Сентябрь пришел к нам в этот раз совершенно по-осеннему, словно по расписанию с первым днём осени началось похолодание и зарядили дожди. Любители лета были, конечно, раздосадованы такой погодой, которая и день города в столице подпортила, и принесла с собой первые после лета ОРВИ. Но дождливая декада сентября сменилась тёплыми солнечными деньками, наступило бабье лето, а вместе с ним полезли друг за дружкой и осенние грибочки!
Даже у тех, кто не очень-то любит собирать грибы, они всё равно вызывают глубокие эмоциональные отклики, благодаря своим очаровательным формам, цветам, размерам и вкусу!
Вот посмотрите каких красавцев удалось отыскать мне в подмосковных лесах!
Красавец-подосиновик! Прямо образцовый грибочек! А какой прекрасный из них супчик получается! Разве уйдешь из лесу пока не соберешь полную корзинку подобных? :-)
А вот и подберезовик, на суп тоже сгодится!
Этот огромный лесной красавец - гриб-зонтик! Редкий экземплярчик - в диаметре около 30 см! В грибной кулинарии считается деликатесом на уровне трюфелей. А готовится элементарно - ножку срезаем, очищаем поверхность шляпки и прогоняем букашек-конкурентов, а затем «четвертуем» в муку и на сковородку в растительное масло! Очень вкусно и кажется, что их можно есть вечно! Но так сложно отыскать!
Вообще есть много интересных теорий относительно появления грибов в рационе человека, вплоть до таких смешных как «грибы - это испражнения богов», «гриб - плевок радуги», а в солнечном Таджикистане и вовсе считается, что грибы - это упавшие на землю небесные вши, которые вытряхнула из халата некто Великая мать. :-)
Адекватным же доказательством использования грибов древним человеком является тассилийское изображение, обнаруженное археологами в пустыне Сахара у плато Тассилин-Аджер в юго-восточной части Алжира.
По различным оценкам наскальная живопись в Тассилин-Аджер датируется периодом от позднего неолита до каких-нибудь двух тысяч лет назад. Намерение художника также ясно - шаман держит в руках различные грибы.
Археологии Мексики утверждают, что в Месоамерике в период расцвета племени майа-киче скульптуры-идолы с изображением мифического духа на ножке были совсем не редкостью. В течении долгого времени существование мексиканских волшебных грибов оставалось загадкой, пока американский ботаник Роберт Гордон Уоссон и уроженка Российской империи Валентина Павловна Геркен в 1953 году в результате совместной экспедиции в Мексику не объяснили с научной точки зрения все магико-религиозные свойства, предписываемые грибам коренными жителями.
Палеоазиатская мифология тоже пестрит сюжетами о «мухоморных людях». Популярны были грибы и в Древней Руси.
Но у нас с этим делом было как-то проще и понятнее изначально - славян эти дары природы привлекали прежде всего своими вкусовыми качествами, а любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
С принятием христианства на Руси, началось странное деление съедобных грибов на угодных религии и нет. Например, те же безобидные шампиньоны, деликатесные зонтики и даже летние опята были не в почёте. Каких-то адекватных объяснений этому с научной точки зрения нет до сих пор.
Само слово «гриб» появилось в русском языке не раньше XVI века, а до это времени грибы назывались «губами». Пойти по грибы звучало как «пойти губы наломать».
По самым скромным подсчётам ежегодно в наших лесах вызревает не менее 5 миллионов тонн съедобных грибов, а используется нами этот запас не более чем на 10%. Никто в мире не может похвалиться таким большим числом грибных промыслов, существовавших и существующих на территории современной России.
На Руси даже была своя грибная столица - город Судиславль в Костромской губернии, а качество грибов собранных в русских лесах всегда было отменным.
Европейцы, жившие в России в петровский период, в своих заметках всегда восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд русский народ уже в то время знал множество. Например, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали «три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два наряда грибов в тесте».
Говорят, что грибы не употребляют в пищу только татары, якуты, ненцы. У якутов и ненцев не только грибы, но и вообще овощи и фрукты в блюдах традиционной кухни не используются. А вот почему не едят грибы татары? От того, что адекватного ответа на этот вопрос нет, в народе пошла поговорка: «Не едят потому, что шляпка в рот не влазит!» :-) Шутки-шутками, но может кто-то действительно знает почему? В еврейской кухне употребляются в основном лисички, а остальные грибы считаются трефными. В Англии и Франции долгое время употребляли только трюфели, которые отыскивали специально обученные таксы.
Каково же современное отношение к грибам?
Грибы сейчас делятся на съедобные, несъедобные и условно съедобные. Но этот список неоднозначен и в каждом уголке земного шара свой. Так, например, в Закавказье местные причисляют к несъедобным подберезовики, подосиновики и даже белые грибы. Англичане добавили к трюфелям шампиньоны и сморчки. Французам любые опята не предлагать! А в Швейцарии к поганкам относят даже белый гриб.
Рост городского населения в наши дни привёл к изменению роли грибного промысла в жизни людей. Сбор грибов перестал быть просто подспорьем в домашнем хозяйстве, а стал самым настоящим видом активного отдыха, средством общения с природой и удовольствием.
А вы любите наслаждаться красотой осеннего леса, отправляясь за грибами?