Нередко приходится слышать, что меланжем называют что угодно, если оно не однотонное. Это не совсем правильно, строго говоря, применительно к пряже меланж - это соединение двух и более нитей разного цвета.
Само слово меланж французское и означает просто смесь, поэтому используется в самых разных контекстах, от горного дела до кулинарии.
Использование меланжевой пряжи в вязании может привести к результатам диаметрально противоположным, которые я условно обозначила в заголовке поста.
Соединяя какую-то пряжу с какой-то просто с целью сделать вещь потеплей, нитку потолще или - самая распространенная причина - утилизировать остатки, мы рискуем получить нечто, производящее крайне убогое впечатление. Даже если пряжи, из которых составлен самопальный меланж, очень хороши, велика вероятность что вместе, в полотне, они будут неумолимо напоминать пару носков, связанных экономной бабушкой из того, что осталось от предыдущих носков, когда они совсем износились, и ее старой кофты. И не надо себя обманывать, что это будет вещь в стиле бохо, рустикальном или еще каком-то из гламурно-простецких. Увы, часто это будет никакое не бохо, а именно носки в исполнении экономной бабушки.
Как этого избежать? Очень просто - образец, еще раз образец и здоровая самокритика. Если при взгляде на образец хоть шевельнется малейшее сомнение, значит, вид готовой вещи вызовет это чувство во столько раз более сильное, во сколько готовая вещь больше образца.
Надеюсь, я достаточно вас застращала, чтобы вы не утрачивали бдительности при попытке что-то с чем-то смешать, и можно переходить к противоположной ипостаси меланжа, той, которая блеск.
Я очень люблю технику, которую называю
произвольным меланжем. Еще бы! Ведь она позволяет работать с пряжей так свободно, как работает с красками художник - брать нужное количество нужного цвета и класть в нужное место. Что для этого нужно, кроме внутренней свободы, чувства цвета и материала? Возможно, ответ будет неожиданным, но - время. Произвольный меланж, в отличие от нищебродского, не составляется из двух пряж. Для него необходима палитра, иногда довольно широкая. Вот для того, чтобы она подобралась, чтобы набралось нужное количество пряж нужных цветов и фактур, и нужно время.
Например, связанный в этой технике жакетик
Врубель.
Вот пряжи, из которых сложилось его мерцающее полотно. Я думала об облаке влажной сирени, когда его составляла, подробно рассказываю об этом
тут.
Вот пальто
Бирмингем.
Вот образец для него, в который вошли далеко еще не все материалы - как видите, тут участвуют не только пряжи, но и волокна, и порезанный на полоски шелк.
Вот уже расширенная подборка материалов для этой вещи, но и тут, как вы догадываетесь, тоже не все.
Я уже и сама сейчас не смогу сказать точно, сколько и чего было, в конце концов, использовано, чтобы получилась вот такая фактура. Подробно рассказываю об этом
тут.
Надеюсь, мне удалось вам продемонстрировать весь спектр возможностей и опасностей меланжа. Ну и, конечно, утилизации с его помощью остатков тоже никто не отменял! Не нужно убивать экономную бабушку, живущую у всех нас внутри, ее нужно всего лишь научить терпению. А еще обеспечить достаточно вместительными емкостями для накопления клубочков, мотков и обмотков, которые обещают когда-нибудь сложиться в красивый проект. Долго ли, коротко, но однажды они обязательно сложатся.
UPD!
В этом материале раскрыт бытовой, непрофессиональный смысл слова меланж. А вот
здесь я рассказываю, что называют меланжем профессионалы - и это очень интересно, прочтите обязательно!
10.09.2016