Наверное, с этой вещью можно было бы устроить угадайку. Если бы я вам ее показала и сказала ее имя, возможно, вы не назвали бы конкретного города, но определились бы с направлением.
Если
Кельтская клюква была про умозрительный город,
Зеленая зима про собирательный, то Оливка - про город идеальный.
Идеальный не в смысле лишенный недостатков, а в античном, уж простите меня за это, платоновском смысле. На самом деле нет никакой причины на этом месте хвататься за голову, греки были люди предельно ясные, а значит, простые. Опять-таки, простые не в смысле примитивные, а в смысле не склонные замутнять идеи всякими лишними вещами, вроде навешивания на них всяких наших субъективных человеческих вещей, иерархий и субординаций.
Собственно, их темой как раз и было формулирование идей, настолько свободных от человеческих субъективностей, насколько это вообще возможно. Греки создавали идеи. В отличие, например, от римлян, которые производили мануалы.
Те и другие были настолько хороши в своем деле, что и сейчас мы живем в мире, во многом собранном по римским мануалам, и мыслим греческими идеальными категориями, даже если сами не всегда знаем об этом.
Мое вязание - это тоже формулирование идей, просто я для этого использую не слова, как Платон, а петли. (Платон ведь не умел вязать, похоже, он вообще ничего не умел, кроме как говорить - чем еще он, бедняга, мог пользоваться, кроме слов!)
А вообще-то среди греков были, конечно, люди, которые умели не только говорить. Например, некоторые из них могли пользоваться не только словами, но и камнями. Это они создали из камней идею храма. Сформулировав при этом ордерную систему, которая в визуальном мире стала... ну, я даже не знаю, с чем сравнить... законами Ньютона?.. солнечной системой Коперника?.. периодической системой Менделеева?.. короче, стала, по сути, всем, и определила все.
Именно это и есть та почва, из которой растет все огромное и ветвистое дерево нашей культуры. Любуясь его цветами или срывая с него плоды, можно ничего не знать о составе питающей его почвы, о ней можно даже не вспомнить. Но в ней все дело. А я, как садовник, всегда помню о почве, и мне важно знать ее состав.
В этой коллекции есть вещь, которая представляет собой прямое размышление об ордерной системе, о ней чуть позже. Оливка была преамбулой к этому размышлению. Кто видел оливковые деревья, знает, какие они прекрасные и огромные. Олива - один из столпов, на которых стоял греческий мир, неудивительно, что ее образ стал для него культовым и был связан с самой Афиной.
И неудивительно, что в моем размышлении образ оливы встретил меня на пути в идеальный город, где стоит идеальный храм.