(no subject)

May 30, 2010 23:41

Русские видят мир

«Именно проблема сохранения культурного наследия, культуры, как таковой, во все времена служившей воспитательной силой общества, стала главной задачей современности, отметил учёный. Он акцентировал внимание на мировом значении русской культуры как пути к общей правде, берущего начало ещё в XI веке - с митрополита Иллариона, который понимал принятие христианства как возможность приобщения к общезначимой истине. Эта же тема звучала в работах философов-декабри-стов, Толстого, Достоевского, в произведениях Шолохова. Не случайно центральный орган коммунистов ещё до революции был назван «Правдой». Отличительной особенностью русской мысли является вечный поиск общей Правды. «Всечеловечностью» называл это стремление к правде Ф.М. Достоевский. Русская культура не вступает в противоречие с другими культурами. Она предполагает развитие своих национальных начал не в столкновении или вытеснении других культур, а в сплочении, сохранении в каждой ее неповторимости. Русская культура, всечеловечная по своей природе, сближает и объединяет народы. Она сказалась в музыке Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина.

«Русские видят мир»,- говорил казахский классик Абай Кунанбаев, обосновывая этим союз своей национальной культуры с русской.

П.В. Палиевский подчеркнул, что мощный толчок развитию русской культуры был дан в советский период. С первых шагов Советской власти нашей страной были отвергнуты претензии сторонников авангардизма на главенство в культуре и объявлено целью освоение «всех тех богатств, которые выработало человечество». В движение включились все силы и умы, осознавшие необходимость сохранения культурной преемственности; за это ратовали Горький, Блок, Художественный, Большой, Малый и другие театры. С начала 30-х годов русская культура стала основной стратегической линией развития государственности СССР. Была восстановлена преемственность русской истории, осуждено глумление над ней. Чрезвычайной важности поворотом, невозможным в досоветские времена, стало сближение народной и классической культур. Это привело к духовному подъему и появлению таких деятелей нового мирового уровня, рядом с которыми «героев» нынешнего «возвращения в мировую цивилизацию» невозможно даже поминать.

Намерение сломить и разрушить это развитие предпринято в наше время при новой фазе империализма, получившей современное название «глобализм». Глобализм как орудие всемирного разрушения подменяет культуру потреблением и наживой, национальное развитие - слепыми столкновениями национализмов, играющими на руку тому же глобализму. Человек низводится до уровня «цивилизованного животного». Особенно раздражает глобалистов русская культура, которая ставит во главу угла духовные ценности, противостоит нравственному распаду. Поэтому она и подвергается яростным атакам. Тотальное исключение из нашей жизни за последнее двадцатилетие национальной музыкальной традиции, отсутствие на радио и телевидении выступлений народных хоровых коллективов, неповторимых голосов исполнителей народной песни нельзя не оценивать как опыт «духовного геноцида, шоковой терапии народной души».

По мнению ученого, необходимо остановить дальнейший развал, вывести культурный процесс из коммерческой сферы, добиваться от руководства страны конструктивной политики в области культуры, хотя в нынешних условиях сделать это трудно, так как, согласно 13-й статье 1-й главы Конституции РФ, в стране исключается любая идеология, кроме «либерально-рыночной».

В завершение своего выступления П.В. Палиевский повторил ставшие крылатыми слова: «Состояние культуры в стране является вопросом национальной безопасности».

http://www.newsland.ru/News/Detail/id/499499/

русская метапоэтика, Палиевский, историософия

Previous post Next post
Up