Брэнды Красного гиганта, которые мы потеряли

Mar 26, 2012 14:20

Оригинал взят у m_kalashnikov в Брэнды Красного гиганта, которые мы потеряли



Ил-86 и Приемник "Ленинград-010", 1983 г.

Вадим Бондарь

О смерти советских брендов и не только

Все двадцать лет с момента крушения СССР нас убеждают в том, что практически все, что выпускалось в «этой стране», было немирового качества, неконкурентоспособное, серое, убогое и так далее в этом роде. Из советских брендов мир якобы знал только водку, икру, автомат Калашникова, матрешек и балалайки. Однако это было не совсем так. Советский Союз имел в своем активе массу самых разнообразных брендов, известных и продаваемых далеко за пределами страны, начиная с часов «Слава», сигарет «Прима» (которые, говорят, курила сама английская королева), детских электрических игрушек «Огонек», оптических приборов ЛОМО, различных марок фирменного фарфора и автомобилей «Нива» и до натуральных шуб премиум-класса и авиалайнеров. Экспортным товаром были даже спички. Их этикетки, отражавшие различные этапы развития страны, являлись еще и своеобразным информационно-имиджевым брендом.

Советский Союз обладал поистине уникальными высокотехнологичными производствами полного цикла, подчеркнем, именного полного цикла, то есть от теоретической и технологической разработки оригинальной модели и бренда до производства готового для массового потребления продукта. Вместе эти производства составляли высокотехнологичные промышленные сегменты, которые могли бы приносить стране серьезные прибыли и стать точками роста ее экономики.

Возьмем, к примеру, часовую промышленность. Сегодня экспорт часов приносит Китаю 6 млрд долларов в год, а Швейцария, продающая 25 млн часов, зарабатывает на них ежегодно 10 млрд евро. Практически столько же, сколько приносит весь российский оружейный экспорт! А ведь еще каких-то 20 лет назад ситуация на мировом рынке была другая. Не Китай, а наша страна была одним из лидеров мирового часового рынка, контролируя десятую его часть. В СССР выпускалось 50 млн часов в год, и треть этой продукции шла на экспорт. У советских хронометров было лучшее в мире соотношение «цена - качество». В 1965 году наручные часы «Восток 2809» завоевали большую золотую медаль на престижной Лейпцигской международной выставке. Иностранцев до глубины души поразил тот факт, что «элитный» по западным меркам прибор выпускался в СССР массовыми тиражами и стоил несколько долларов. При этом низкая стоимость часовой продукции сочеталась с ее необыкновенной надежностью. Готовясь к операции «Буря в пустыне», Пентагон, выбиравший из десятков поставщиков, закупил для американских солдат 50 тысяч «Командирских» часов барнаульского завода «Восток». Испытания показали, что в отличие от «нежных» швейцарских и японских механизмов они отлично переносят экстремальные условия. Сегодня отечественной часовой промышленности в ее былом виде больше нет. Один за другим приказали долго жить знаменитые советские часовые бренды «Слава», «Заря», «Чайка», «Молния» и другие.

Не менее высокотехнологичной и конкурентоспособной была и отечественная радиоэлектронная промышленность.

По мнению как отечественных, так и иностранных экспертов, к середине 80-х годов прошлого века она вышла на сопоставимый с западными конкурентами технологический уровень и при минимальной поддержке вполне могла начать выпуск собственных DVD-, MP3-проигрывателей, мобильников и других современных устройств практически одновременно (возможно, на один-два года позже) с зарубежными конкурентами. Например, продукция Бердского радиозавода побеждала на многих выставках за границей и продавалась в Европе, Африке, Турции, Англии, Иране, Вьетнаме (экспорт завода осуществлялся в 26 стран мира). Производство кооперировалось с сотнями предприятий СССР и стран СЭВ. С 1985 по 1990 год в СССР был сделан настоящий прорыв в бытовой радиоэлектронике. Такие бренды, как «Электроника», «Радиотехника», «Вега», «Одиссей», «Амфитон» и другие, были широко известны не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. К усовершенствованию продукции и ее выпуску подключились предприятия двойного назначения (в том же Зеленограде). Но триумфальное шествие отечественных радиоэлектронных брендов также было приостановлено доморощенными «эффективными менеджерами и макроэкономистами», наставляемыми на путь истинный теми, кому эти и другие советско-российские бренды и стоящие за ними конструкторско-производственные мощности были никак не нужны на мировом, глобализуемом под собственные интересы и выгоды рынке.

