Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Артур Шопенгауэр
Со времён шаманов и их танцев с бубнами над больным и до наших дней медицина изменилась кардинальным образом. На протяжении всего своего развития человек посвящал себя изучению своего же тела. И путь пройден не малый. Тщательно изучались органы, ткани, принципы дыхания, обращения крови, работы кишечника, найдены антибиотики, выявлены и успешно опробованы различные способы лечения множества болезней, хирургическое вмешательство уже не вызывает страха и лишних вопросов. Другими словами все преобразования в медицине - шаг к лучшему и движении в верном русле.
Вы только вдумайтесь! Более пятидесяти направлений медицины существует на сегодняшний день и этот список расширяется едва ли не каждый год!
Каждому из нас периодически приходится обращаться за медицинской помощью. Но, к сожалению, я всё чаще слышу негатив, отрицательные эмоции после получения услуг или после общения с людьми, давшими клятву Гиппократа. Вот раньше якобы была медицина для людей в стране и врачи были толковые. Почему же так? Где же всё-таки медицина «медициннее»? Была в СССР или современной России?
Давайте начнём «разбор полётов» с медицины СССР и сразу же будем проводить параллели.
Не знаю смогу ли я по памяти полностью восстановить советский образ медицины, но охарактеризовать её основные черты смогу совершенно точно.
Во-первых, в СССР была самая эффективная и масштабная за всю историю человечества система диспансеризации от новорождённых до пожилых людей. Это сейчас мы идём к доктору и слышим: «Ой, запустили! Ой, где же Вы с таким ужасом раньше-то были? Что тут лечить-то теперь? Затянули. Теперь с этим только жить-доживать!» В то время мы ходили к докторам в обязательном порядке и с определённой периодичностью. Кто-то и сейчас не видит в этом смысла, но результат увидеть обязан - к 80-м годам практически по всем показателям общественного здоровья мы были нога в ногу с Европами-Америками и, кроме того, советскому человеку в масштабе всего народа совершенно были не знакомы такие типичные сегодня проблемы как «ожирение нации», «детская приобретённая инвалидность», «бессонница», «аллергия» и т.п.. Кстати, президент РФ Владимир Путин во время своего ежегодного послания Федеральному собранию отметил: «Особый акцент необходимо сделать на развитии системы профилактики. Уже с 2015 года дети должны проходить обязательную ежегодную диспансеризацию. А взрослые - раз в три года». Чиновники это сегодня как-то пытаются поднять в рамках нацпроектов, создают видимость, кряхтят-напрягаются, но получается всё как-то наотмашь, под какой-то принудиловкой, если говорить другими словами. Или попросту медицинская элита не хочет реформ и всячески их тормозит, поскольку её полностью устраивает собственное безбедное, удобное и малоответственное положение? Удивительно при этом как ещё наши доктора отличают простуду от гриппа, а потницу от краснухи.
Во-вторых, в СССР была (и мы до сих пор пользуемся её осколками) самая качественная система диспансеров. Кто не в состоянии отличить поликлинику от диспансера помогу. Диспансер направлен на борьбу с главными социальными проблемами общества во всём мире, которые наносят по факту урон всем гражданам страны в масштабе сопоставимом с эпидемией или войной. Это психические отклонения, алкоголизм, наркомания, туберкулёз, инфекционные и венерические заболевания и т.п.
Значимость этих учреждений высока? Да! Но почему же складывается впечатление, что они совершенно не нужны сейчас, дескать пережиток прошлого, некая «совковость»? И, мало того, откуда берутся люди, которые в унисон поддакивают таким суждениям? Я постараюсь ответить.
