26.04.19
История одной велопокатушки
Ладожское озеро - Осиновецкий маяк - Разорванное кольцо - Коккорево -
пос. им. Морозова - Петрокрепость - тьма - тьма - тьма
Часть 1 тут. Быстро долетела до мемориала "Разорванное кольцо", установленного на берегу Ладожского озера, в том самом месте, где сухопутный участок Дороги жизни соединяется с водой. Именно тут во время блокады Ленинграда начиналась трасса, проходившая по льду к восточному берегу бухты Петрокрепость. Возвышающиеся в небо железобетонные полуарки символизируют разорванное кольцо блокады, а просвет между ними - Дорогу жизни, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. На бетонном основании под аркой - следы автомобильных протекторов, ведущие по направлению к озеру. Под полуаркой горит вечный огонь, лежат венки и красные гвоздики, и всегда в таких местах хочется помолчать, в тишине, наедине с собой, прочувствовав всем сердцем хранящиеся в этой земле отголоски ужасов войны...
Еду дальше. Много раз проезжая на машине мимо поселка Коккорево со знаменитыми золотистыми пляжами, хотела заглянуть туда, но так и не заглянула. Пришло время поставить галочку в этом пункте: огибаю мемориал и еду вдоль берега Ладоги в Коккорево. Почему-то думала, что пляж довольно близко к памятнику, но нет - проезжаю весь поселок, асфальт переходит в грунтовку, берег Ладоги просвечивает сквозь дома, но он весь в зарослях камышах и совсем не такой, каким я видела его на фотографиях в интернете. Сверяюсь с maps.me - а, пляж дальше! И впрямь, скоро выезжаю к шикарному песчаному пляжу и чистому берегу. Красота! Не знаю, что тут летом творится (судя по следам шин на песке - ничего хорошего), но сейчас людей почти нет, чисто и спокойно. Но все же пляж у ж/д станции Ладожское озеро мне нравится больше.
Пляж в Коккорево
На этих пляжах, наверное, шикарный рассвет, а сейчас солнце быстро уходит за горизонт с другой стороны - за лесом. Надо прибавить скорость, чтобы успеть на электричку на ж/д станции Петрокрепость - у меня их в запасе две: предпоследняя в 21:20 и последняя в 22:19. Выбираюсь на шоссе по какой-то другой грунтовке, довольно разбитой и пыльной, мимо коттеджного поселка со сплошным заборами выше человеческого роста, и вот уже вскоре несусь в направлении поселка им. Морозова.
Трасса тут еще шире, чем предыдущая, сплошной полосы нет, места навалом, но и машин побольше. Так что можно за тренировку уже засчитать. Еду снова по правому краю, по большей части по белой линии.
Опережающие меня машины даже почти не сторонятся, места хватает вполне комфортно проехать и без выезда на встречку, хотя некоторые, впрочем, выезжают: кто частично, кто и вовсе целиком. Таким вслед шлю мысленное "спасибо" и лучи добра, но радуюсь недолго... Слышу очередную догоняющую меня машину, которая, почти поравнявшись, вдруг взвывает истеричным сигналом и прижимается ко мне практически вплотную, чуть не зацепив: я почти почувствовала легкий толчок в ногу. Не зацепили, иначе бы я тут сейчас не писала, наверное, этот текст, но столкновение было на грани. И я почему-то снова не ощутила страха, только шок: зачем?! Вот что в голове у отморозков, которые так ведут себя на пустом шоссе?? При этом видно же, что едет девушка, вся в розовом, ну и кем надо быть, чтобы пытаться сбить на дороге девушку - ну ладно, напугать, - а если я от страха или неожиданности упаду им под колеса? Я, конечно, не имею в виду, что девушек сбивать нельзя, а парней можно, но во-первых, девушку легче напугать, во-вторых, если за рулем мужчина, то какое же ничтожество это должно быть? Вот от чего страшно. Страшно, что я живу на одной планете с такими уродами. А вы сталкивались с подобным отношением водителей на дороге? Как-то реагировали, что чувствовали, как относиться к такому? Вот странно: за девять дней моего первого велопутешествия по Карелии я не столкнулась с подобным отношением ни разу - все старательно объезжали, некоторые не очень старательно, но объезжали, да и трасса Сортавала местами куда как покруче и поуже будет, но с подобным мудачеством я там не сталкивалась. А тут уже двое за такой короткий промежуток времени - тут оно какое-то местное, или это весеннее обострение у кретинов?
В поселок имени Морозова приезжаю уже после заката. Долго плутаю вокруг домов в поисках дороги на пляж - навигатор завел меня в частные заборы и в тупик. Выезжаю на пляж уже в сумерках. И тут принимаю первое неправильное решение: до предпоследней электрички остается десять минут, и я еще могу на нее успеть, но ведь я еще хотела посмотреть на Крепость Орешек с причала. Поэтому решаю не торопиться и поехать на последней электричке в 22:19.
