Большое Крымское велопутешествие 2019. Часть 4.

Dec 07, 2019 12:35

  День 10. Гора Ай-Петри.



  Гора Ай-Петри - это самая высокая точка в Крыму, куда можно заехать на велосипеде по асфальту. Дорога туда ведёт живописная и сама по себе является достопримечательностью. Если считать от съезда с ЮБШ и до самого верха, получается ~19 км. и почти всё время едешь в горочку! Уклон в пике не большой, но набор высоты около километра. По пути встречается бесконечное количество крутых виражей и закрытых поворотов. Качество асфальта фиговое, но виды открываются классные. Ехал спокойно, не торопился, поэтому на подъём затратил ~1:40 ходового времени.





  По ходу движения можно увидеть ещё две достопримечательности: Водопад Учан-Су и "серебрянную беседку". В прошлый раз, когда ездил по Крыму, не стал посещать водопад, поскольку стоял жаркий июнь и длительное время не было осадков. По-слухам, что-то там капало со скалы, но водопадом это назвать язык не поворачивался. В начале мая он выглядит гораздо интереснее! Лучше, конечно, побывать там ещё раньше, в период активного таяния снега, но и так не плохо. Жаль, народ толпился, не протолкнуться. И какая-то труба сбоку пролегает, напрочь портит кадр. А ещё, на входе посетителей донимали парень с обезьянкой и девушка с шиншиллой. Очень навязчиво втуливали услугу сфоткаться с зверьками. Сам водопад бесплатный для посещения.




  "Серебряная беседка" - это строение белого цвета, в зимний период покрывается инеем и, якобы, выглядит серебряным. Внутрь попасть оказалось проблематично из-за обилия желающих сфоткаться у ограждения. Преимущественно, девушки, поэтому растолкать всех локтями и пройти, сделав морду кирпичиком, не решился. Да и не стоит оно того. Тупо отошел на несколько шагов в сторону и от туда, тоже, открываются хорошие виды на Ялту.





  Через Ай-Петри пролегает старая асфальтированная дорога под названием Бахчисарайское шоссе, а с обратной стороны плато расположен ещё один серпантин, протяженностью почти 20 км. На тот момент в планах не значилось следовать по этому маршруту и просто двинул в сторону "зубцов" Ай-Петри. Высота которых, в пике, 1234 метра над уровнем моря.



  В 2017 году, буквально на моих глазах, шло разрушение коммерческих построек вблизи этого места. До этого там стоял буквально целый посёлок из каких-то разношерстных кафешек, ресторанчиков, забегаловок, магазинчиков и тому подобного. Сейчас, тупо, автомобильная парковка на этом месте расположена и рядом несколько торговых лавочек. Красотень! Осталось лишь капитальное строение канатной дороги, где расположено кафе и, собственно, всё.





  Между тем, навязывание услуг осталось без изменений. Кони, ослики, верблюды, квадроциклы, мотоциклы.. разве что проката велосипедов, почему-то, нет. Бедные туристы, не успевают сойти с фуникулёра, как их обступают со всех сторон и, словно чайки, начинают наперебой предлагать всяко разно. Мне, почему-то, ни чего не предлагали. Видимо, отпугивал людей свой яркой одеждой :)



  В прошлый раз ещё застал момент, когда за проход к зубцам Ай-Петри брали символическую плату. Правда, тогда за тропинкой следили, облагораживали. В 2019 денег не взимают, но и тропинки, как таковой, уже нет. Может позже её разметили и привели в порядок, не знаю. Идти, кстати, не просто и лучше без велосипеда. Ни подняться, ни спуститься на нём всё равно не получиться. Поверхность покрыта камнями, отшлифованными до блеска тысячами башмаков. Народа просто тьма и это напоминало какое-то паломничество. Ведь в действительности, зубцы Ай-Петри - одно из самых впечатляющих мест Крыма, куда можно добраться относительно легко. Виды с края обрыва открываются потрясающие!





  Там есть два аттракциона невиданной смелости - подвесной мост и "тарзанка". Пройти по лесенке над обрывом стоит 500 р. Скатиться с ветерком по тросу над деревьями обойдётся в 1000. И там и там можно было наблюдать нескончаемые очереди желающих. По лесенке ходят долго, а вот скатываются буквально секунд за 20-30. При этом слышался характерный звук, как будто какой-то самолет проносится над головой. Ну и восторженные крики стояли те ещё! По причинам, описанным ещё в первой части, я себе позволить не мог ни того, ни другого. Но даже посмотреть на эмоции людей, это, тоже, прикольно.