Большинство стран, когда создавали свои системы здравоохранения, связывали медиков с системой социальных гарантий государства. И это понятно, ведь никакому частному капиталу, стремящемуся за прибылью, это дело интересным и доходным не покажется. Сегодня же у нас в стране пытаются трансформировать систему советского здравоохранения в современный страховой бизнес. Раз диспансер работает по методу опережения, то это означает, что ему всегда и циклически необходимы средства для максимально быстрого и превентивного реагирования. Что это означает? А то, что любая страховая, подвязавшись под диспансер, будет просто разорена. Не зря ведь в мировой практике эти учреждения финансировались из госбюджета, так было и в СССР.
В-третьих, в Союзе была всеобщая вакцинация и контроль за её исполнением. Без карты профилактических прививок ребёнка не брали в сад, а взрослого на учёбу или работу. А что сейчас? А сейчас мамаша ребёнка легко может написать отказную на прививку, мотивируя своё решение недоверием к вакцине, ссылаясь на многочисленные заявления в СМИ «о вреде и патологиях прививок». Для тех, кто до сих пор придерживается точки зрения отказа от прививок, я тоже отвечу. Все знают, что после распада СССР была отменена комплексная прививка АКДС, тоже сторонники «больших осложнений прививок» добились своего. И что в итоге? Буквально через несколько лет СНГ поразила страшная вспышка дифтерии, унесшая жизни более 5000 детей на всём постсоветском пространстве, а всего заболело более 150000 человек. Интересно, а не этого ли вновь добиваются сегодня противники прививок?
В-четвёртых, медицинская помощь была доступной и бесплатной. Не было никаких привязок к регистрации, полисам страхования, глупых талонов и номерков, квот, очередей на первичный приём и, самое главное, никто не ждал выставления крупного счёта за лечение. Приведу простой пример. Этим летом у одного из членов семьи моего знакомого обнаружили изменения в лёгочной ткани. В спешном порядке семья бросает все силы и средства на диагностику заболевания. Пройдена уйма обследований и процедур, причём как платных так и бесплатных. В результате областной консилиум докторов поставил диагноз - рак доли лёгкого и признал невозможность оказания высокотехнологичной помощи на месте, дав рекомендации оперироваться в Москве. По приезду в Москву в одной из крупных онкоклиник столицы, причём это ФГБУ, а не какая-то там частная шарашка, заявили следующее: «Мы анализы, диагноз и результаты привезённые Вами не принимаем. Мы доверяем лишь своим специалистам. Хотите лечение? Сдавайте все анализы и делайте диагностику у нас, только после этого будем говорить. Естественно платно, ведь Вы же иногородние... а вот операция или лечение может быть бесплатным... государство квоту ВМП выделяет!» На начальном этапе все анализы и диагностика вылились под 100000 рублей. Вердикт врачей был таким: «Операбельно, но тянуть нельзя, необходимо начать как можно скорее, поскольку этот вид рака является быстро прогрессирующим, могут пойти осложнения, метастазы и тогда уже всё будет совсем плохо». Были поданы документы на квоту ВМП, ожидая бесплатной операции. По прошествии недели, пациент задался вопросом:
- На каком этапе наша квота? Когда примерно ждать операции?
- Вы платно или по ВМП собираетесь?
- А-а-а-а.... Ну... это и до 2-3 месяцев возможно придётся ждать... пока на всех инстанциях квоту рассмотрят, одобрят... сами понимаете... Главное, чтобы вообще выделили...
- У меня рак, сказали такая форма что нельзя тянуть...
- У всех тут рак и все ждут. А что делать? Не мы такое придумали...
- А платно сколько? Операция на лёгких...
- Примерно 200-240 тысяч рублей. Окончательная стоимость будет ясна после посещения анестезиолога и выбора послеоперационного варианта ухода.
Набрав долгов и заложив автомобиль, было принято решение делать платную операцию как можно скорее. Это хорошо, что есть что заложить и вообще нашлись средства на приезд в Москву. А что делать тем, кто не имеет такой возможности? Умирать? Кроме того, зачастую онкобольным после операции требуются сеансы химиотерапии. И не все сеансы по ВМП оплатит полис. Возможно их потребуется 6 или 10, а стоят они от 25000 до 100000 за сеанс. Узнав об этом, мужчина из деревни под Новосибирском просто расплакался в палате сына от того, что, даже продав всё что есть, не сможет помочь своему ребёнку.