А пока гуляю по темнеющему пляжу.
Пляж
Крепость Орешек
Захожу на причал посмотреть расписание и стоимость переправы на остров - возможно, пригодится, если мы с Даней не передумаем участвовать в Петровском гребном марафоне в начале июня. Пока мы на него собираемся, но я еще немного в сомнении насчет этого мероприятия - 70 километров за один день на байдарке по Неве от Крепости Орешек до Петропавловки - это какой-то запредельный для меня километраж, ранее я проходила максимум 65 за два дня по Вуоксе, и то потом разваливалась на запчасти. Решим после майских праздников, а пока информация, если кому нужна: навигация открывается в мае, закрывается в октябре; время работы: 10-18 будни, 10-19 выходные дни летом; 10-17 будни, 10-18 выходные дни осенью. Теплоход курсирует каждые 15-30 минут, стоимость проезда в обе стороны 300 руб. взрослый, 150 руб. школьный, дошкольникам бесплатно.
Погуляв по пляжу с видом на Орешек, еду к ж/д станции. Раньше я тут никогда не была и теперь жалею, что приехала уже в темноте: вокзал станции Петрокрепость очень симпатичный. Станция закрыта, освещения почти нет, поэтому фотографировать не стала, вот фото из интернета.
Здание вокзала
Рядом со станцией одна платформа, пара скамеек, небольшой навес. С легким волнением проверила расписание электричек на платформе: все в порядке, ежедневная электричка в 22:19 на Питер действительно есть, никаких отмен нет, значит, все ок. Смущает только тот факт, что на платформе я совсем одна. Да и вообще совсем одна: за последние полчаса катания по поселку я не увидела ни одного человека. Ну да ладно, зачем мне люди, сажусь на скамейку, допиваю чай из термоса, начинаю мерзнуть, жду электричку. И ровно в 22:19, может быть минутой раньше, она прибывает. Я радуюсь, заскакиваю в совершенно пустой вагон, пытаясь согреться - не получается, вагон не отапливается - и жду контролеров, чтобы купить билет до вокзала. Никого. Ну, думаю, ладно, время позднее, направление не самое популярное, пофиг. И это было второе неправильное решение, но я об этом еще не знаю. И ныряю в интернет.
Пустой вагон последней электрички
Еду себе, еду, контролеры так и не приходят, объявляют какие-то станции, названия которых мне ни о чем не говорят - эту ветку я совсем не знаю, сижу, листаю интернет, переписываюсь в WhatsApp, и тут вдруг слышу: "Платформа 37ой километр, следующая остановка конечная - Невская Дубровка...."!!! Что??? У меня внутри все рухнуло: как Невская Дубровка??!? Почему Невская Дубровка??! А-а-а-аааа!!! В панике я вскакиваю с места. Что делать, куда бежать, какого хрена Невская Дубровка-то?! И главное, что название Невская Дубровка мне как раз говорит очень даже многое!
Невская Дубровка - место для меня эпичное в велосипедном смысле. Даже переломное. Однажды я тут уже была. Дело было год назад: именно тогда, купив новенький велосипед, сев на него впервые с детских лет и проехав пару кругов вокруг дома, я беспечно вписалась в дружескую загородную велопокатушку в формате "для начинающих". И офигела. Проехав в тот день в общей сложности 70 километров, не умея еще переключать скорости, по всем горкам ползя на одной и той же скорости 2-7, которую мне поставили в магазине, разбив коленку, свалившись на шоссе, я чуть не сдохла окончательно и бесповоротно, и последние два километра ползла домой пешком, волоча за собой велосипед. А маршрут наш - максимально живописный - проходил грунтами, пролесками, полевыми дорожками и изредка неоживленными шоссе - как раз от пересечения Дальневосточного проспекта и Народной улицы через Невский лесопарк к этой самой Невской Дубровке. С тех пор иначе как без нервного тика я это название вспоминать не могу: впечатления оказались наисильнейшими, последующие два дня я лежала пластом на диване, чувствуя себя так, словно меня танк переехал. Но, тем не менее, меня это уже не спасло, и велосипедной маньяческой болезнью я все-таки заразилась. И вот привет, Невская Дубровка, я снова тут, на этот раз одна, с велосипедом в обнимку, в одиннадцать часов ночи, в темноте и без всякой надежды на хоть какой-нибудь транспорт до Питера. Приехали!
