МАГИЯ «ЖИЗЕЛИ»

Aug 07, 2015 23:09

«ЖИЗЕЛЬ», 24 ИЮЛЯ 2015
МОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР,
И ДРУГИЕ СПЕКТАКЛИ «СЕЗОНА «ЖИЗЕЛЕЙ»

Giselle (1 act) 24.07.15. http://youtube.com/watch?v=2J8mC_GQpmI
Фотографии сделаны по видео спектакля: плейлист
https://www.youtube.com/playlist?list=PLjQsd5GSZ1Na0gmjHIpkuABcLKqPg6IiF

МАГИЯ «ЖИЗЕЛИ»



Многократно смотреть спектакль, даже совершенство «Жизели», возможно, если захватывает неожиданное, загадка, интрига.

В «Жизели» Ла Скала с Наташей Осиповой и Сергеем Полуниным интрига была в возникшем дуэте, и неожиданной была интерпретация: драматическая история юных влюбленных с искрящей безоглядностью чувств (в 1-м действии) и литургическая история человека и его ангела (во 2-м действии). Принц Альбрехт - юный и вмиг повзрослевший. Девушка Жизель - юная и пришедшая к женской, защищающей любви. Метаморфозы героев с точностью «крупных планов», но в реальном времени, а не в монтаже кинокадров, выраженные игрой-проживанием в соединении с совершенной техникой, - тайна дара партнеров. Леонардовское внимание к деталям мастеров Королевского Балета, преображение партнера, другая версия балета в Московском музыкальном театре, - интрига в действии…

[Нажмите, чтобы читать дальше]В Большом театре на излете июня Светлана Захарова и Сергей Полунин показали «Жизель» с минимумом конкретики в истории любви «крестьянки» и «графа». И в «абстрактной» версии спектакля, в Дуэте уникальных линий и техники, с идеальным кордебалетом «крестьян» и «виллис», воздухом «пустых пространств» со сцены зазвучали поэзия танца, образы вне времени. «И, дав предчувствие блаженства, не даст мне счастья никогда».
«Герой» - искушенный, имеющий право, у него веселье - забвение и нет настойчивого желания соблазнить.
«Что толку напрасно и вечно желать». Скорее, в нем - сдерживающая тоска по «иной» красоте.
«Люблю мечты моей созданье». Жизель - «ангельской» красоты, с нездешней гармонией линий, завораживающей легкостью и красотой пластики, словно «ангел полуночи» «принес в объятиях» ее душу.
«Ангел», - фигура речи, обозначение дара «благословенной» жизни, в которой есть легкость и естественность, красота и доброта, предназначенность и смирение.
«Герой» и встретил «Ангела». «Хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру».
А шанса нет - и гадание-ромашка предсказывает это. Обмануть судьбу, «передернув» гадание, одежды уже чужие?! Фатально. «И с той поры бесплотное виденье ношу в душе моей, ласкаю и люблю».
Спектакль являлся в памяти надмирным звучанием главного дуэта, «звуком камертона», напоминанием о важном и забытом. «Они не созданы для мира». Я вспомнила эти мелодии души. Вспомнила не только я -
настолько созвучные отзывы были на спектакль!









Одна из загадок «Жизели» - возникающий к концу 2-го действия магический эффект двух парящих над сценой «фантомов» (иллюзия «обоюдной бестелесности партнеров»), когда телесность артистов становится «прозрачной» и «читаются» их состояния, - две души в унисон, нерасторжимые в любви. Этот эффект был в дуэте Светланы Захаровой и Сергея Полунина в спектакле НОУ. И связывался с уникальностью танца дуэта - их легкость и полетность, мягкость и плавность линий, бесшумность и безусильность, идеальная синхронность и удлиненные пропорции фигур. Удивительно, в июньской «Жизели» Светланы Захаровой и Сергея Полунина этого эффекта не было (были «человек» и «ангел»). Еще будет - и хотелось бы видеть!

И, неожиданно, этот магический эффект появляется в июльской «Жизели» Наташи Осиповой и Сергея Полунина. Кода: легкие и высокие, повторяющиеся антраша партнера (не мучительные, а «зацикленные»), проноски партнерши, «рапидные», почти без касания земли и синхронные взлеты, - на одной высоте встречные перекидные с повторяющимся притяжением к недостижимому объятию... Я «вдруг» понимаю, что эта магическая иллюзия - «две души в унисон нерасторжимые в любви» - получилась, не ожидаемо, у этого дуэта.
И, как когда-то в НОУ, - долгая овация «загипнотизированного» зала.

«Жизель и Альберт», - так можно назвать июльский спектакль вслед за апрельскими.



Герои третьего спектакля Наташи Осиповой и Сергея Полунина - старше, и «партитура» их взаимоотношений выстроена иначе.
В 1-м действии вбегающий во дворик Альберт посылает воздушный поцелуй к домику Жизели как знакомому месту встречи. И во 2-м действии Альберт придет к могиле Жизели как к знакомому месту. Видимое на сцене - часть истории, а другая - достраивается воображением зрителей.

