Спасибо, Таня! Про молоток и фиалку как апофеоз самопознания - весьма наглядно. Аристотель, а вслед за ним и Спиноза с вашим рассуждением, полагаю, согласились бы. Аристотель в "Никомаховой этике" объявлял что «добродетель» (буквально: прекрасное) - это развитие и совершенствование функций и способностей, присущих человеку. И Спиноза говорил в общем то же: добродетель - это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен.
Я же, упомянула не о самоПознании, но о самоСознании - о том, откуда берется то, что мы потом называем "я". Изначально младенец себя не сознает, не отделяет от мира. Так вот, как ребенок вообще может понять, где он, а где - нет? Как ему узнать о своем бытии, выделить этот факт из мира? Это очень интересно, и все мы - родители, к сей тайне причастны, хотя обычно даже не сознаем этого.
Про снисходительность к чужим и требовательность к близким. Понимаю и разделяю вашу точку зрения. В основе здесь то, что до чужих нам особо нет дела. Свобода, которую мы предоставляем им "рисовать криво" и равнодушие часто идут рука об руку. Проще всего оставить в покое того, к кому ничего не чувствуешь. А сердечная заинтересованность, увы и ах, делает людей пристрастными. Если речь не о детях и родителях, а о влюбленных, то там тот же принцип работает иначе: Любимый человек - живое воплощение идеала. А идеал - он не кладет локти на стол, не ковыряет в зубах, не "рисует криво". Этот зазор между идеальным образом и реальностью раздражает. Мы своими придирками бессознательно подтягиваем другого к «совершенству». Чужим этот "террор" не грозит - они от наших идеалов слишком далеки.
Про дружбу. Мысль насчет одноприродности любви и дружбы тоже еще с античных времен. Дружба, тут я с вами полностью согласна, та же любовь, только без секса. Она так же избирательна как эротическая. Требует равенства партнеров. И выражает себя как любовь - в уважении, заботе, ответственности, понимании. "Самой неестественной из всех форм любви" (выражение Аристотеля) ее делает не только отсутствие биологической нужды, но и то, что она возможна только, когда двое общаются на самом глубоком уровне своей жизни.
Конечно, Вера, я рассуждала о том, о чем... рассуждала. :) Так сказать, аллюзии на заданные темы. Понятно, что не на все вопросы я сказала свое мнение, потому что о чем-то я и не задумывалась. Поэтому и говорила о самопознании как о понимании своего Я и его места в мире. Но не о том, как мы осознаем себя (впервые). Мой старший сын меня очень удивил в его 2 года. Однажды он с радостью и восторгом, сидя на полу среди игрушек, стал выкрикивать: "Это же я! Я! Это я!" и при этом ощупывал себя и смотрел как-то удивленно в пространство. Я поняла, что он осознал себя, свою самость. Про себя я такого не помню - когда я поняла, что я это я. :)
Какой удивительный (и, полагаю, очень редкий) пример пробудившегося самоосознания! Вам повезло наблюдать поразительный момент становления личности вашего мальчика, Танечка. Я, как и вы, не помню о себе, когда поняла, что я это я. Тем интереснее мне было понять, как это вообще происходит.
Да, я была потрясена этим! Не знала, что сказать, как подойти!
Младший сын (где-то лет 3-х от роду) немного иначе подошел к этому вопросу. Однажды ни с того ни с сего спросил меня: -А откуда я взялся-то? Как я появился? Я ответила просто: -Тебя мама родила. Он был удовлетворен. Немного не то, но где-то на подступах. :)
Да уж. Чтоб спросить "А откуда я взялся-то?" - как минимум нужно сознавать две важнейшие вещи: "я есть" и "есть я" - так что это вопросы уже очень высокого, не побоюсь этого слова философского уровня!
После факта рождения (места, способа, etc...) , может быть обратить внимание на мозговую деятельность у человека? Дети развиваются все самостоятельно. Это меня сильнее удивляет. Жалкие (по сравнению со ВСЕМ остальным) попытки поддержать (не научить же!) при ходьбе, и звукоподражание би-би... Любопытно, монитор как двумя слогами? :)))))
Позвольте, не в обиду, но что-то ваш письменный русский "пожалуй, что и немец"! :)
Первый вопрос - ко мне ли? Надо ли отвечать? И отчего он содержит некое недоверие ко мне?
"Это меня сильнее удивляет" - вы не сказали, сильнее чего? С чем сравнивать-то?
А дальше все непонятнее - почему капслок, какие такие "жалкие попытки поддержать" (кто кого и где), би-би (?) и что-то совсем невмещаемое - "монитор как двумя слогами"!
Вы пьете некачественный алкоголь. И не знаете меры. Зря!
Перечитайте. Помогает. Про caps lock - сильно... Сразу зауважал. :))) А это как переводится: "письменный русский"? Я пришёл "в уютную" барышневую же-жешечку? Или это открытая автором поста площадка для публичного обсуждения его "удивляющих" и вас и меня слов?
Услышали (или подслушали?) мой вопрос, так отвечайте на него, сразу полегчает...
Очень недружелюбно, даже и по-хамски. Вы с женщинами не общались никогда? У вас мама есть? Сестра? Жена? Настолько их не знаете, не уважаете?
Перечитала много раз. Чему там можно помочь, если все - сплошное недоумение. Письменный русский (переводить не надо, это по-русски) в отличие от устного - это тот русский язык, на котором вы пишете. Возможно устный у вас понятнее, ибо там помогает мимика, жесты и интонация. На письме надо быть предельно корректным и точным. Иначе - как у вас - будет каша.
