Существует следующие типы духовной информации:
1) наиболее сокровенная информация нам не сообщается совершенно;
2) «технические» книги по Каббале такие, как «Общее Введение», «Введение в Мудрость Каббалы» и «Учение о десяти Сфирот» содержат рассказ о духовных состояниях, до постижения которых нам еще очень далеко. Одна из причин, почему это делается, сообщается нам в подзаголовке к «Общему введению»: «сначала постичь общую картину целиком, а затем вернуться за детальными разъяснениями». Другая причина: если заранее проштудировать материал, он будет под рукой, когда понадобится для практических нужд;
3) информация, которая нужна здесь и сейчас, чтобы сделать следующий шаг вперед: например, вставая с постели, мы должны представлять, будто мы находимся не среди наших домашних, а пред Ликом Святого Творца, да будет Он восславлен, Собственной Персоной. Тогда к каждому нашему шагу мы будем относиться с повышенной ответственностью.
Вы спрашиваете, как творит Творец. Думаю, что большая часть этой информации отностися к первой категории. Впрочем, и во второй категории проскальзывают некоторые детали:
1) когда человек строит дом, то сначала вычерчивается проект, затем даются инструкции строителям, а затем происходит собственно строительство. Таким образом, замысел, речения и действия разделены во времени. У Создателя Замысел, Речения и Действия объединены в единый акт Творения;
2) и вообще, как пишет Бааль Сулам в Предисловии к книге Зоар, для Б-га не существует временных ограничений, Ему доступны и прошлое, и настоящее, и будущее, и для Него нет невозможного, и любой Его Замысел немедленно реализуется.
Далее, Вы спрашиваете, а не является ли неправильным считать, что Б-г создал только желание, по-видимому, он создал еще волю, ощущение, субъект желания и так далее. Конечно, Б-г все это создал, и если мы говорим, что рекомендуется ассоциировать себя с желанием получать, а Всевышнего - с желанием совершать альтруистические действия, то нужно понимать, что это абстракция, помогающая нашему продвижению вперед. В иудаизме и Каббале есть черты психологической методики: по поводу того, что вам нужно сделать в настоящий момент, думайте то-то, по поводу конечной цели думайте то-то, а такую-то тематику запрещено исследовать - это вам может повредить. Добавлю, что «желание» - это неточный перевод слова «Рацон». Рацон - это прежде всего воля, и иногда можно сказать «желание». Конкретно, в Хумаше слово «Рацон» используется в двух значениях:
1) по отношению к людям оно используется едиинственный раз, в Бэрэйшит 49, 6: по своеволию (или по прихоти своей) Шимон и Леви ослабили позиции Яакова, перебив всех мужчин города в качестве мести за изнасилование Дины. Как мы видим, здесь желание сопровождается сильным волевым действием;
2) во всех остальных случаях речь идет о благоволении свыше, какими ритуальными действиями его обрести, и что запрещено делать. Как, мы уже говорили выше, любое желание Творца сопровождается его немедленной реализацией; следовательно речь идет уже не о благоволении, а о благодеяниях. Однако Творец позаботился о том, чтобы человек немедленно не ощутил Б-жественной Благодати, изливающейся на него. Во-первых, он должен ощутить Добро, познав сначала противоположное состояние; тогда наслаждение будет сильнее. Во-вторых, человек должен приложить усилия, чтобы не было стыдно получать незаработанное. Наконец, чтобы понять, насколько он нуждается в помощи сыше (см. Шамати 1.
Понятие «Шхина в изгнании»)
Таким образом, область концентрации Каббалы - это желания и усилия, направленные на их осуществление и преодоление, а также их мотивация. Что касается ощущений и органов чувств, то в переводах, помещенных на этом сайте, говорится и об этом. По поводу органов чувств рабби Барух Ашлаг пишет, что это сосуды, данные человеку свыше, но ими все равно управляют желания. Например, когда человек хочет спать, он не пользуется органами зрения. Еще более интересные вещи говорятся об ощущениях. В статье
«Дарование Торы», пп. 9 - 10 объясняется, что такое удовольствия и страдания. В
Предисловии к книге Зоар, пп. 34 - 39, подчеркивается, насколько важно для духовного продвижения обрести ощущение другой особи, а в заключительной части комментариев рава Готлиба к
п. 3 статьи «Дарование Торы» на примерах демонстрируется, каким образом Тора и заповеди помогают обрести это ощущение. Наконец, отвечу на вопрос о том, откуда у Творца Свет сверх всего Света, который Он дает творению. Свет Творца светит всегда одинаково: «Я. Г-сподь, не изменился» (Малахи 3, 6). Ощущение, что это Свет сверх всего Света творения, присуще получающему.