Проходил недавно плановую комиссию. В кабинете ЭКГ обнаружил хоть и древний, но всё ещё исправный велоэргометр. Договорился с врачами проверить сердце под нагрузкой. Наивно полагал, что таким образом можно определить на каком пульсе наступает дефект диастолы, дабы в дальнейшем, во избежании всяких нехороших последствий, не превышать его. Вообще, для подобных целей лучше подойдёт современная спортивная лаборатория, где можно определить пороги, МПК, МАМ и т.д. Но в нашем захолустье такого технического прогресса ждать не приходится. Ну да ладно, возвращаюсь к сути.
Так вот, в назначенное время пришел в больничку. Нацепили датчики, посадили на лисапед. Как оказалось, этот допотопный агрегат не так просто освоить. В том плане, что в момент изменения мощности нужно было давить на педали с определённой силой, иначе они проворачивались. Начальную нагрузку выставили 75 ватт, каденс аналогичный. Ранее, на тренажере в спортзале,
я тестировал себя на мощностях вплоть до 300 ватт. По-ощущениям, реально плохело на пульсе далеко за 180 и тогда приходилось терпеть. Врач предварительно достала медицинский толмуд и по некоторым параметрам (пол, возраст, степень физической активности) установила, что максимальным пульсом является 171 удар в минуту. Попытки убедить женщину, что это раз плюнуть ни к чему не привели :(
На первой ступеньке крутить педали оказалось ну очень легко. В течении 3 минут рассказывал всякие истории из велосипедной жизни и даже дыхание не участилось. Потом переключились на вторую сложность и повысили мощность до 125 ватт. Опять же, никакой заметной усталости. Покрутил ещё 3 минуты, доктор записала показания на ленту, но мощность, не увеличила. Ещё через минуту стало понятно, почему. Остановили тест с вопросом, типа, "ну как, в глазах не темнеет?". Разумеется, нет, я даже не вспотел ни грамма! Оказывается, по окончанию второй стадии пульс был уже 166, а через минуту повысился до 171. Вот такие дела. Для справки, 125 ватт для меня - это, приблизительно, если ехать на скорости 23 км/ч. по плоскачу на своём МТБ лисапеде. Или подниматься в 7% подъём на скорости 6 км/ч. Как видите, ни чего сложного и назвать подобные нагрузки существенными язык не поворачивается.
Честно говоря, не знаю, как правильно интерпретировать полученные данные. Однозначно могу сказать, что расчёты максимального пульса по каким-то там методикам если и имеют место быть, то для ограниченного круга людей, поскольку всё это сугубо индивидуально. В моём случае пульс 170 далеко не предельный. Я немного вник в вопрос расшифровки ЭКГ и пришел к выводу, что нет там никаких патологий, а доктор просто перестраховалась. Мало того, по кардиограмме видно отсутствие гипертрофии миокарда. Вот
тут немного писал на эту тему. На самом деле, были опасения на сей счёт. Судите сами. Я довольно плотно занимаюсь велотемой уже 8 лет. С каждым годом увеличивается преодолеваемое расстояние и время, проведённое в седле. И это на фоне роста массы тела и велосипеда. Кто знает, какие там, внутри, происходят изменения, но ЭКГ может частично ответить на этот вопрос. В дополнении к этому не лишним будет сделать УЗИ сердца, тогда уж точно станет ясно, что к чему.
Негативным моментом можно было бы назвать довольно долгий период восстановления до исходных параметров (ЧСС 82). Где-то через 5 минут значение снизилось до 100 и дальнейшее уменьшение заняло ещё 15 минут. Однако, возвращаясь к вопросу индивидуальных особенностей, могу уверить, что для моего организма подобное проявление, скорее, норма. С этим, вроде, разобрались, но возникает другой вопрос. Почему при низкой мощности такой высокий пульс? Не поленился и покопался в архиве треков за последние три года. Вырисовывается интересная картина. В начале сезона значение ЧСС повышено ВСЕГДА! Взять, для примера, Даттинский подъём. Уклон там приличный, около 10% на протяжении 400 метров. Так вот, при скорости ~7 км/ч. и прочих равных датчик пульса фиксировал 180 ударов. Если взять тот же участок трассы и посмотреть какой-нибудь трек, датированый окончанием сезона, то при той же скорости пульс не всегда превышает даже 160. Кстати, в разрезе указанных параметров, я должен развивать около 200 ватт на том подъёме.
Очевидно, что вначале сезона аэробные способности организма не так велики как в его окончании. Однако, что же их лимитирует? Почему-то думалось, что причина в состоянии мышц, но сейчас на этот счёт возникли сомнения. Я крутил педали на мощности 125 ватт и закисления не ощущалось. Дыхание при этом нельзя назвать частым или глубоким, что косвенно указывает на отсутствие значимой концентрации углекислого газа и лактата в крови. Выходит, что затык в сердечно-сосудистой-системе, но где именно? Что характерно, давление перед тестом составляло 140/90, а после окончания и последующего отдыха опустилось 120/80, как у космонавта. Так что дело не в сосудах, скорее всего. Есть подозрение, что за несколько месяцев отсутствия аэробных нагрузок скукожилось сердце. За счёт этого сердечный выброс значительно уменьшился и что бы поставить пару литров кислорода активным мышцам, нужно существенно повысить пульс. А может и патология какая имеется, которая исчезает при регулярных нагрузках. В общем, вопрос остаётся открытым..