Такие реформы нам были нужны?
В-пятых, доступность населению санаторно-курортного лечения в Союзе была просто на высоте. В детском оздоровительном летнем лагере побывал, причём не раз, каждый школьник большой советской страны. Что с такими заведениями происходит сейчас?
В-шестых, пропаганда здорового образа жизни с упором на профилактику успешно выполняла свою работу. Это вам не современное «Нашествие» против наркотиков, зато с пивом.
В-седьмых, умение медицинских работников правильно поставить диагноз и назначить лечение медленно сходит на нет. В СССР даже уездный фельдшер обладал достаточными знаниями, а сейчас и столичный терапевт межуется в догадках.
Причин этому много, а первостепенная - низкий уровень выпускника. Принимают в вузы, к сожалению, не тех кто умом вышел, а тех у кого кошелек толще. Система ЕГЭ вроде бы эту погрешность частично исправила, но и к ней множество вопросов... В результате в стране лечатся по такой схеме:
1. Жители деревень «лечатся» в области или сразу умирают.
2. Областные жители лечатся в областном центре или пробуют свой бюджет на уровне Москвы или Петербурга.
3. Те немногие, у кого карман пошире, лечатся не раздумывая заграницей.
А что же современная медицина России? Она породила для населения страны новшество - частную медицину. То есть ту, которая без очередей, где врач не ноет о маленькой зарплате, где оборудование отменное. Только вот маленький недостаток - она недоступна даже среднему россиянину. Я даже смею предположить, что в ближайшем будущем бедный, богатый и средний класс поделят между собой всех врачей страны. Бедняков будут «лечить» самые бестолковые «врачи», средним классом займутся те, кто еще не приобрел достаточно опыта и класса для лечения денежных пациентов, ну а последних будут лечить что ни на есть светила медицины.
Исходя из вышеизложенного, медицину России так же можно охарактеризовать несколькими основными чертами:
Во-первых, как я уже говорила, сама медицинская элита не хочет реформ, поскольку её всё и так устраивает. Почти аналогия к упёртости академиков РАН, которых также всё устраивает, а «такое-сякое» государство стремится кормушку отобрать и заставить не только работать на результат, но и отвечать за содеянное ранее.
Во-вторых, страховой принцип медицины попросту не работает, страховщиков можно приравнять к безответственным перед пациентом бюрократическим структурам. Главврача любой поликлиники или больницы сегодня беспокоит предстоящий аудит, нежели верный диагноз пациента. Ещё одно доказательство тому, что никакой невидимой «руки Адама Смита» не существует.
В-третьих, рядовых медиков, как и научных работников академики РАН, попросту использует медицинская элита. Врачи постоянно упрекают государство в недофинансировании, вот мол в Европах так, а у нас этак. Хотя на самом деле бояться им надо не за себя, это боятся перемен и ответственности их вышестоящие подстрекатели.
Выигрывают в сложившейся ситуации только сравнительно дешёвые и простые медицинские технологии. Так сказать мелкие частные лавочники. Многочисленные стоматологии, амбулаторные недоклиники, малоинвазивная гинекология и урология, ну и косметические медицинские салоны. Эти медицинские «эксперты» просто подстроят свой прайс-лист таким образом, чтобы максимально заработать с возможной аудитории. Ровно как и любая близлежащая парикмахерская или даже кафе.
Что скажу в заключении? Вроде бы и Президент запретил замещать бесплатную медицину платной. «Медицина - не сфера обслуживания, а искусство врачевания!» - заявил Владимир Путин на одной из встреч с президиумом Госсовета по вопросам повышения доступности и качества медпомощи. К сожалению, спасать людей и делать деньги или карьеру на чужом горе пока являются лишь синонимами медицины России.