Уничтожение брендов сопровождалось уничтожением их носителей и производителей, то есть объектов и целых отраслей экономики.

Прикрывалось это все, разумеется, разговорами о естественном рыночном процессе, низком качестве «советского вала» и его «примитивном» дизайне. Но так ли это на самом деле? Возьмем, к примеру, законодателей мировой автомобильной моды и качества - японцев. Так вот, на конец июня прошлого года Toyota Motor из-за целого ряда дефектов, выявленных, кстати, только в процессе эксплуатации, отозвала свыше 14 млн автомобилей по всему миру! Это, конечно, серьезно ударило по светлому имиджу еще недавнего лидера мировых продаж. При этом никто, включая наших мэтров рыночной экономики, не сказал ни слова о неконкурентности японских машин. Руководство корпорации объяснило проблемы тем, что за последние годы резко возросли продажи Toyota, что потребовало скорого увеличения производства, вот эта спешка и стала причиной снижения качества. Оказывается, некачественный «вал» могут гнать не только совковые предприятия, но и передовики капиталистического производства. Тогда зачем с таким усердием и неистовой энергией нужно было банкротить, давить и всеми возможными способами вытеснять с рынка именно наши «малоэффективные» компании? Почему китайские производители, «вал» которых в разы некачественнее того, что «гнала» советская промышленность, всячески поддерживаются, а их бренды-аналоги продвигаются на мировые рынки собственным государством?

Что имеем - не храним
Теперь о дизайне.

Когда преподавателю британской Высшей школы дизайна Умберто Джираудо показали наиболее распространенные когда-то в СССР товары народного потребления, он, вопреки ожиданиям «тонко чувствующих стиль экспертов», не ужаснулся, а, напротив, пришел в полный восторг. Вот лишь несколько его оценок.

Растворимый кофе в банке. «Милая упаковка. Простая, экономичная в производстве, всего два цвета, и до сих пор выглядит очень современно. Я бы с радостью купил кофе в такой упаковке - она выглядит гораздо аутентичнее, чем весь этот пластиковый мусор, в который кофе фасуется сегодня».

Сгущенка в металлической банке. «Настоящий русский шедевр. Я знаю, что очень многие люди любят этот продукт, в том числе потому, что его можно варить прямо в банке».

«Ушастый» «запорожец». «Настоящий шедевр советского дизайна, несмотря на то что он базировался на дизайне FIAT. У «запорожца» есть уникальные черты, например, решетка на капоте, которая придает образу автомобиля некоторую агрессивность. Ни разу не видел «запорожцев» в жизни, но слышал множество историй об этих машинах. В частности, о том, как их ремонтировали и украшали». Холодильник ЗИЛ. «Восхитительный дизайн, и я категорически не понимаю, почему русские покупают китайские холодильники и проводят их ребрендинг, вместо того чтобы вдохнуть новую жизнь в старые формы». Но этого всего, как и многого другого, уже нет. Вдыхать новую жизнь не во что.

В результате реформ Россия утратила сквозное производство (от конструкторских разработок и выпуска комплектующих до сборки и упаковки) огромного количества своих продуктовых и товарных брендов, среди которых телевизоры, мотоциклы, велосипеды, детские игрушки, значительная часть товаров легкой, пищевой и других промышленных групп. Но свято место пусто не бывает. Не для этого оно расчищалось. На месте полноценных отечественных отраслей появились сборочные придатки транснациональных корпораций, о качестве и дизайне продукции которых уже никто не спорит.
Полный текст -
http://www.odnako.org/magazine/material/show_16731/

"эффективные менеджеры", советская промышленность, радиоэлектроника, промышленность, ссср

Previous post Next post
Up