Сенная площадь всегда была злачным районом. Сколько его помню - всегда у метро стоят бойкие торгаши, ларьки, палатки. А рядом: Апрашка, Сенной рынок... Такое ощущение, что здесь торговали всегда. Впрочем, так оно и было. Место, словно созданное для продавцов и покупателей, для купцов и бедного люда. Об этом и о многом другом нам рассказал Игорь
id77, который почти сразу заметил, что почти не подготовился к экскурсии. Скромняга! Всем бы так «не готовиться».
Я слышала немного экскурсий, но сразу заметила, что наш гид простым языком говорил об истории так, что перед глазами вставали леса и болота, которые здесь были до 1736 года. А затем - Конная площадь с хитрым купцом Собакиным, который скромно начинал торговлей с обоза, но случайная встреча с императрицей Елизаветой Петровной подняла его до необыкновенных высот. А чуть позже он и вовсе получил потомственное дворянство.
Именно на его средства здесь была построена церковь «Спаса-на-Сенной», которую по разным данным, строили либо архитектор Франческо Бартоломео Растрелли либо Андрей Васильевич Квасов. Церковь взорвали в 1961 году, хотя она почти была спасена. В последний момент на ее защиту встала всесильная Екатерина Фурцева. Но письмо чуть запоздало, и уже спустя пару лет на фундаменте храма появилась станция метро «Площадь Мира». И я прекрасно помню именно это название станции. Теперь о церкви здесь напоминает часовня, а с восстановлением церкви, видимо, решили подождать.
Но мы снова возвращаемся в прошлое, переходим дорогу и оказываемся перед гауптвахтой. Здание, построенное в 1818 году архитектором В. И. Беретти по проекту архитектора Лиуджи Руска, стоит себе спокойно, пережив все революции и века, и напоминает о наказаниях, которым здесь подвергался рабочий люд. Вспоминаем Некрасова, и его «Здесь били женщину кнутом, крестьянку молодую». На самом деле, как рассказал Игорь, такого быть не могло - к тому времени, как великий поэт писал эти строки, женщин, да и вообще крепостных, уже давно не били, там более кнутом.
С 1957 по 1987 год здесь размещался автобусный вокзал.
А тем временем мы вспоминаем еще одного представителя творческой профессии - художника Крамского и его «Неизвестную». Красивая женщина, но похожа на представительницу древнейшей профессии. Так, по крайней мере, считают исследователи.
Самое время вспомнить про Сенную как рассадник проституции. После демонстрации желтого билета, мы окончательно понимаем, что здесь было прибежище для самого худшего, третьего класса проституток.
Естественно, мне тут же вспоминается Сонечка Мармеладова - недаром в этом районе жили герои «Преступления и наказания» - куда же еще их мог поселить Достоевский?
Купцы быстро делали здесь состояния - для этого на Сенной были созданы все условия. Постепенно, из стихийного рынка, здесь появляются отдельные крытые ряды: для рыбы, мяса, овощей и скобяных изделий. Недалеко отсюда был и рынок труда - туда приезжали крестьяне из деревень за заработком. В таком месте не обойтись без кабаков и трактиров. Кстати, в последних можно было заночевать, да и вообще место было посолиднее. А многие ночевали на Демидовом переулке (Гривцова), где раньше была долговая тюрьма. Но там находилось местечко и для крестьян.
На этом углу мы решаем выпить коньяку. Надо же понять, какие ощущения испытывали здесь прохожие в XIX веке, в этом «чреве Петербурга», как называли это место тогда, по аналогии с «чревом Парижа».
Но впрочем, в конце XIX века здесь пустили конку, а затем трамвай, и место стало поприличнее. Ненадолго!
Как видите, как раз на угловом доме обваливается фасад. Естественно я отправила эту проблему на
сайт о проблемах города Мы заканчиваем экскурсию у переулка Бринько (Таиров). Именно здесь, в 1831 году был погашен «холерный бунт», а на месте китайского ресторана, еще до революции, появился один из первых кинотеатров.
Но, конечно, наибольший интерес вызывает история о воровских «малинах», которые располагались здесь в советское время. Для большей наглядности и достоверности, Игорь вынимает колоду карт. «Карты» - «Кодлы» - ведь правда похоже. Да и «значения» карт один в один напоминают иерархию банды. «Шестерка», «дама», «король» - все пришло оттуда.
Вспомнив и других криминальных авторитетов, например, Барсукова-Кумарина - «ночного губернатора» Петербурга, мы расходимся. Как раз почти стемнело, и Сенная вот-вот превратится в то самое злачное место. Благодарю за экскурсию
spbblog в лице
upsya и надеюсь на продолжение!