  Ай-Петри, как и практически вся горная часть Крыма, это просто клондайк для любителей пеших походов. Можно подобрать маршрут на любой вкус, разной сложности и продолжительности. Чуть хуже дела обстоят с велосипедом. Дорожки есть, но не по всем можно проехать с комфортом. Тем более, встречается много заповедников. Однако, работников соответствующего ведомства так и не встретил, поэтому решил съехать с асфальта на поиски так называемого "чайного домика".





  Представлял себе некое строение, где-нить в черте леса, предназначенное для туристов. Как оказалось, домик этот расположен аж в 14 км. от асфальта, если считать в одну сторону. Дорожка туда ведёт та ещё. Укатанной земли мало, в основном поверхность каменистая. В итоге оказалось, что домик этот ни что иное как охотничий кордон. Было обидно. Зато посмотрел природу Крыма вдали от основных туристических маршрутов.





  А ещё на Ай-Петри я нашел снег! Для большинства местных это в диковинку, ведь минусовая температура в Крыму наблюдается преимущественно в горах и многие его вообще не видят. И пофиг, что дневная температура в апреле может превышать +20 на солнышке, тает очень медленно. Да и вообще, лето на Ай-Петри не торопиться, это было видно по тамошней природе. Много серости, в то время, как везде уже активно произрастала зелень и цвели растения.



  В Ялте мне сказочно повезло. Одну ночь провёл в хостеле, в компании двух соседей, а на следующие две представилась возможность остановиться у своего подписчика и, по совместительству, коллеги по педальному цеху, Романа. Встретил меня как князь Голицын Николая второго. Не в том смысле, что я себя причисляю к царской семье, а в том, что по высшему разряду. Покатал на машине по Ялте, оплатил билет в ботанический сад, предоставил уютнейшее местечко для ночлега. Его супруга, Оля, кормила всякими домашними вкусностями, ещё и в дорогу котомку собирала. Наконец-то отведал хорошего Крымского вина! Вкусное, зараза! В общем, выражаю благодарность чете Гончарик за теплый приём и гостеприимство.




  День 11. Ялта - Балаклава.



  Следующей локацией стала Балаклава. От Ялты туда можно проехать по ЮБШ, либо по старому Севастопольскому шоссе, через перевал Байдарские ворота. Выбор пал на второй вариант. Да, дорожка по качеству не важная, но там практически полностью отсутствует автомобильный трафик и встречается населённый пункт прям по пути. Нужно знать, где съезжать на эту дорогу с трассы. Нет никаких указателей и я сначала свернул вообще не там. Потом вернулся, но проехал нужный поворот и снова пришлось накручивать лишние километры. Короче, отворот находится в районе Алупки, точнее нужно смотреть по карте. Есть еще один - в районе Фороса, вероятно там и указатель имеется.

Сначала дорожка ни чем не примечательна. Но потом, когда вплотную приближается к отвесным скалам, виды открываются просто потрясающие. В местах, где некогда случался оползень, уложили хороший асфальт и ехать там очень приятно. Уклон почти везде не большой, но изредка встречаются так называемые "торчки" - непродолжительные участки с большим укллном. Ближе к перевалу начинается серпантин и там протяженность подъёма заметно увеличивается. Где-то через 25 км. после съезда с ЮБШ расположен храм, а ещё через километр с небольшим можно увидеть те самые Байдарские ворота, но проехать через арку реально только если двигаться со стороны Севастополя.









  После перевала начинается затяжной спуск. Дорога пролегает через несколько посёлочков и там уже смотреть особо не чего. Затем нужно преодолеть непродолжительный подъём, выполненный в виде серпантина, а далее до выезда на трассу рукой подать. В общем, если считать от съезда на старое шоссе в районе Алупки и до возвращения на новое, то получается чуть менее 40 км. Участок, определённо, заслуживает внимания и есть смысл проехать там на велосипеде. Кстати, велосипедистов встречал много. По одному, парами и небольшими группами. Налегке, навьюченные поклажей, но все ехали на МТБ, шоссейных велосипедов на глаза, почему-то, не попадалось. Видимо, сказывается тамошний рельеф.



  При смене локации первоочередным является вопрос жилья. После заезда в Балаклаву оказалось, что стандартная схема поиска снова не работает. Частный сектор есть, дома большие, похожие на гостевые, имеются, но объявлений нет. Открыл программу Maps.me, но там всего несколько вариантов отображалось и те, в основном, гостиницы. Думал уже выезжать из города и смотреть в сторону окраин Севастополя, как натолкнулся на один домик. Сверху полноценные номера, а снизу хостел на 20 с лишним койкомест. Как оказалось, он подготовлен не полностью и я стал там самым первым посетителем. За что получил скидку 50 р. и вместо 500 р./сутки заплатил меньше.