В минуты стресса фантазия выдает самые разнообразные варианты решения проблемы, вплоть до фантастических. За одну секунду я перебрала в уме несколько: напроситься к какому-то нибудь дальнобойщику в фуру проехать автостопом до Питера (никогда не ездила автостопом), забронировать на букинге номер в каком угодно хостеле/гостинице где-нибудь поблизости и утром поехать домой на электричке (я даже нашла такой номер в Кировске, всего в пяти километрах от Невской Дубровки, но вообще-то вечером, максимум ночью, мне обязательно надо быть дома), вызвать такси (с велосипедом? да разорюсь же), переночевать на скамейке (хах, опыт есть, но еще очень холодно ночью без спальника и пенки, да и Невская Дубровка - это не культурная Финляндия, вон у магазина бродят подозрительно одетые и явно нетрезвые личности, пятница же); ну и самый очевидный, и вместе с тем самый страшный - ехать на велосипеде домой. В полной темноте по неосвещенным второстепенным трассам, ибо на Мурманское шоссе я в ночи точно не сунусь. Посмотрела путь домой по maps.me: 32 километра. Ну, не так и много, от вокзала до дома надо было бы ехать 18, подумаешь, почти вполовину больше... Как хорошо, что я не укатила, например, в Волховстрой или еще куда подальше! Но вот шоссе с машинами и полная темнота - вот это реальный треш. Я, конечно, хотела потренироваться поездить по нашим шоссе, но явно как-то не так себе представляла погружение в российскую дорожную реальность. Но делать нечего, надо ехать.
Когда я внутренне приняла это решение, мне стало очень-очень страшно, и я не смогла остаться с этой мыслью наедине. Хотелось поделиться, но только с теми, кто понимает, каково это: внезапно оказаться с велосипедом вдали от дома посреди ночи с перспективой добираться домой на ощупь по трассам. И с теми, кто знает, что это значит для меня, неопытной и панически боящейся дорог. Таких людей в моем окружении, о которых я сразу подумала, было двое, и спасибо вам, огромное, ребята, за то, что отозвались на мои спутанные собщения и поддержали морально! Сережа, мой хороший знакомый и по совместительству организатор той самой новичковой покатушки в Невскую Дубровку, прекрасно понял мое состояние и написал очень верные слова в ответ; а Даня, мой верный друг, даже предложил выехать мне навстречу:-) Отказалась, потому как это довольно бессмысленно, но было очень приятно, спасибо! И всю дорогу до дома я держалась за моральную поддержку друзей, и знала, что сейчас в этой трешовой ситуации я хотя бы мысленно не одна. Ну, и если не доеду, то хоть кто-то знает, в каком направлении меня потом искать.
Включила фонари: передний и задний, надела на себя светоотражающую кислотную жилетку поверх рюкзака, которую со времен ночной поездки по Финляндии всегда ношу с собой на всякий случай, и, глубоко вздохнув, поехала в направлении, указанном maps.me.
Последние метры освещенной местности и та самая злополучная электричка
И все. Дальше только темнота.
Пятно света - это фура несется по встречке
Пережив первый момент ужаса, когда впервые закончился свет, я нырнула в темноту. Черт, страшно же как!!! Руки дрожат, коленки дрожат, да еще и промерзла к этому моменту уже довольно сильно. Стараюсь разогнаться, чтобы согреться, но как только слышу сзади догоняющую меня машину, тут же притормаживаю и сваливаю на обочину, так как не вполне уверена, что меня хорошо видно, да и видно ли вообще. Понять это удается только на десятой примерно машине, которая сама в ужасе шарахается на встречную полосу от непонятного мигающего с полосками непойми чего в темноте. Значит, видно, уже неплохо. Но заставить себя продолжать ехать по довольно узкому шоссе, когда сзади снова приближается машина - особенно фура - я не могу, холодею от ужаса и снова сбегаю на обочину, благо, она тут вроде бы неплохая и ровная, по крайней мере те куски, которые я вижу в свете от фонарика. Так и еду переменным зигзагом, получается в итоге не очень быстро. Иногда все вокруг стихает и машин нет: ни встречных, ни попутных, тогда я еду абсолютно одна в полной тишине и темноте, и только над головой ярко сияет Большая Медведица. Без машин не страшно, ехала бы так до самого дома... Но нет, сзади снова нарастает гул...
На одной из остановок перевести дух и выпить глоток воды обнаружила, что задний фонарь не горит... Черт! Недавно же меняла батарейки. Включила - вроде горит, странно. Поехала дальше - горит, потом опять не горит. Теперь при мысли, что сзади едет машина, а я без заднего фонаря, стало вообще дико. Параноилась, часто останавливалась проверять: горит или нет. Горел. Иногда останавливалась с картой разобраться, отслеживание трека в реальном времени не включала, так как у телефона заканчивался заряд, а у power банки он закончился еще час назад. Я ее и не заряжала перед дорогой, взяла просто на всякий случай. В особо стремные моменты останавливалась, потому что сердце колотилось и ноги подкашивались, неудобно было как-то ехать в таком состоянии. Стояла на обочине, переводила дух, и ехала дальше.
