместно травили родители, учителя и школьный коллектив, и который, не выдержав, шагнул из окна - что мы прочитаем в комментах?
Правильно: "Это естественный отбор! выживает сильнейший!", "Нисколько не жалко! Туда и дорога!" и прочая мерзость в том же духе.
Ах, какие мы милосердные. Какие высокодуховные. Сперва человека довели до последней черты, до последнего отчаяния - а потом даже простого слова, простого чувства сострадания найти не можем, а только скотское глумление: "Бу-га-га! Естественный отбор!".

Или вот недавно промелькнула история женщины, у которой не сложилась личная жизнь. Как там было, точно трудно сказать - жених бросил за неделю до свадьбы. Вероятно, ей не везло с мужчинами, вероятно, у нее и раньше были разочарования, и, вполне возможно, это стало последней каплей. Но как бы то ни было, она решила больше "не рисковать своим сердцем", отказалась от личной жизни и живет одна. Не слишком счастлива...
И опять хор в комментах "Бу-га-га! Вот дура! Чего хотела доказать-то?" (Как будто отчаявшийся человек чего-то там доказывает). "Мало ли у кого случились неприятности - надо жить дальше! А эту слабачку нисколько не жалко!". И дальше уже каждый изощрялся в гадостях на тему "такие не должны размножаться и не имеют право на счастье".

Если принять эту точку зрения, то веселенький получается мир: в нем выживут лишь те, кто не имеет ни таланта, ни милосердия, ни любви, ни просто человеческих чувств - это ведь "ничего не стоящие излишества". Главное - быть бесчувственным и тупым настолько, чтобы выжить в самых скотских условиях и не сломаться.

Духовные скрепыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы....

ЗЫ. В свое время Честертон написал замечательные строки. Не буду их комментировать, просто процитирую.
"Всякий знает, что Ницше проповедовал учение, которое и сам он, и все его последователи считали истинным переворотом. Он утверждал, что привычная мораль альтруизма выдумана слабыми, чтобы помешать сильным взять над ними власть.

Не все современные люди соглашаются с этим, но все считают, что это ново и неслыханно. Никто не сомневается, что великие писатели прошлого - скажем, Шекспир - не исповедовали этой веры потому, что до нее не додумались. Но откройте последний акт «Ричарда III», и вы найдете не только все ницшеанство - вы найдете и самые термины Ницше. Ричард-горбун говорит вельможам:

Что совесть? Измышленье слабых духом,
Чтоб сильных обуздать и обессилить.

Шекспир не только додумался до ницшеанского права сильных - он знал ему цену и место. А место ему - в устах полоумного калеки накануне поражения. Ненавидеть слабых может только угрюмый, тщеславный и очень больной человек - такой, как Ричард или Ницше. Да, не надо думать, что старые классики не видели новых идей. Они видели их; Шекспир видел ницшеанство, он видел его насквозь."

И наводит меня все это на мысль, что с нашим обществом что-то сильно не так. Что его надо лечить. А не орать про духовные скрепы...

ницше, духовные скрепы, социальные сети

Previous post Next post
Up