  Следующим после жилья, как обычно, стоял вопрос питания. Продуктовых магазинов в Балаклаве полно, но хотелось хоть разок в сутки хавать нормальной пищи. Рядом с хостелом надыбал кафешку, называется Погребок. Простой комплексный обед обошелся в 300 р. Не самый дешевый вариант, но кормят вкусно и порции приличные, обильно сдобренные зеленью.





  День 12. Севастополь и окрестности.



  Следующий день посвятил Севастополю, благо, от Балаклавы ехать не далеко. По прошлому велопутешествию провёл в городе одну ночь и ничего толком запомнить не успел. Приехал тогда вечером, а утром как ошпаренный выехал и желания туда возвращаться уже не возникало. Слишком много машин, сложные развязки, круговые перекрёстки и т.д. В общем, велосипедисту там ездить, как минимум, не комфортно. А согласно ПДД, так и вообще,  много где запрещено. В этот раз старался далеко не заезжать. Утром метнулся кабанчиком посмотреть 35 береговую батарею, потом сгонял в Херсонес, а в завершении посетил мыс Фиолент.

35 береговая артиллерийская батарея оставила не однозначные впечатления. Расписывать подробно не стану, но если кратко, то грустно, печально, трагично. Фоткать там запрещено, поэтому кадров почти нет. Лучше побывать в живую, тем более, что экскурсии бесплатные. Пропускная способность 750 человек в день. Длительность где-то полтора часа, заводят буквально каждые 20 минут. Билеты выдаются день в день, но можно попробовать заказать он-лайн заранее. Правда, их там всего 50 в день и, как правило, всё занято на несколько дней вперёд. Я приехал после 10, но ближайшее свободное место оказалось на 14 часов. Просил дать билет на следующий день - отказали. Уже хотел расстроиться, но кассир вытащила билетик из какой-то хитрой стопочки и сказала "догоняйте группу". Догнал, послушал вводную часть, а когда заходили в бункер, оказалось, что моя группа уже как 20 минут под землёй, а я пристроился к следующей. Пришлось снова бежать и за счёт этого пропустил немного истории. Кстати, внутри прохладно, нужно брать что-то теплое. Я заскочил распаренный и потом мёрз. Внутри всё выглядит эпично и атмосферно, а вот снаружи интересного мало. Немного военной техники, но всё как-то жиденько и размазано, фоткать особо не чего.




  После батареи поехал смотреть Херсонеское городище. Вместо этого увидел толпы народа около кассы. По прикидкам, стоять предстояло минимум пол часа и, опять же, негде спрятать велосипед. Мысленно послал этот Херсонес куда подальше. Организаторы музея просто паразиты! Такое количество людей, а они не могли нормально кассовый узел организовать. Тем более, посещение хоть и не дорогое, но не бесплатное ведь. Короче, зря страдал в потоке машин, пока добирался. Мало того, потратил на это направление очень много времени и сил.





  Последней достопримечательностью дня стал мыс Фиолент. Дорожка туда ведёт не важная. Асфальт уставший, проезжая часть узкая. Приходилось иногда пропускать крупные машины, съезжая на обочину. Там словил проволочку и второй раз в этом путешествии пробил колесо. Оказалось, в том районе можно снять не дорогое жильё. Встречалось много объявлений, в том числе и совсем бюджетные - 250-300 р. с человека за сутки. Сам мыс мне понравился. Место колоритное, но не успел толком сориентироваться на местности для выбора оптимального ракурса, как накрыло облаком тумана и хороший свет исчез.





  Несомненно, в Севастополе и его окрестностях много различных достопримечательностей и есть, на что посмотреть. Однако, как уже упоминалось ранее, ездить там на велосипеде не просто. Для подобного мероприятия лучше подойдёт какой-нибудь моторизованный вид транспорта и даже в этом случае можно зависнуть там на несколько дней. Так что пришлось возвращаться в свою ночлежку.

День 13. Балаклава и окрестности.



  Балаклава - относительно небольшой город. Попасть в него можно двумя основными направлениями, которые сходятся в центре в виде буквы V и, в дальнейшем, дорога выводит на набережную. Характерной особенностью которой можно назвать большое количество различного рода яхт, катеров, лодок и другого плавательного, или, говоря морским языком, ходящего по воде транспорта.




  Балаклавская бухта по праву считается одной из самых красивейших гаваней Крымского полуострова. Узкий, извилистый вход, обрамлённый скалистыми мысами, а вокруг горы. Скрытая от глаз и от штормов, бухта издавна являлась лакомым кусочком для многих народностей.