Потом начались освещенные деревни и поселки, и почти до самого Кудрово полной темноты уже не было - так, местами, ненадолго. Стало чуть меньше страшно, но от машин все еще часто шарахалась на обочину - дорога была очень узкая. На полной скорости пролетела машина скорой помощи, просигналив заранее - видимо, предупреждала о приближении.
В поселках и в промышленных зонах меня четыре раза пытались сожрать собаки. Я вообще собак не очень боюсь - в детстве у меня была колли - но таких агрессивных еще никогда не встречала. И если три собаки подряд выскакивали прямо на дорогу, мчали наперез, облаивали и бежали за резко ускорившейся мной, пока я на них страшным голосом орала "Фууууу!!!", то четвертая выскочила молча и бежала вслед за мной, утробно рыча, что было еще кошмарнее. Я на нее так рявкнула, что сама чуть с велосипеда не рухнула от ужаса, а собака после этого осталась стоять на шоссе, как вкопанная. Блин, я даже не знала, что умею так орать. Вообще я много раз слышала истории от бывалых велосипедистов, что собаки терпеть не могут людей на велосипеде и часто нападают. Знаю, что некоторые возят с собой для таких случае камни или какие-то более серьезные средства обороны. И вот сама с этим столкнулась... Каждый раз, когда очередное злобно гавкающее чудовище гналось за мной по шоссе, меня накрывала волна холодного пота; и четыре раза за такое непродолжительное время - это как-то многовато для одной поездки, как мне кажется.
Под конец пути от всех этих переживаний я уже так устала, что начала терять бдительность: то в какой-то момент обнаружила себя посреди полосы - хорошо, что машины к этому времени почти пропали, а вот дорожное покрытие сильно испортилось; то влетела в пару ям на полной скорости - ну не хватало еще себе пробить колесо сейчас!
Так что, когда спустя бесконечные куски времени, перемешанные с ужасом, я увидела, наконец, вдали огни Кудрово, то расплакалась прямо на ходу: боже, неужели я доеду домой! В какие-то моменты я реально думала, что это моя последняя поездка. Например, когда меня ослепила встречная машина, и я, не успев уйти на обочину, услышала совсем рядом рев мотора, и поняла, что ослепило не меня одну. Когда на меня бросилась собака, а я едва удержалась от интуитивного поворота руля левее, ибо рядом как раз шла фура. Когда влетела в яму в темноте и чуть не грохнулась со всего размаха на дорогу - вот там бы меня точно уже никто не увидел и раскатал бы на раз-два, даже не заметив.
Поэтому, когда в два часа ночи я въехала, наконец, в Кудрово, меня трясло со всей дури так, что я едва держалась за руль. Свернула с опостылевшего до чертиков шоссе в парк Оккервиль, упала на первую же скамейку и просидела там минут десять без единой мысли в голове, кроме одной: я жива. Я доехала.
Впервые в жизни я обрадовалась ночным алкомаркетам: пристегнула велосипед у подобного магазина (вообще обычно никогда не бросаю велосипед на улицах в России, даже пристегнутым), зашла внутрь и купила себе бутылку красного крымского вина. И только дома, под теплым одеялом, с бокалом вина и бутербродом с сыром в руках, я потихоньку начала оттаивать, переставать дрожать и приходить в себя. Отписалась ребятам, что доехала, и где-то между вторым и третьим бокалом осознала, что тренировка езды по загородным шоссе на велосипеде сегодня чертовски удалась, план на ближайшую пятилетку я, пожалуй, перевыполнила и теперь мне, наверное, уже мало что будет страшно, но, может быть, все же лучше возвращаться из Финляндии на автобусе?...
Покатушка удалась на все сто, если после нее на трясущихся ногах впервые в жизни идешь в ночной алкомаркет
за лекарством от стресса
А еще: как хорошо быть живой и дома!
Ах да, про электричку. Я, конечно же, посмотрела потом повнимательнее расписание. Так вот, на станции Петрокрепость в одно и то же время должны находиться две электрички! Последняя в Питер в 22:19, и предпоследняя из Питера в 22:17-22:19 (две минуты - стоянка на станции). Кто ж знал! В каком направлении Питер, я там как-то не сориентировалась, а надо было, конечно. Только странно, что отъезжая на этой самой неправильной электричке, правильную я так и не увидела, хотя она должна была промелькнуть мимо. Поэтому до самой конечной станции и страшных слов "Невская Дубровка" меня так ничего и не смутило.
Так что будьте внимательны, не повторяйте моих ошибок, берегите себя и удачи на дорогах!