Часть 3. Дело было в Шанхае...

Jan 27, 2014 17:17

Утром наш автобус прибыл на Южный вокзал Пекина, экспресс-поезд которого обещал "представить" нас Шанхаю всего за каких-то 4-5 часов. На "реактивном лице" поезда одна единственная надпись, которая  переводится «сверхскоростной».  Поезд преодолевает расстояние в 1318 километров примерно за 5 часов, развивая при этом скорость порядка 350 км/ч на отдельных участках! Но, что самое удивительное, экспресс не стОит как самолёт, в переводе на "деревянные" я насчитала что-то порядка двух с половиной тысяч рублей. "Каким образом удалось достичь вполне подъёмной цены билета для поезда такого экстра-класса?" - спросила я у нашего проводника. В ответ прозвучали объяснения, что поезда подобного класса выполняют около 50 рейсов в день, следовательно, перемещение между двумя столицами Китая получается дешевле за счёт эффекта масштаба, сохранив при этом комфорт, удобство, быстроту и главное доступность для пассажиров. Хочу отметить, что  существует альтернативный вариант данного экспресса (для тех, кому некуда спешить), время в пути которого составляет около 9 часов, но при этом стоимость билета дешевле на 40%. Не хотите ли провести параллели с нашим "славным" РЖД?











Стоимость билета в эконом-классе "Сапсана" до Петербурга была в среднем 2700 рублей (сопоставляю с датой поездки в Китай). Можно практически приравнять к стоимости китайского "сверхскоростного". Только вот расстояние до города на Неве в два раза меньше, а времени в пути практически столько же. Если же сопоставить 9 часовой "неспешный" шанхайско-пекинский поезд с "Сапсаном", то всё становится еще более очевидно в вопросе цена-качество. Кто-нибудь еще сомневается в "эффективности" управленческих качеств господина Якунина и его РЖД? :-)
Кстати, сервис на борту китайского экспресса отличный, цены на питание доступные. Например, бутылка питьевой воды стоит, в переводе на наши, около 12 рублей.
И последнее, о чём хотелось бы упомянуть в железнодорожном вопросе Китая. Большую часть пути, скоростные поезда проходят по обособленным выделенным участкам железнодорожного полотна, пролетая над сетями автомобильных дорог, реками и другими "препятствиями". Построить такие пути - это колоссальный труд и большие затраты. Но правительство Китая, видимо, больше думает о народе, чем о сиюминутной окупаемости проектов и доходов по ним. Чего стоит только китайский "Маглев", соединяющий Шанхай и его пригородный аэропорт.













Шанхай... Если поначалу Пекин казался нам сверхмегаполисом, то "южная столица" сравнима, наверное, с сотней таких мегаполисов вместе взятых. "Да, мы точно отстали лет на 50 в развитии!" - прозвучало от кого-то из нашей группы.
В Шанхае переплетается восток и запад, традиции старого Китая с европейской колониальной культурой. Наверное, и пары недель не хватит туристу для того, чтобы понять весь Шанхай. Поэтому меньше слов и больше фотографий. :-)

















На следующий день наша делегация была принята Шанхайской академией общественных наук. Китайскую сторону представил первый заместитель президента ШАОН, доктор наук Ли Йихай. Ознакомившись в ходе круглого стола со структурой и основными направлениями деятельности Отделения, организацией деятельности КАН, проблемами и перспективами, стоящими перед китайской наукой, стороны обоюдно пришли к тому, что китайская академия создана по образу и подобию академии наук СССР и даже сейчас имеет много общего с нынешней РАН, только в отличие от последней даёт и нацелена на результат.
Как отмечает заместитель директора Отделения господин Янь Женьхуа, с началом "нового курса" (те самые программы "Искра", "Факел") начались и преобразования в академии наук Китая. Так, в соответствии с новыми стандартами, были выделены всего 6 ключевых отделений, сформирован новый качественный менеджмент. В аппарат такого менеджмента входили представители бизнеса, успешные предприниматели, деловые партнеры Китая на внешнем рынке, а целью его формирования  являлось построение и обеспечение взаимосвязи бизнеса и науки согласно единой концепции развития Китая, утвержденной правительством.





