Если говорить о причинах, то, по большому счету, причина превращения работы в недовяз всегда одна - с этой вещью что-то пошло не так.
Не стоит себя обманывать, списывая ситуацию на нехватку времени, собственную неорганизованность и любые внешние обстоятельства! Когда вещь получается прекрасной во всех отношениях, никакие внешние обстоятельства не вырвут ее из рук и не отправят в корзину с недовязами. Она заставит проявить чудеса организованности чтоб изыскать лишний час в сутках, подскажет, как преодолеть любые обстоятельства, но будет закончена обязательно.
Если же вещь оказывается в корзине, и сама попытка взять ее в руки сразу напоминает о тысяче совершенно неотложных дел, которые непременно нужно сделать, прежде чем за нее взяться, это явный признак, что именно с ней что-то не так. Нужно только понять, что именно.
Например, это может быть тупо связано с размером. Что вещь тесновата или великовата не радикально, а слегка, это становится понятно на том этапе, когда связано уже достаточно много. Настолько много, что возникают две равноценные противодействующие силы - уже жалко столько распускать, но уже понятно, что в таком виде носиться это не будет. Если не принять волевым решением одну из противоречащих сторон, сама по себе ни одна из них победить не может, и у вещи просто не остается другого варианта, как отправиться в корзину для недовязов.
Это может быть связано с материалом. Конкретная пряжа в полотне может показать себя совсем не так, как это выглядело умозрительно, в мечтах или на картинке. Может оказаться, что она слишком тяжелая или слишком легкая применительно к замыслу, слишком колючая или слишком пушистая, что у нее не соответствующая замыслу пластика, вещь получается неуклюжей, чрезмерно легковесной, обвисает, не держит форму и т.п. Обычно это тоже становятся окончательно понятно, когда связан уже достаточно большой объем. Соответственно, возникает тот же тупик - распустить уже жалко, продолжать уже бессмысленно - вещь зависает навсегда.
Когда зависает вещь, вязавшаяся для себя, это может означать даже такие довольно глубокие обстоятельства, как несоответствие наших о себе представлений и реальности. Что опять же образует порочный круг - принять реальность, расстаться со своим идеализированным образом трудно, но, будучи законченной, вещь просто не позволит и дальше закрывать на реальность глаза.
Конечно, я перечислила далеко не все конкретные причины, которые могут стоять за понятием "что-то пошло не так". Хотя бы потому, что они очень индивидуальны и зависят от множества факторов - персонального опыта и стажа вязания, его объемов и регулярности, его предназначения и места в жизни. Скорей, это стоит рассматривать как примеры, которые могут помочь в исследовании своей собственной ситуации.
Принципиально общее в них одно - дело зависает в мертвой точке, а вещь превращается в недовяз в тех случаях, когда оказывается в поле действия двух равновеликих, но противоположных, противоречащих друг другу, взаимоисключающих сил.
Поскольку оба эти противоречащие друг другу начала существуют не где-нибудь, а в одной голове, история приобретает как будто бы несколько шизофренические черты. Что само по себе может вызывать отторжение и нежелание это признать. Но на самом деле тут нет ровным счетом ничего шизофренического! Наоборот, это свидетельствует о сложности и противоречивости человеческой натуры, что и есть норма - да, человек - очень сложное существо, ему и положено быть противоречивым.
Просто иногда в противоречивых ситуациях мы в состоянии встать на одну из сторон, тогда замкнутый круг размыкается, и дело как-то куда-то да движется. А иногда нам что-то мешает сделать этот выбор, мы от него уходим, взаимоисключающие силы ситуации полностью компенсируют друг друга, порочный круг замыкается, дело зависает навсегда и отправляется в корзину для недовязов.
Существуют ли способы с этим бороться? Конечно. Попробуем с ними разобраться.