В своём доме человек проводит больше половины всего своего времени. Именно поэтому мы всегда заботимся о том, чтобы он был местом особенным, где можно чувствовать себя свободно и безопасно, куда приятно возвращаться после каждого дня, где всегда можно найти спокойствие, уют и гармонию. Издавна жилище считалось святыней и твердыней, защитой от внешнего мира, считалось что каждый дом имеет свою душу, что это не только стены и крыша, а ещё и та атмосфера, в которой мы находимся изо дня в день. Хороший дом всегда позволяет с благодарностью вспоминать прожитые в нём годы.
Наши предки тоже имели собственные взгляды на место называемое жилищем, в котором они растили детей, праздновали, любили, принимали гостей, занимались любимым ремеслом. Организацию жилища и пространства своего бытия славяне соблюдали наряду с другими важнейшими обычаями и обрядами, что позволяло обустраивать их жизнь гораздо правильнее любых заморских «фэншуев».
Начинали всегда с выбора места. Действительно, русская деревня, как правило, очень живописно расположена. Поселение располагалось на берегу реки, озера или на возвышенности при ключах. Выбранное место всегда хорошо продувалось, поскольку славяне прекрасно понимали, что человеческий организм испытывает на себе действие воздуха и ветра в течение всей жизни непрерывно, поэтому правильному дыханию придавали всегда большое значение.
При постройке жилья всегда ориентировались по сторонам света. Дом старались ставить там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид, где был хороший подход и подъезд.
Нельзя было строить жильё там, где раньше проходила дорога или тропа. Считалось, что дорога и сон уведёт крепкий, и несчастьем для жителей будущего дома обернуться может, поскольку дорога - это движение, а значит место непостоянное.
Благоприятным для строительства считалось то место, где ляжет на отдых лошадь. Коню славяне приписывали силу плодородия и надежности. Действительно, сегодня научно доказано, что животные более чувствительны и разборчивы к выбору места отдыха или ночлега. Славяне понимали это и правильно использовали в жизни. Кстати, у многих народов мира тоже есть множество подобных примет, где используется чутьё животных.
Строительство дома начиналось с того, что рядом с местом будущего сруба сажали деревце, обычно - берёзку или рябину, которое символизировало некий центр мира и гармонии. Если сейчас посадка растений перед домом скорее дань моде, то древними славянами это делалось осознанно, с пониманием. Суть заключалась в том, что именно здесь, в пространстве будущего дома, будут происходить все самые значимые для хозяина события: протекать его жизнь, жизнь его детей и, возможно, внуков и правнуков. Кроме этого, человек, посадивший дерево, как бы заявлял, что место вокруг дома - не дикое, а культурное, освоенное им. Почему берёза или рябина? Берёза - символ начала жизни у славян-язычников, символ Руси чистой, доброй, красивой. А рябина являлась естественным оберегом, ею лечили любую простуду, а химический состав этого дерева - просто кладезь витаминов.
В то время и родилась поговорка, которую мы употребляем до сих пор: «Настоящий мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына».
Выбор дерева как строительного материала был обусловлен прежде всего доступностью, прочностью и пригодностью для условий русского климата. Наиболее выгодными для строительства считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Самое частое применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил мох, которым прокладывали скрепляемые брёвна.
Очень внимательно следили и за тем, где дерево, предназначаемое для строительства жилья, росло и какую форму имело. Для строительства дома нельзя было брать из лесу молодое дерево, считалось равным тому, что у матери ребёнка отобрать. Да и вообще рубить дерево без особой надобности в народе было равносильно убийству. Поэтому древние славяне чётко следовали правилу - сколько у леса забрал, столько и отдай.
Обработка строительного материала тоже являлась целым искусством. Для строительства не использовался свежесрубленный лес, брёвна должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть. И только выждав такое время славяне принимались строить дом. Несмотря на то, что у германских племён была успешно заимствована пила, позволяющая быстрее распилить дерево на необходимые для постройки доски, жилище возводили посредством топора. Дело в том, что наши мудрые предки быстро заметили, что пиленые брёвна и доски впитывают влагу легче, чем рубленые и тёсаные. Опиленные брёвна дают трещины и быстро разрушаются, а от удара топором древесные волокна уплотняются и меньше поддаются воздействию ветра и влаги. Кроме того, топором работают вдоль волокон, что также способствует сохранению их естественного состояния. Вот почему в славянских постройках всегда используются рубленные брёвна и тёс, а не пиленые доски. Поэтому фразы «строю жилище» в то время было не услышать, его именно рубили, а не строили.
Самым ранним типом жилья у славян были землянки и полуземлянки. Строительство таких жилищ начиналось с того, что рыли большую квадратную яму, глубиной примерно один или полтора метра. Уже в яме сооружали стены жилища из бревенчатого сруба. Стены поднимались из земли максимум на полтора метра, а иногда и вовсе находились под землей. Пол преимущественно был глиняным. Вход всегда обустраивался с южной стороны жилья. На двускатную крышу из тёса накладывали солому и толстый слой земли, которым присыпали также и выходящие из-под земли стены. Земля помогала сохранять в доме тепло, оберегала его от пожаров. С течением времени жилища славян стали «выбираться» из земли, появились наземные строения.
Примерно в IX-X веке в древнерусских летописях Х века впервые фиксируется слово «изба». Раньше всего избы появляются там, где земля была болотистой, сырой или же в северных поселениях, где была глубоко промерзшей. Первые наземные избы славян состояли, как правило, из одной утеплённой комнаты (клети), к которой могли примыкать сени. Изба имела одну дверь и маленькое оконце, размером около 20-40 см. Оно закрывалось деревянной дощечкой и служило для проветривания. Планировка определялась обычно положением печи. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу - деревянный ящик-голбец. Избы бывали и с нижним этажом - подклетом, а кровля могла быть деревянной или соломенной. Силуэт избы старались увенчать резным коньком.
Постепенно дома разрастались и кроме избы-клети, появилась ещё и горница, отделяемая от основного жилья стеной. Такие жилища назвали «пятистенок». В северных районах появились и шестистенки, или избы-двойни, образованные из двух самостоятельных срубов - жилых клетей, перекрытых одной крышей и имеющих общие сени.
Наземные постройки выгодно отличались от полуземлянок размерами, ведь размер сруба ограничивался только длиной брёвен, да и к тому же они были более сухими и теплыми.
Интересно и то, что именно славяне первыми научились класть печи, пригодные не только для отапливания помещения, но и для выпекания хлеба, запекания, томления продуктов и приготовления жидкой пищи. Печь стала центром, вокруг которой сосредоточивалась жизнь. Если изначально размеры печи были относительно небольшими, то позднее её стали делать как можно больше, устраивая на печи спальное место.
Опыт последних десятилетий показывает, что качество поколений, вырастающих в условиях отсутствия своего собственного «угла», неуклонно падает.
Конечно, нельзя утверждать, что сверхкритическое падение рождаемости в нашей стране произошло только по причине отсутствия возможности у молодых семей обзавестись своим жильём. Но среди прочих причин, влияющих на низкую рождаемость, она является, несомненно, одним из главных факторов. Была бы возможность «дом построить», тогда и «посадить дерево», и «вырастить сына» да не одного станет непременной радостью, а не тяжким бременем.