Не только в академии наук, но и во всём Китае живут по принципу "должен работать тот,  у кого это лучше всего получается". Так нам ответили на возрастной вопрос в рамках академии. "У нас такой проблемы нет. Мы, конечно, ценим былые заслуги всех наших учёных, но важно смотреть в будущее и опираться на тех, кто может дать лучшее академии наук и Китаю сейчас, поэтому у нас есть в Президиуме представители всех возрастов", - резюмировал Янь Женьхуа.



Далее мы приняли участие в круглом столе, организованном Центром Российских исследований Шанхайской академии общественных наук и Институтом Социологии Шанхайской академии Общественных наук.
В работе круглого стола приняли участие заместитель директора Института социологии профессора Лю Сяовэнь, директор Центра Российских исследований Пань Давэй и генеральный консул Российской Федерации в Шанхае А.Н. Смородин. Здесь главным образом были затронуты вопросы карьерного роста молодых учёных в Шанхайской академии общественных наук, пути их решения и развитие сотрудничества в научной сфере между двумя странами.



На следующий день нам предложили посетить уже не сами технопарки Шанхая (все технопарки созданы по единому принципу и нового там  для себя мы бы не увидели), а побывать в выставочном центре при одном из международных парков, где нам обещали представить результаты и достижения компаний при таких технопарках.
Так российские молодые учёные побывали в Международном научном парке Сучжоу, одном из наиболее успешных проектов подобного рода в КНР. Менеджеры парка ознакомили россиян с историей парка, принципами и организацией деятельности, спецификой управления и финансирования проектов. Были продемонстрированы последние достижения технологических компаний, разместившихся в парке. Были озвучены амбициозные планы развития, в т.ч. в части аутсорсинга IT-услуг, создания новых прорывных электронных технологий, информационных продуктов и т.д.
Кроме того, российской делегации удалось посетить выставочный комплекс, посвященный развитию нового района Пудун в Шанхае. В ходе экскурсии молодые учёные смогли познакомиться с китайскими достижениями в области урбанистки. Сам выставочный комплекс стал примером того, как интерактивные средства могут способствовать наглядной демонстрации этапов развития проектов градостроительства. Шанхай на сегодняшний день входит в список передовых агломераций в мире, опыт развития инфраструктуры которой крайне полезен для Российской Федерации и особенно г. Москвы в свете недавнего расширения границ столицы.

















Итоги.
Хочу заглянуть в прошлое. Со времени установления дипломатических отношений между Китаем и СССР (Россией) прошло более 60-лет. За это время Китай прошёл извилистый путь от полного заимствования у СССР технологий, инструментов и методов модели развития народного хозяйства до становления собственных "перестроечных" программ собственного "рыночного социализма". И если одним эти преобразования удались на славу, то другие за это горько поплатились (и продолжаем расплачиваться). А образом "младшего брата" сегодня утвердительно можно "наградить" Россию, а не  Китай, как это было в 50-60-е годы при СССР.
Помните, как становился наш автопром усилиями и технологиям Генри Форда и "новыми приключениями итальянцев в России"? Да-да, те самые "Форд" и "Фиат", ставшие донорами "ВАЗа" и "ГАЗа". По этому же пути пошёл и современный Китай! Не верите, тогда внимательнее присмотритесь к фотографиям... вот они черты знакомых нам "Ауди", а это похоже новый "Бьюик".





Нет ничего плохого в заимствовании и копировании технологий, как одном из способов создания базиса для последующего инновационного прорыва. Важен лишь качественный подход к любому из начинаний... и больше дела, а не болтовни. Тогда, того и гляди, вновь "учителями" станем, причём не только для Китая.

P.S. Коллективная зарядка сотрудников у одного из учреждений. Впечатляет, не правда ли?

image Click to view



Часть 1: Научная поездка в Китай или тот самый случай, когда "ученик превзошел учителя"
Часть 2: Прагматичный Пекин или "как разгорелся "факел" от новой "искры"

поездка, шанхай, путешествие, ученые, китай, наука

Previous post Next post
Up