Ничего не скажу про автора и его цели - спрашивайте у нее.
Последнее утверждение про какой-то вопрос и требование на него отвечать с целью облегчения - вообще мимо. Ничего не поняла. Кто на ком стоял? Кто кого подслушал?
Не пей вина, Гертруда! Тебе уже хватит! От доброго сердца вам говорю!
Про молоток и фиалку как апофеоз самопознания - весьма наглядно. Аристотель, а вслед за ним и Спиноза с вашим рассуждением, полагаю, согласились бы. Аристотель в "Никомаховой этике" объявлял что «добродетель» (буквально: прекрасное) - это развитие и совершенствование функций и способностей, присущих человеку. И Спиноза говорил в общем то же: добродетель - это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен.
Я же, упомянула не о самоПознании, но о самоСознании - о том, откуда берется то, что мы потом называем "я". Изначально младенец себя не сознает, не отделяет от мира. Так вот, как ребенок вообще может понять, где он, а где - нет? Как ему узнать о своем бытии, выделить этот факт из мира? Это очень интересно, и все мы - родители, к сей тайне причастны, хотя обычно даже не сознаем этого.
Про снисходительность к чужим и требовательность к близким. Понимаю и разделяю вашу точку зрения. В основе здесь то, что до чужих нам особо нет дела. Свобода, которую мы предоставляем им "рисовать криво" и равнодушие часто идут рука об руку. Проще всего оставить в покое того, к кому ничего не чувствуешь. А сердечная заинтересованность, увы и ах, делает людей пристрастными.
Если речь не о детях и родителях, а о влюбленных, то там тот же принцип работает иначе: Любимый человек - живое воплощение идеала. А идеал - он не кладет локти на стол, не ковыряет в зубах, не "рисует криво". Этот зазор между идеальным образом и реальностью раздражает. Мы своими придирками бессознательно подтягиваем другого к «совершенству». Чужим этот "террор" не грозит - они от наших идеалов слишком далеки.
Про дружбу. Мысль насчет одноприродности любви и дружбы тоже еще с античных времен. Дружба, тут я с вами полностью согласна, та же любовь, только без секса. Она так же избирательна как эротическая. Требует равенства партнеров. И выражает себя как любовь - в уважении, заботе, ответственности, понимании.
"Самой неестественной из всех форм любви" (выражение Аристотеля) ее делает не только отсутствие биологической нужды, но и то, что она возможна только, когда двое общаются на самом глубоком уровне своей жизни.
Reply
Поэтому и говорила о самопознании как о понимании своего Я и его места в мире. Но не о том, как мы осознаем себя (впервые).
Мой старший сын меня очень удивил в его 2 года. Однажды он с радостью и восторгом, сидя на полу среди игрушек, стал выкрикивать: "Это же я! Я! Это я!" и при этом ощупывал себя и смотрел как-то удивленно в пространство. Я поняла, что он осознал себя, свою самость.
Про себя я такого не помню - когда я поняла, что я это я. :)
Reply
Я, как и вы, не помню о себе, когда поняла, что я это я. Тем интереснее мне было понять, как это вообще происходит.
Reply
Младший сын (где-то лет 3-х от роду) немного иначе подошел к этому вопросу. Однажды ни с того ни с сего спросил меня:
-А откуда я взялся-то? Как я появился?
Я ответила просто:
-Тебя мама родила.
Он был удовлетворен. Немного не то, но где-то на подступах. :)
Reply
Reply
Дети развиваются все самостоятельно. Это меня сильнее удивляет. Жалкие (по сравнению со ВСЕМ остальным) попытки поддержать (не научить же!) при ходьбе, и звукоподражание би-би... Любопытно, монитор как двумя слогами? :)))))
Reply
Первый вопрос - ко мне ли? Надо ли отвечать? И отчего он содержит некое недоверие ко мне?
"Это меня сильнее удивляет" - вы не сказали, сильнее чего? С чем сравнивать-то?
А дальше все непонятнее - почему капслок, какие такие "жалкие попытки поддержать" (кто кого и где), би-би (?) и что-то совсем невмещаемое - "монитор как двумя слогами"!
Вы пьете некачественный алкоголь. И не знаете меры. Зря!
Reply
Про caps lock - сильно... Сразу зауважал. :)))
А это как переводится: "письменный русский"?
Я пришёл "в уютную" барышневую же-жешечку?
Или это открытая автором поста площадка для публичного обсуждения его "удивляющих" и вас и меня слов?
Услышали (или подслушали?) мой вопрос, так отвечайте на него, сразу полегчает...
Reply
Перечитала много раз. Чему там можно помочь, если все - сплошное недоумение. Письменный русский (переводить не надо, это по-русски) в отличие от устного - это тот русский язык, на котором вы пишете. Возможно устный у вас понятнее, ибо там помогает мимика, жесты и интонация. На письме надо быть предельно корректным и точным. Иначе - как у вас - будет каша.
Ничего не скажу про автора и его цели - спрашивайте у нее.
Последнее утверждение про какой-то вопрос и требование на него отвечать с целью облегчения - вообще мимо. Ничего не поняла. Кто на ком стоял? Кто кого подслушал?
Не пей вина, Гертруда! Тебе уже хватит! От доброго сердца вам говорю!
Reply
Leave a comment