«ЗОЛОТАЯ МАСКА»-2015. ПОД ЗНАКОМ ЩЕДРОСТИ ТАЛАНТА: УЭЙН МАКГРЕГОР, ЖАН-КРИСТОФ МАЙО

May 26, 2015 03:24

«ЗОЛОТАЯ МАСКА»-2015.

ПОД ЗНАКОМ ЩЕДРОСТИ ТАЛАНТА:

УЭЙН МАКГРЕГОР, ЖАН-КРИСТОФ МАЙО

Встречи-спектакли с двумя хореографами определили для меня 2014 год, и точки роста балета, и точки личного притяжения на будущее. Оба эти хореографа стали лауреатами «Золотой маски»-2015: «Инфра» Уэйна МакГрегора, поставленная в Мариинском театре, была отмечена специальным призом жюри; Жан-Кристоф Майо создал спектакль «Укрощение строптивой» для Большого театра, который собрал коллекцию «золотых масок».



@ Фото Валентина Барановского

На московских гастролях Королевского балета Ковент Гарден в июне 2014 года Уэйн МакГрегор представил одноактный балет на музыку И. - С. Баха «Тетрактис - искусство фуги». Этот балет для 12 солистов поразил-восхитил бесконечностью свободной фантазии, возможностью выявить пластическую индивидуальность каждого участника и остаться в рамках «божественной гармонии». «Тетрактис - искусство фуги», наверно, не для любой труппы, - для труппы-созвездия - это гимн беспредельным творческим возможностям человека, человеческой уникальности. Этот спектакль - одна из вершинных планок современного балета, манящий далекий свет его родного театрального дома.
Спектакль «Инфра» Мариинского театра, номинированный на «Золотую маску» и привезенный в Москву, непременно нужно было увидеть. Об этом спектакле, показанном 1 апреля, отзыв писался легко, сразу, для Класса театральной критики: В ИНФРА-ДИАПАЗОНЕ «ИЗЛУЧЕНИЙ ДУШИ».

Спектакль «Укрощение строптивой» Жан-Кристоф Майо создал специально для труппы Большого театра, - и это эксклюзивный спектакль звезд (мировая премьера в июле 2014). Первый состав, который я видела в премьерном июльском блоке, собрал их вместе и подарил незабываемое впечатление неожиданного праздника. Жан-Кристоф Майо и наши балетные звезды (в союзе с Уильямом Шекспиром и Дмитрием Шестаковичем) создали спектакль такой яркой и свободной игры, со всеми оттенками юмора, идущего от пьесы и транспонированного в пластику взаимодействия пар, с иронией над характерами столь непохожих индивидуальностей и с абсолютной верой в возможность счастья и гармонии женщины и мужчины. Этот праздник-пир театральной игры способен отодвинуть «черные мысли», захватить потоком счастья, напитать светом.
Лучше всего, этот спектакль стараться видеть при каждой возможности. Писать о нем? Может, совсем немного, в благодарность: ВЛАДЕЮЩИЙ КЛЮЧАМИ СЧАСТЬЯ.

[Нажмите, чтобы читать дальше]В ИНФРА-ДИАПАЗОНЕ «ИЗЛУЧЕНИЙ ДУШИ»

«Инфра» Уэйна МакГрегора на вечере одноактных балетов 1 апреля 2015 была единственным событием, оправдывающим этот вечер, представляющим настоящие возможности артистов балета Мариинского театра, захватывающим все внимание, и требующим новой встречи.

Над сценой, на узкой ленте экране - тротуар, «переход» и светящиеся силуэты шагающих людей во встречных направлениях, разных, с чертами индивидуальной походки, облика, «одежд», но общих в одном, - они неконтактны, а при встрече они не меняются, как будто встречные - бесконечно малые величины. «Поток нейтрино», - картина мира людей большого города, шумы которого слышны в фонограмме, с отношением к ним до-человечном.

