Август 2020. Алтай. Аккемский ледник, озеро Духов, Семь озер

Jan 27, 2021 13:20

Еще пару дней я продолжаю ходить в окрестностях Аккемского озера и искать живописные виды, да наслаждаться прекрасной алтайской природой. Ледники, белоснежные вершины гор, озера, звери, разноцветная тундра, туман - все, как я люблю. Поехали...

Ночью плохо спал, постонно рядом ржали лошади. Зато утром настроение было отличным, стоило лишь выйти из палатки. Варить кофе в турке с видом на Аккемскую стену - бесценно. Погода отличная, поэтому надолго в лагере я не задерживаюсь.
Первая радиалка - на Аккемский ледник. Путь лежит вдоль берега озера

Водопад Реки Ак-Оюк, берущей начало на одноименном леднике

Переправы через Аккем

За мостом начинается курумная перемычка, а за ней еще одно небольшое верхнее озеро

У одинокого дерева еще совсем недавно стояла часовня архангела Михаила, самый высокогорный храм России (2100). Сгорела в начале этого года. По непроверенной информации, была подожжена каким-то очередным сатанистом. Очень жаль церквушку. Хотя место здесь совсем не православное, но ее смысл здесь был совсем другим - память о всех погибших в этих горах, своеобразный храм-памятник. Постройка начиналась на средства друзей погибших, и со временем не одна печальная книга внутри заполнилась именами. Храм может быть и восстановят, а вот книги уже не вернешь, как и тех, кто ушел. Сейчас от часовни не осталось и следа

Неподалеку еще камень с памятными табличками

Еще одна пародия на вавилон

Вблизи Аккемской стены еще отчетливее видятся какие-то образы на ней

Река то собирается в узком ущелье, то расходится на множество мутных потоков на выровненных ледником площадках. Не так давно ледник доходил сюда, но в последнее время сильно отступил, а вода размыла дамбу и ушла вниз

Плювиограф или осадкомер для измерения количества осадков

Здесь начинается бурная горная река Аккем. Ледник меня в итоге немного разочаровал, я представлял его голубым и красиво сползающим с гор, как какой-нибудь Briksdalbreen в Норвегии. А на деле он грязный и сильно покрыт осадочными породами. Возможно, стоило пройти чуть дальше, но ходить по угрожающе потрескивающему льду - удовольствие то еще, даже с палкой

Западная вершина Белухи кажется совсем близкой

Спустившись с ледника, я попивал чай в долине реки, и раздумывал идти ли через перевал к озеру Духов или отправиться сразу на Семь озер, а завтра штурмовать Кара-Тюрек. Тут меня кто-то окликнул по имени, и это было так неожиданно, что я вздрогнул. Оказалось - ребята, с которыми я забрасывался сюда, по крайней мере их адекватная часть: два парня, и две девушки. Поговорили, девушки тоже хотели на озеро, парни же, как я понял, хотели в лагерь к еде и алкашке). Выдвинулись все вместе. Я после отдыха резко взлетел вверх. Ребята же в итоге прошли недалеко и повернули назад.

Начальный набор высоты достаточно резкий и продолжительный, минут на двадцать-тридцать неспеша

Зато преодолев курум, начинается разноцветная осенняя горная тундра, которую я просто обожаю

Камень с трещиной

Перед озером еще один крутой набор, там встретил последнюю возвращающуюся группу, которая поведала мне, что в озере приятно искупаться и рекомендовала загадать желание

А вот и само озеро Горных Духов (Дены-Дерь, ойрот.),  удивительно красивое и спокойное. Расположено довольно высоко (2501). Не могу не упомянуть связанную с ним классическую алтайскую легенду с грустным концом А еще именно оно изображено на одноименном полотне Чорос-Гуркина. А картина в свою очередь вдохновила фантаста Ивана Ефремова на фантастический рассказ. Хотя я изначально думал, что название туристическое и дано поклонниками творчества Ефремоваа, а оказалось наоборот.