  Окрестности весьма живописные, но всё самое интересное, на мой взгляд, расположено с левой стороны бухты (если смотреть с суши). По привычке, выехал пораньше, дабы застать прохладу и отсутствие в кадре рук, ног, голов и других частей тела многочисленных туристов. По аналогии с прошлым путешествием, так и не понял, как правильно выбраться на дороги, ведущие по холмам. Да, каюсь, тогда я зарекался ездить там на велосипеде, но по другому, наверное, никак. Обойти всё пешком за день весьма затруднительно.




  Начал с "бочки смерти" и других фортификационных сооружений южного форта рядом с ней. Напомню, в Великую Отечественную в округе Балаклавы велись ожесточенные бои по обороне Севастополя. Там куда ни глянь, везде места трагической славы. Очень печалит тот факт, что некоторые поросята при этом мусорят и оставляют быдло-надписи где только можно.





  Местные жители посоветовали посетить некогда суперсекретный "объект 100". Вырубленный в скале комплекс подземных строений, предназначался в Советские годы для защиты побережья от кораблей предполагаемого противника. Комплектовался двумя пусковыми установками по две крылатые ракеты каждая. Во времена развала Советского союза был заброшен, а после подчистую разграблен мородёрами. Я специально взял с собой фонарик и могу сказать, что зрелище впечатляет. Особенно если изначально не предполагаешь, насколько эпично там всё выглядит и ходишь в темноте один! Так и кажется, что кровосос выскочит из тёмного прохода. Любители серии компьютерных игр С.Т.А.Л.К.Е.Р. меня поймут ;)









  Следующим объектом оборонительного характера осмотрел гору со шпилями. Издали и не скажешь, что там есть что-то подобное, но при ближайшем рассмотрении видно, что она изрыта своеобразными траншеями, облицованными камнем. Глубина и ширина которых намекают на линию обороны, но не понятно, как это выглядело на практике. Мало того, нашел хитрый тоннель под горой, с одной стороны которого видны мощные укрепления, а с обратной, видимо, стояла какая-то бронебашня или ДОТ.





  Пожалуй, самой модной достопримечательностью Балаклавы можно назвать Генуэзскую крепость Чембало, расположенную на мысе, прям на входе в бухту. Ну, как крепость, скорее её фрагменты. Осталась стена и пара полуразрушенных башен, одна из которых давным давно на реставрации, огорожена забором и внутрь не попасть. Зато виды с этого места открываются замечательные. И на город, и на побережье. Не даром его выбрали для возведения оборонительных сооружений, далеко всё просматривается. Вход бесплатный.





  Осмотр достопримечательностей завершил посещением бывшей секретной базы подводных лодок, скрытой от глаз в недрах горы Таврос. Цена билета на пешую экскурсию составила 300 р., а есть ещё водная, но она дороже. В общем, народ запускают каждый час, длительность полтора часа. Как и в случае с Судакской крепостью, велосипед там оставить негде. На вопрос, что делать, получил ответ "это ваши проблемы". Пришлось приковывать его к оградке набережной в некотором отдалении. На входе бегло и, скорее, для вида досматривают вещи. Поскольку объект хоть и музейный, но относится к министерству обороны, а там эта дурость практикуется как нигде, по себе знаю.





   Потом заводят в большие, длинные коридоры и начинают загонять всякую дичь. Не знаю, на мой взгляд слишком много технической информации. Классы подводных лодок, их тип и модели мало кого интересуют. Кому любопытно, тот и так знает. В общем, экскурсовод много водички лил, дабы растянуть время. Экскурсию можно было смело сократить раза в два по продолжительности, либо добавить больше интересной информации. Но виды внутри эпичные, правда, без подводных лодок. Нужно обладать некоторым воображением, что бы представлять, как там всё происходило в реале.









  На этом моё пребывание в Балаклаве закончилось и далее состоялся следующий переход. Жалею, что не попал на какие-то там модные пляжи, расположенные за городом, на побережье. Пытался проехать туда на лисапеде, но не получилось, слишком опасно. Так же, не лишним было сходить на мыс Айя, но для этого нужно выделять целый день, а то и с ночёвкой, для полноты погружения. Вообще, в Балаклаве начинается так называемая "большая Севастопольская тропа", протяженностью 130 км., так что ходить там можно долго. В целом, город мне понравился, как и его окрестности.





Полный архив фотографий, в хорошем качестве.

Часть пятая.

Оглавление.

Велозаезд, Севастополь, Старое Севастопольское шоссе, Серебряная беседка, Велопоход, Велопутешествие, Мыс Фиолент, Водопад Учан-Су, Велопоездка, Ай-Петри, Балаклава, Крым, Байдарские ворота, Велосипед

Previous post Next post
Up