Жизель Наташи Осиповой - любит, радуется чувству, смелее смотрит в глаза избраннику, меньше смущается, трогательность пластики (вместе с чудесным миланским костюмом) убрана, естественное изящество выявлено ярче. В миланской «Жизели» мотив «любит - не любит» был в сцене гадания с ромашкой, в колебаниях надежды - сомнений. В московском спектакле найдено более глубокое, интуитивное проявление мотива «любит - не любит»: остановки в общем танце, «выпадения» в другую реальность. Жизель нередко «замирает», нарушая гармонию праздника, словно «кольнуло сердце» в предчувствии.

Альберт Сергея Полунина - сдержан, рефлексивен, не прост. Акцентированы его «оценки» отношений Ганса - Жизели, Батильды - Жизели. Он «взвешивает» ситуации, затем действует властно, достигая цели. Граф - человек «светского маскарада» в отличие от прямолинейного лесничего Ганса Сергея Мануйлова. Альберт легко переодевается в «чужой костюм», проверяя достоверность, не задумываясь о «помехе», обрывает лишний лепесток ромашки в подтверждение любви, с «абсолютной верой» дает клятву ради достижения желаемого (что в «правилах любовной игры»). Он молод - ищет любви. И он свою Любовь находит. Сила истинного чувства, рожденного в одеждах лжи, Альберта беспокоит: чуть дольше остановки в задумчивости, в «предчувствиях», но он их отклоняет, им не веря.









Но предчувствия, - мгновения «амбивалентности жизни», основная тональность танца дуэта в первой половине 1-го действия - ликование от возникших чувств (зашкаливающая высота прыжков, захватывающая выразительность пластики в танцах Наташи Осиповой и Сергея Полунина). Во время праздника Альберт уводит Жизель «вглубь леса». Обходя танцующих, он «забирает» ее от матери, и, радостные, они убегают вдвоем. Когда они вернуться вместе, прическа Жизели станет иной, а большие белые цветы в волосах исчезнут. Вернувшись в общий танец, Жизель и Альберт видят только друг друга. Их любовь, открытая и ликующая, прервется на взлете, - простодушный «Ганс-разрушитель» взывает к правде и справедливости. В сцене разоблачения Альберт бросается к Жизели, прочь от Батильды, хотя не сразу, - «взвешивает ситуацию». И дальнейшее - его выбор: любовь - выше «трона». Но «любовные игры» выдерживают не все. В сцене сумасшествия Жизели актриса пластически становится невыносимой «сердечной болью». Альберт - с ней, но справиться с ситуацией не в его власти.



Второе действие открывает удивительная Мирта, воздушная, мистическая, по силе личности сопоставимая с Жизелью. Оксана Кардаш играет Мирту сложно и интересно, - передает и холод красоты, и неприятие прощения, властность, одиночество, и ее трагизм.

В 1-м действии Наташа Осипова и Сергей Полунин захватывают выразительностью пластики, во 2-м - завораживают магией танца.
Сквозные драматические связи-рифмы 1-го и 2-го действий, вслед за рифмами хореографии, расходятся магическими кругами от начала к финалу. «Поцелуи»: «почти», глаза в глаза, на скамейке, в танце, в последний миг жизни, в объятии-расставании. «Ромашка»: из рук Жизели - в руки Альберта в сцене гадании, в сцене прощания (отброшенная сначала - хранимая потом). «Предчувствия»: и Жизель, и Альберт живут в двух взаимопроникающих мирах, поэтому так сильна магия их взаимной любви, - и «земной», и «небесной».







P.S. Несравненные, выдающиеся спектакли Дуэта: миланская «Жизель» (11.04.15.) и московская «Жизель» (24.07.15.). Миланская «Жизель», наверно, неповторима, - и это прощание с «гениальным мальчишкой» (мое внутреннее определение явившегося вдруг Бунтаря, свободного и рискованного).
Вопреки всеобщему поклонению гедонизму, Сергей Полунин говорит танцем о трагизме человека, без страха погружается в глубины психики героев, творит без пристрастия к мишуре «фантиков».
Преображенный «мальчишка», - сильный, непостижимый Взрослый, с невероятной партнершей Наташей Осиповой, - наверно, скажет танцем что-то новое, что-то большее.
Или, как всякого Взрослого, его поглотит стихия искушений «земными радостями» и «долгами» человека.

Счастья всем нам видеть дуэт Наташи Осиповой и Сергея Полунина!

Фото спектакля "ЖИЗЕЛЬ", Ла Скала,11.04.2015












Наталья Осипова, Сергей Мануйлов, МАМТ, Оксана Кардаш, "Жизель", Светлана Захарова, Балет, Сергей Полунин, БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Previous post Next post
Up