На сцене шесть пар танцовщиков, пластика этих пар индивидуальна, их танец как импульс-отклик одного другому, как будто партнеры - это гиперслух и супервидение друг друга. Как мы понимаем друг друга, как находим и принимаем «своего» партнера, как угадываем уникальность души другого под «телесной оболочкой», украшенной-укрытой «одеждами»? Трепет, взлеты и падения, биения чувств - жизнь души - происходит на частотах, «улавливаемых» энцефалографом, и скрываемых от «чужих» сокровенных тайнах в «косноязычии тела».
Чтобы танец открыл уникальность души на ее «частотах», он должен стать запредельным, «невозможным», перейти порог невидимого и неслышимого. Необычная, насыщенная и темповая, тонкая и парадоксальная, пластика танцующих дуэты и соло передает смысл и ценность каждого человека, - живой души, а не безликой единицы в массе таких же незначимых людей. Пластика балета, фантастическая, на пределе возможностей человеческого тела, создана Уэйном МакГрегором в союзе с уникальными танцовщиками Мариинского театра (Викторией Терешкиной, Анастасией Матвиенко, Екатериной Кондауровой, Надеждой Батоевой, Викторией Брилевой, Златой Ялинич, Кимин Кимом, Эрнестом Латыповым, Александром Сергеевым, Филиппом Степиным, Андреем Ермаковым, Василием Ткаченко).

Балет был создан в 2008 году для труппы балета Ковент-Гардена, в память о жертвах терактов в лондонской подземке. Каждый террористический акт уносит не количество людей, - теракт уносит уникальные жизни. Память - желание вспоминать. Каждый дуэт и каждое соло этого балета хочется увидеть снова. До новой встречи «Инфра» Мариинского!



Фото Елены Фетисовой

ВЛАДЕЮЩИЙ КЛЮЧАМИ СЧАСТЬЯ

«Укрощение строптивой» - комедия, и зал смеется, мгновенно реагируя на повороты сюжета о замужестве двух дочерей синьора Баптисты и бурную динамику характеров главных персонажей, потому что юмор хореографии в спектакле легкий, «прозрачный», «открытый» зрителю. «Сами по себе пируэты, арабески и поддержки меня не интригуют. Мне интересно, почему здесь есть пируэт, что было до него и как из него выйти», - сказал в одном из интервью Жан-Кристоф Майо. Хореографическая партитура, созданная им в абсолютной свободе соединения самых разных средств, выразительна, парадоксальна и чувственна.

Жан-Кристоф Майо явно имеет дар видеть и раскрывать индивидуальность каждого артиста, создавая хореографию, в которой они свободны настолько, будто это их собственное сочинение. Это максимально выражено в танце и игре пары, разделившей «главный приз»: Катарина - Петруччио. Екатерина Крысанова, смелая и изысканная в игре и в ярость-непокорность должному, и в нежность-благодарность вспыхнувшей любви. Влад Лантратов, свободный абсолютно в «дикости» и «светскости», в розыгрышах и искренности и награжденный за смелость и яркость роскошным дуэтом.
Выбор исполнителей и для трех других пар точен, каждая пара выразительна и неповторима: от «идеально лирической» пары Бьянка - Люченцио (Ольга Смирнова - Семен Чудин в премьерном июльском блоке; Анастасия Сташкевич - в «масочном», февральском спектакле), экстравагантной пары Гортензио - Вдова (Игорь Цвирко - Кристина Карасева в премьерном июльском блоке; Анна Балукова - в «масочном», февральском спектакле) и до рационально-изобретательной пары Экономка - Гремио (Анна Тихомирова - Вячеслав Лопатин).

Интересно, что этот балет - не про объявленную историю «укрощения», - в нем четыре параллельные истории о том, что «каждый находит свое счастье». Жан-Кристоф Майо в интервью говорит, что это не «мачистский» балет. По его словам, «Укрощение строптивой», - самая чувственная, эротическая пьеса Шекспира, - в ней отношения мужчины и женщины рассматриваются необычно, есть «и ирония, и юмор, и цинизм». «Моей работе близко исследовать, как живут пары».
В финале балета столь разные пары пришли к желаемому браку, и особый вариант союза каждой пары иронически показан в заключительной «чайной церемонии». У каждой пары свой вариант этого «совместного обряда чаепития» в неповторимости и парадоксальности обретенной гармонии двоих. Неожиданны и комичны финальные метаморфозы и самой «скандальной пары», и самой «идеальной пары».

Чудесный дар хореографа видеть возможность рождения гармонии в отношениях мужчины и женщины, сколь несоединимыми поначалу они казались, - и иронически воспринимать возможные метаморфозы идеальных изначально взаимоотношений пары.



Фото Елены Фетисовой

Виктория Терешкина, Анна Тихомирова, Жан-Кристоф Майо, балет, Екатерина Крысанова, Кимин Ким, Игорь Цвирко, Семен Чудин, Уэйн МакГрегор, Екатерина Кондаурова, Владислав Лантратов, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Previous post Next post
Up