Провожу здесь в одиночестве кучу времени. Сначала омываю лицо и руки, а потом и у меня возникает непреодолимое желание искупаться. Купальных принадлежностей у меня с собой нет, но перед закатом сюда уже вряд ли кто-то придет, а горные духи видели и не такое) Поэтому, пользуясь одиночным пребыванием здесь, сбрасываю одежду, а потом с наслаждением греюсь и высыхаю под солнечными лучами. Желание тоже загадал, что со мной бывает крайне редко, я не особо верю, что это работает. Постарался не потратить его впустую...

По пути обратно, чувствую на себе пристальные взгляды, и оглядевшись замечаю, что меня с интересом разглядывают. Впрочем, выдержки козлов хватает ненадолго и стадо бегом устремляется прочь

Возвращаюсь к стоянке у озера уже на закате. По долине растекается дым от костров, а по воздуху - удивительное спокойствие

Куда не бросишь взгляд, почти все выглядит как картина Рериха. Я уже обжился здесь, но все равно иногда проскакивает какое-то ощущение иррациональности, как будто это все не наяву со мной происходит

Утром следующего дня небо хмурится, а мне предстоит выход на Семь озер.
Тропа начинается совсем недалеко от моей стоянки, сразу за камнем с человеком-мотыльком. Подъем по крутой, но натоптанной тысячами ног и совсем несложной тропе

Структура Аккемского озера сверху

За подъемом начинается тундра с неплохим видом на горный массив. В этой висячей горной долине, на разных высотах расположены семь небольших горных озер

Часть ледника на горе Ак-Оюк (Белая Ложбина). Ледник дает начало реке, спадающей водопадом к Аккемскому озеру

Гора Ярлу с характерной вершиной по другую сторону Аккемского озера

Водопады

Когда подошел к первому из озер, начался сильный дождь. Группы почти бегом отступают вниз, к лагерям.
Мне же уходить, толком ничего не увидев, совсем не хочется.
- Надеетесь на лучшее? ,- спрашивает меня с иронией уходящий турист
- Нет, думаю, что хуже уже не будет ,- мрачно озвучиваю я ему свою жизненную позицию

Я очень люблю одиночные прогулки в тумане среди гор. Тем не менее, погода менялась только в худшую сторону. Дождь лил из опустившихся облаков сплошной стеной, дул пронзительный ветер, сильно мерзли пальцы рук. Фотографировать стало почти невозможно

Я приуныл, хоть я стараюсь находить свои прелести в любой погоде, но наслаждаться жизнью в такой обстановке достаточно сложно. Попросил долину позволить мне взглянуть на озера. Поорал матом. Ничего не помогало, дождь неумолимо продолжал свое мокрое дело. Тогда я решил поесть, хотя бы для тепла и энергии. Спрятаться было негде, поэтому я достал сушеное мясо, шоколад и термос с чай и с полным спокойствием принялся за трапезу прямо под струями дождя. И о чудо, через пару минут дождь затих и выглянуло солнце! Хотя до этого все было затянуто пеленой туч. Еда всегда помогает улучшить ситуацию и взглянуть на мир позитивно)

Нора сурка

А вот и он сам вдалеке

Провел в долине почти весь остаток дня, наслаждаясь в одиночестве прекрасными озерами и безумной игрой красок под солнцем. Плохая погода утром - совсем небольшая плата за то, чтобы разогнать всех шумных туристов. Обошел несколько раз все семь озер, некоторые из которых соединены ручьями. Все озера разного цвета: бирюзовое, голубое, темное...Оттенки постоянно меняются в зависимости от освещения

Только когда облака поднялись, я заметил, что ледник на Ак-Оюк имеет вполне четкие очертания старика азиатской внешности. Может быть сам Ульгень смотрит на меня с Белой горы?

-Тебе еще столько предстоит узнать, сынок щенок

Спускаясь к Аккему, я оглядываюсь - облака снова сомкнулись над долиной. Пока дошел до лагеря начался дождь такой силы, что я даже ужин перенес в палатку. Начал слегка переживать за завтрашний переход через Кара-Тюрек.

Все фото, сделанные за пару дней, описанных в отчете по ссылкам: